Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании

 

Продвигаем доказательный подход к использованию EdTech в образовании и изучаем цифровое неравенство

 



Оцениваем

Эффективность образовательных инноваций и практик

Исследуем

Вовлеченность преподавателей и учащихся при работе с цифровыми ресурсами

Анализируем

Особенности использования EdTech по цифровым следам

Привлекаем

К оценке инноваций зарубежные научные центры и исследователей

Тематическая карта наших исследований




Направления экспертизы и консалтинга

  • КОНСУЛЬТИРУЕМ

    Бизнес-компании, отдельные школы и организации по вопросам оценки влияния различных инноваций и практик в образовании

  • ОЦЕНИВАЕМ

    Эффективность педагогических интервенций на образовательный опыт учащихся на онлайн-платформах

  • РАЗРАБАТЫВАЕМ

    Исследования полного цикла: постановка цели, дизайн, разработка инструментов, сбор и обработка данных

Исследовательские проекты

Внедрение, использование и восприятие цифровых средств в школе

Анализ динамики цифрового неравенства в России в ходе проектов модернизации образования, и его влияния при переходе на дистанционное обучение. Систематизация практик использования цифровых инструментов, выявление взаимосвязи с характеристиками учителей и школ. Оценка уровня выгорания и технологического стресса учителей при работе в онлайн-форматах.

Кейс Новой Москвы: как изменились школы в результате присо­единения муници­палитетов к столице

Оценка эффектов, как участие в программе «Столичное образование» повлияло на результаты и доступ к ресурсам учащихся школ Новой Москвы. Анализ иных факторов, которые влияют на академические результаты и ресурсную базу образовательных учреждений. Выработка рекомендаций, направленных на снижение образовательного неравенства в России.

Барьеры и факторы использования цифровых средств в школе

Изучение особенностей внедрения и использования учителями начальной школы электронных образовательных ресурсов. Выявление различных аспектов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе с характеристиками учителей и школ. Определение механизмов и факторов такого выбора.

Прикладные проекты

Цифровые технологии в образовании

Готовим серию материалов, посвященных исследованию благополучия и установок относительно использования цифровых образовательных сервисов российских учителей.

Возможности измерения вовлеченности учащихся на цифровых платформах

Совместно с крупнейшей российской образовательной платформой Учи.ру исследовали подходы к оценке и измерению вовлеченности учащихся на цифровых образовательных платформах. Разработали концепцию и дизайн исследования по проверке эффективности различных способов вовлечения учащихся.

Заказать проект

lepa@hse.ru

akapuza@hse.ru

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории 

Доказательное развитие образования

Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики

2 года, очная магистратура

Подробнее

Практики EdTech

Знакомство с практическими сторонами исследований EdTech и основами конструирования образовательного опыта в онлайне.

Майнор для студентов НИУ ВШЭ

Подробнее

Обучение и оценивание как наука

Разработка инструментов оценивания, которые учитывают индивидуальные особенности человека.

2 года, очная магистратура

Подробнее

Аспирантская школа по образованию

Практические и фундаментальные исследования в образовании, основанные на междисциплинарном подходе.

Подробнее

Команда

Руководитель лаборатории

Сотрудники лаборатории

Гуляева Анастасия Романовна

Менеджер лаборатории

Капуза Анастасия Васильевна

Саморегулируемое обучение, методология анализа и использования цифровых следов

Адамович Ксения Александровна

Использование инструментов на базе ИИ и ML в исследованиях образования, паттерны обучения в онлайн-среде

Костли Джейми Хайг Марр

Педагогический дизайн в онлайн средах, коллаборативное обучение

Горбунова Анна Юрьевна

Педагогический дизайн, когнитивная нагрузка, проблемно-ориентированное обучение

Шульгина Галина Игоревна

Коллаборативное обучение с компьютерной поддержкой, предоставление обратной связи в онлайн обучении

Гетман Александра Витальевна

Вовлеченность, учебная аналитика, педагогический дизайн в онлайн-обучении

Андронова Екатерина Юрьевна

Педагогический дизайн, структура понятий, проблемно-ориентированное обучение, концептуальные карты, психология обучения

Чжан Хань

Коллаборативное обучение с компьютерной поддержкой, предоставление обратной связи в онлайн обучении

Бойцов Максим Сергеевич

Саморегулируемое обучение, методология анализа и использования цифровых следов

Публикации

  • Книга

    Терентьев Е. А., Габдрахманов Н. К., Зиньковский К. В. и др.

    Кейсы российских университетов. Выпуск 4, 2022–2023

    В четвертом сборнике представлены кейсы российских вузов, отражающие современные аспекты управления университетом, наукой и инновациями в технических и творческих вузах, профориентацию будущих инженеров и развитие у них гибких навыков, экспорт образовательных услуг и управление имущественным комплексом вуза. Кейсы разработаны на основе актуальной информации и интервью с руководителями вузов, студентами, представителями компаний партнеров и работодателей. Кейсы разработаны студенты магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ.

    Сборник предназначен для использования в образовательных программах, нацеленных на подготовку управленческих команд вузов, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами трансформации высшего образования и управления университетами.

    Магистерская программа «Управление в высшем образовании» с 2011 г. реализуется Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Программа предназначена для обучения современному университетскому управлению сотрудников высших учебных заведений. Это первая из российских образовательных программ своего направления, которая включена в авторитетный международный каталог академических программ в сфере высшего образования и регулярно публикует сборники кейсов российских университетов.

    Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

  • Обращаясь к содержанию: теоретические предпосылки исследования уровней абстракции понятия в решении проблемно ориентированных задач

    Несмотря на широкий круг исследований, посвященных изучению понятийной структуры и ее роли в процессе обучения, немногие работы обращаются к содержательным характеристикам самих понятий. Еще меньше исследований рассматривают вопрос о том, как эти содержательные характеристики могут соотноситься с процессом обучения в целом и с решением проблемно ориентированных задач в частности. В своей работе мы обращаемся к такой характеристике понятий, как уровни их абстракции, и предлагаем теоретическое обоснование для выдвижения дальнейших эмпирических гипотез о возможной роли уровней абстракции понятий в процессе репрезентации проблемы и поиска стратегий решения проблемно ориентированных задач.

    Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. С. 133-145.

  • Глава в книге

    Maloshonok N., Zhuchkova S., Bekova S. et al.

    The quality of admissions to Russian doctoral programmes during the COVID-19 pandemic

    Previous studies have shown that the COVID-19 pandemic had a negative impact on higher education systems and student learning globally. However, despite this, many countries experienced an increase in doctoral enrolment in 2020, which has raised concerns about the quality of admission and the motivation of doctoral candidates during the pandemic. This article aims to explore this context by delving into statistics about Russian doctoral programmes, which saw a decline in enrolment from 2010 to 2019. We use data from a web survey of 1,895 students enrolled in doctoral programmes at Russian universities in 2020. The results suggest that the increase in enrolment came in tandem with a decrease in the quality of doctoral admission. More students with non-academic motivation and a lack of academic skills and attainment were admitted. This situation is likely to prompt completion rates to lower over the course of the next three to five years.

    In bk.: Global Perspectives on Graduate and Doctoral Education: International Case Studies. L.: Routledge, 2025. P. 103-112.

  • Препринт

    Larina G., Kuzmina Y., Georgijs K.

    The Precision of Symbolic Numerical Representation in Verbal Format Has an Indirect Effect on Math Performance in First Grade

    PSYCHOLOGY. WP BRP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 120.

Все публикации