• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Институте образования НИУ ВШЭ прошел круглый стол «Политики и практики инклюзии в школьном и внешкольном образовании в странах бывшего СССР»

13 ноября 2023 г.  в рамках III Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности» прошел круглый стол «Политики и практики инклюзии в школьном и внешкольном образовании в странах бывшего СССР». Мероприятие стало частью проекта ЦФИ «Сравнительный анализ влияния социальных, экономических и образовательных реформ, реализованных в странах постсоветского пространства, на ситуацию с образовательным неравенством в основном и дополнительном образовании детей».  

Тема круглого стола представляет высокую значимость, поскольку советский опыт обучения и воспитания детей группы с особыми потребностями определил в некоторой степени специфику развития инклюзии в странах бывшего Советского Союза. Каждая страна разработала и реализует политику в этом направлении с учётом особенностей социально-экономической ситуации и своих особенностей транзита системы образования. 

С докладами о национальных кейсах выступили руководители организаций инклюзивного образования, известные эксперты и исследователи из Азербайджана, Беларуси, Казахстана и России. Выступления охватили характер развития инклюзивного образования после распада СССР, аспекты школьной инклюзии, преграды и перспективы развития. Юлия Мельник, представила кейсы России, Беларуси и Казахстана по инклюзии в дополнительном образовании. В большинстве докладов звучало, что государства, в целом, ориентируются на широкую артикуляцию инклюзивного образования, но группа детей с ОВЗ остается наиболее охватываемой. Айгерим Кудеримова,директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования (Алматы, Казахстан), отметила схожесть путей развития инклюзии в России и Казахстане, добавив, что «... сегодняшняя площадка для обсуждения будет хорошим импульсом дальнейшего нашего сотрудничества во благо наших детей». Интерес к сотрудничеству выразили и эксперты из Беларуси и Азербайджана. 

Сергей Косарецкий выразил признательность всем докладчикам и участникам дискуссии за подчеркнутые ценности инклюзии. Он отметил, что: «инклюзия оказывается принципом, который определяет вопросы о качестве образования, об отношениях между детьми и взросл­­ыми...на примере инклюзии, мы можем судить в целом о зрелости национальных образовательных систем и их сообществах». Бибигуль Искакова в ходе дискуссии обратилась к экспертам из Казахстана и Азербайджана, ставя вопросы о роли родительских сообществ и НКО в продвижении инклюзивного образования, отношении общества к реформам инклюзии, а также методах измерения эффективности реализации инклюзивного образования в странах.