Дискуссия об инклюзии и неравенстве на полях международной конференции исследователей Центральной Евразии
В Алматы состоялась летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии (CESS), в которой центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского второй раз подряд проводит круглый стол, посвящённый вопросам неравенства в образовании в странах бывшего Советского Союза. Площадкой CESS 2024 стал Turan University, где собрались исследователи региона из многих стран мира. Панельная дискуссия центра «Inclusion and Equity in Post-Soviet Countries: Policies, Practicies and Research to Overcome Educational Inequality" («Инклюзия и равенство в постсоветских странах: политика, практика и исследования по преодолению неравенства в образовании»), модератором которой стал Иван Иванов, научный сотрудник центра, объединила исследователей из России и Азербайджана и вызвала большой интерес аудитории нестандартностью фокуса рассмотрения неравенства в образовании в контексте «широкой инклюзии» с попыткой рефлексии опыта международных реформ и барьеров социокультурного характера в продвижении и внедрении инклюзивного подхода в образовании.
Ульвия Микаилова, давний партнёр центра, декан факультета образования ADA University в Баку (Азербайджан) отметила, что после распада СССР образовавшийся вакуум был заполнен глобальной повесткой международных организаций. Продвижение инклюзивного образования, которое продвигали ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ОЭСР, служит ярким примером этого влияния. Несмотря на добровольный характер выполнения международных соглашений, сложилась ситуация, когда страны взяли на себя конкретные обязательства не столько перед своими гражданами, сколько перед мировым сообществом. Внедрение инклюзивного образования происходит без достаточной внутренней осведомленности профессионального сообщества и общества в целом о ценности инклюзивности и проблемах, связанных с ее внедрением. Как отметила доктор Микаилова, спрос на реформу инклюзивного образования возник не внутри системы и не воспринимался как необходимость, а был вызван извне сообществом доноров. Реформой руководили внешние субъекты, а самой стране не хватало чувства сопричастности к этим глобальными идеям.
Мария Новикова, научный сотрудник центра, выступила с докладом, посвященным т. н. культуре молчания и её влиянию на возможности инклюзии, в частности, детей с миграционным статусом. Эта культура характеризует не только взаимоотношения между учителями и детьми, но и отношения между властями и учителями. В процессе внедрения инклюзивности наблюдается тенденция к подотчетности без создания возможностей для диалога, обмена личным опытом или критического мышления. В то же время концепция культуры молчания, связанная с мигрантами, и сама динамика может быть рассмотрена и на макроуровне – между властями и школами.
Директор центра Сергей Косарецкий в своем заключительном слове отметил, что понимание и учет контекстуальных нюансов, а также формирование культуры участия необходимы для успешной реализации реформ инклюзивного образования. Только таким образом можно добиться, чтобы эти реформы были значимыми, устойчивыми и по-настоящему инклюзивными.
Центр продолжает линию анализа образовательной политики в сфере инклюзии. В ближайшее время в журнале Revista Brasileira de Educação Especial выйдет статья, посвящённая анализу кейсов реформ инклюзивного образования в Азербайджане и России, а в начале августа состоится онлайн круглый стол "Inclusion in education in the BRICS countries: national policies, challenges and prospects" в рамках IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей».