• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пять главных навыков для успеха школьников в цифровой среде

Возрастающий интерес к цифровому обучению объясняется его гибкостью, многообразием образовательных практик и возможностей для персонализации учебного процесса. В то же время такой формат ставит учащихся перед новыми вызовами, среди которых множество отвлекающих факторов, технические трудности и т. д. Поэтому для успешного обучения в цифровой среде требуются — помимо предметных знаний — определенные навыки, позволяющие преодолевать возникающие трудности. К этим навыкам относятся не только цифровые навыки, но и навыки совместного обучения, критического мышления, эмоциональной регуляции и сознательности. Именно совокупность перечисленного позволяет сделать процесс обучения в цифровом формате более доступным и вовлекающим.

Авторы исследования

Кулиева Айнур Вугаровна

Сотрудник лаборатории медиакоммуникаций в образовании

Гетман Александра Витальевна

Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Стажер-исследователь

Цифровые навыки

Предполагается, что использование технологий в образовании положительно сказывается на цифровых навыках и навыках XXI века в целом. Какие же навыки относятся к цифровым?

Согласно методике Евростата, адаптированной в недавнем российском докладе Мониторинга экономики образования (2023), цифровые навыки в целом включают в себя:

— навыки работы с программным обеспечением (ПО)
— цифровые коммуникационные навыки 
— цифровые навыки работы с информацией
— навыки подключения, установки и настройки цифрового оборудования и ПО

Навыки работы с ПО означают умение работать в текстовых редакторах, создавать таблицы и презентации, программы для редактирования фото, видео- и аудиоматериалов, а также программирование. Цифровые коммуникационные навыки предполагают публикацию файлов в Интернете, работу с заданиями на различных платформах, создание конференций. При этом отдельно выделяют навыки работы с информацией: использование виртуального диска, создание собственного контента и управление сайтами, покупки в сети и поиск информации о товарах или услугах. Что касается навыков подключения, установки и настройки оборудования, то здесь, в частности, выделяют загрузку программ и переустановку операционных систем.

Существуют и другие классификации: например, в разработанной в начале века Норвежской национальной учебной программе навыки разделяются по сложности. Цифровая компетентность определяется как сумма простых цифровых навыков (например, использование ПО для поиска, преобразования и контроля информации) и более продвинутых (оценка, интерпретация и анализ цифровых форм медиа и инструментов).

Важно, что среди цифровых навыков всегда отдельное внимание уделяется навыкам работы с информацией (information skills), которые включают в себя умение работать в Интернете. Согласно итальянскому исследованию (2016) такие навыки оказывают положительное влияние на школьную успеваемость. 

Навыки также связаны между собой: цифровые коммуникационные навыки способствуют развитию критического мышления у школьников. Так, осторожное отношение к персонализированным новостным алгоритмам социальных сетей и привычка отслеживать источники новостей предсказывают навыки критического осмысления новостей в реальной жизни. Использование социальных сетей имеет множество плюсов: например, ученик получает возможность сохранять контакт с одноклассниками и учителями и во внеурочное время, обмениваться идеями и получать обратную связь по обучению. Общение при помощи социальных сетей помогает подросткам получить пространство для исследования собственной идентичности, при этом не только взаимодействуя с другими, но и размышляя о себе.

Что же нужно для развития цифровых навыков? Результаты исследований (например, исследования чилийских школьников, 2015) показали, что наиболее важными факторами в развитии цифровых навыков являются доступ учащегося к компьютеру дома и опыт его использования, лингвистический капитал (то есть степень овладения языком для коммуникации и других целей) и социально-экономический статус.

Навыки совместного обучения

Важным аспектом цифрового обучения является общение учеников друг с другом. Исследования Рональда Маркса и других авторов показывают, что оно может снизить тревожность и увеличить мотивацию и успеваемость учащихся. В то же время онлайн-среда накладывает свои ограничения, среди которых, например, отсутствие прямого контакта или чувства присутствия. Одна из стратегий работы с этим барьером заключается в развитии у учеников навыков совместного обучения: способности выстраивать общение, решать конфликты, брать на себя ответственность и принимать решения при работе в группе, делиться своими идеями и быть открытыми к точке зрения других, мониторить и оценивать процесс взаимодействия и его результаты. Высокий уровень развития навыков совместного обучения является важным условием для установления кооперации между учениками, повышения их психологического благополучия и образовательных результатов в условиях цифрового обучения.

Навыки критического мышления

Критическое мышление считается одной из ключевых целей образования. Навык критически мыслить особенно ценен сейчас, в эпоху постправды, когда факты и доказательства имеют меньшую силу в формировании общественного мнения, чем личные убеждения, шутки и популярные мнения, то есть высказывания, апеллирующие к чувствам. Недавняя пандемия COVID-19 подчеркнула эту проблему особенно остро, поскольку вызвала поток фейковых новостей, которые быстро распространились через Интернет, приводя к дезинформации населения. Чтобы этого избежать, нужно уметь мыслить критически, то есть уметь задавать вопросы, собирать релевантную информацию, эффективно сортировать ее, логически рассуждать на ее основе и приходить к надежным и заслуживающим доверия выводам, которые позволят успешно жить и действовать в мире (Schafersman, 1991). 

Критическое мышление предполагает работу с убеждениями: например, когда люди твердо верят во что-то, они склонны искать доказательства, которые подтверждают то, во что они верят. Одновременно с этим они не ищут, избегают или игнорируют доказательства, которые противоречат их точке зрения. Человек, обладающий навыком критического мышления, прилагает дополнительные усилия для поиска и изучения доказательств, которые противоречат тому, во что он верит, и воспитывает в себе готовность изменить свое мнение, когда доказательства начинают расти против его изначальной позиции. В цифровой среде это усложняется тем, что учащимся приходится иметь дело с неограниченным доступом к информации и знаниям.

Новейшие исследования критического мышления в цифровой среде акцентируют внимание на том, что форумы, совместное обучение и обсуждения реальных проблем направлены на развитие этого навыка у обучающихся. Из этого следует, что учителям нужно стимулировать взаимодействие между учащимися для обмена мнениями и использовать реальные жизненные ситуации.

Навыки эмоциональной регуляции

Эмоциональная регуляция играет важную роль в процессе обучения как в цифровой, так и нецифровой образовательной среде. Способность регулировать свои эмоции и поведение позволяет ученикам успешнее справляться с возникающими трудностями, поддерживать чувство психологического благополучия, а также эффективнее строить взаимодействие и совместную работу со сверстниками. 

Эмоциональная регуляция представляет собой совокупность навыков, которые позволяют человеку контролировать свои эмоции и справляться с переживаниями. Согласно отчету ОЭСР конструкт эмоциональной регуляции включает следующие навыки:

— стрессоустойчивость — умение справляться с тревожностью и стрессом, решать возникающие проблемы, не теряя самообладания;
— эмоциональный контроль — владение стратегиями регулирования эмоциональных проявлений;
— оптимизм — обладание позитивными ожиданиями относительно себя и жизни в целом.

В исследованиях было показано, что навыки эмоциональной регуляции в значительной степени связаны с психологическим здоровьем учащихся. Чем выше уровень этих навыков, тем более высока удовлетворенность от жизни и психологическое благополучие учеников не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

Навыки сознательности

Сознательность (англ. conscientiousness) позволяет человеку выполнять поставленные задачи качественно и вовремя. Согласно отчету ОЭСР в эту группу входят следующие социально-эмоциональные навыки:

— ответственность — способность выполнять взятые на себя обязательства, пунктуальность и надежность;
— самоконтроль — способность справляться с отвлекающими факторами и контролировать внезапные импульсы, концентрировать внимание на задаче для достижения личных целей;
— настойчивость — способность доводить выполнение задач до конца.

Результаты исследований показывают, что навыки сознательности положительно связаны с академическими достижениями, а также имеют позитивные эффекты в долгосрочной перспективе. При обучении в цифровой среде перечисленные навыки приобретают ключевое значение, поскольку в таком контексте, как уже указывалось, возникают новые вызовы для учащихся (множество отвлекающих факторов, скука, технические проблемы и т. д.). Неспособность преодолевать эти трудности может привести к снижению образовательных результатов и учебной вовлеченности.

Заключение

Пять навыков, которые мы обозначили, а именно цифровые, совместного обучения, критического мышления, эмоциональной регуляции и сознательности, играют большую роль для обучения в цифровой среде, помогая справиться как с техническими, так и с психологическими препятствиями на пути использовании технологий. 

Для развития этих навыков учителю важно чаще:

— совместно с учениками ставить цели в обучении;
— давать ученикам обратную связь, в том числе при помощи мессенджеров и приложений;
— выстраивать коммуникацию между учениками и приглашать их к дискуссии;
— использовать реальные ситуации в обучении;
— обучать учащихся работе с эмоциональным состоянием;
— предоставлять им возможности для самостоятельной работы.