Оцениваем
Эффективность образовательных инноваций и практик
Исследуем
Вовлеченность преподавателей и учащихся при работе с цифровыми ресурсами
Анализируем
Особенности использования EdTech по цифровым следам
Привлекаем
К оценке инноваций зарубежные научные центры и исследователей
Тематическая карта наших исследований
-
Коллаборативное обучение
Как организовывать и поддерживать совместное обучение в онлайн средах
-
Использование цифровых следов для педагогического дизайна
Как можно улучшить образовательный опыт используя автоматически собираемые на онлайн платформах данные
-
Механики вовлечения в онлайн-обучение
Какие особенности продукта помогают достигать лучших образовательных результатов, а какие мешают
Направления экспертизы и консалтинга
-
КОНСУЛЬТИРУЕМ
Бизнес-компании, отдельные школы и организации по вопросам оценки влияния различных инноваций и практик в образовании
-
ОЦЕНИВАЕМ
Эффективность педагогических интервенций на образовательный опыт учащихся на онлайн-платформах
-
РАЗРАБАТЫВАЕМ
Исследования полного цикла: постановка цели, дизайн, разработка инструментов, сбор и обработка данных
Исследовательские проекты
Внедрение, использование и восприятие цифровых средств в школе
Анализ динамики цифрового неравенства в России в ходе проектов модернизации образования, и его влияния при переходе на дистанционное обучение. Систематизация практик использования цифровых инструментов, выявление взаимосвязи с характеристиками учителей и школ. Оценка уровня выгорания и технологического стресса учителей при работе в онлайн-форматах.
Кейс Новой Москвы: как изменились школы в результате присоединения муниципалитетов к столице
Оценка эффектов, как участие в программе «Столичное образование» повлияло на результаты и доступ к ресурсам учащихся школ Новой Москвы. Анализ иных факторов, которые влияют на академические результаты и ресурсную базу образовательных учреждений. Выработка рекомендаций, направленных на снижение образовательного неравенства в России.
Барьеры и факторы использования цифровых средств в школе
Изучение особенностей внедрения и использования учителями начальной школы электронных образовательных ресурсов. Выявление различных аспектов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе с характеристиками учителей и школ. Определение механизмов и факторов такого выбора.
Прикладные проекты
Цифровые технологии в образовании
Готовим серию материалов, посвященных исследованию благополучия и установок относительно использования цифровых образовательных сервисов российских учителей.
Возможности измерения вовлеченности учащихся на цифровых платформах
Совместно с крупнейшей российской образовательной платформой Учи.ру исследовали подходы к оценке и измерению вовлеченности учащихся на цифровых образовательных платформах. Разработали концепцию и дизайн исследования по проверке эффективности различных способов вовлечения учащихся.
Заказать проект
lepa@hse.ru
akapuza@hse.ru
Образовательные программы с участием экспертов лаборатории
Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики
2 года, очная магистратура
Знакомство с практическими сторонами исследований EdTech и основами конструирования образовательного опыта в онлайне.
Майнор для студентов НИУ ВШЭ
Разработка инструментов оценивания, которые учитывают индивидуальные особенности человека.
2 года, очная магистратура
Практические и фундаментальные исследования в образовании, основанные на междисциплинарном подходе.
Команда
Руководитель лаборатории
Когнитивные процессы при обучении в цифровой среде, методология анализа и использования цифровых следов
Сотрудники лаборатории
Искусственный интеллект в образовании, онлайн-подготовка студентов и аспирантов
Педагогический дизайн в онлайн средах, коллаборативное обучение
Использование инструментов на базе ИИ и ML в исследованиях образования, паттерны обучения в онлайн-среде
Педагогический дизайн, когнитивная нагрузка, проблемно-ориентированное обучение, самостоятельный контроль
Коллаборативное обучение с компьютерной поддержкой, предоставление обратной связи в онлайн обучении
Вовлеченность, учебная аналитика, педагогический дизайн в онлайн-обучении
Педагогический дизайн, понятийная структура в обучении, проблемно-ориентированное обучение, концептуальные карты, психология обучения
Искусственный интеллект в образовании, коллаборативное обучение, онлайн-обучение, академическое письмо
Саморегулируемое обучение, методология анализа и использования цифровых следов
Менеджер лаборатории
Публикации
-
Книга
Работающая молодежь Дальнего Востока: актуальный портрет и жизненные траектории. Современная аналитика образования № 6 (89)
Данный доклад вносит вклад в доказательное обсуждение мер поддержки работающей молодежи для устойчивого развития Дальнего Востока. Его эмпирической основой выступили статистические данные о ключевых социально-демографических характеристиках работающей молодежи в дальневосточных регионах, а также данные масштабного социологического опроса работающей молодежи Дальнего Востока, проведенного в 2025 г. командой исследователей из НИУ ВШЭ и ТОГУ. Основная цель исследования состояла в определении проблемных зон для закрепления и привлечения молодежи к работе на Дальнем Востоке, а также факторов, которые могут способствовать улучшению условий для профессиональной реализации молодежи в макрорегионе. Исследование охватывало такие сферы жизни работающей молодежи, как удовлетворенность текущей занятостью, ретроспективный анализ и оценка удовлетворенности полученным образованием, отношение к семейной жизни и планы по рождению детей. Это подтверждает особую значимость выработки адресных мер поддержки для молодежи из ключевых групп риска — представителей нижних страт по доходам и женщин (особенно с детьми). Важный вывод исследования связан с необходимостью улучшения материальной инфраструктуры дальневосточных городов и сел. Еще одной важной задачей является усиление связи между образованием и рынком труда в макрорегионе. Издание предназначено для исследователей и экспертов в области образования и региональной политики.
Т. 89. Вып. 6. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2025.
-
Статья
На пути к преодолению неравенства: портрет и опыт студентов первого поколения в России
В контексте массовизации высшего образования студенты первого поколения (те, чьи родители не имеют высшего образования) сталкиваются с особыми барьерами на пути к получению высшего образования из-за своих специфических запросов, опыта и карьерных ожиданий. Это делает их одной из групп риска с точки зрения образовательной успешности, что актуализирует проведение исследований, которые помогут лучше понять специфику этой группы студентов. Цель данной статьи заключалась в определении типичного портрета российских студентов первого поколения, анализе их стратегий поступления в вузы, а также особенностей их образовательного опыта. В качестве эмпирической основы для исследования использовались данные опроса студентов российских вузов, собранные в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» (N = 9969). Согласно полученным результатам, вопреки зарубежным исследованиям, российские студенты первого поколения не отличаются от студентов, у родителей которых есть высшее образование по большинству рассматриваемых характеристик. Хотя различия в специфике поступления и образовательном опыте студентов статистически значимы, их нельзя назвать существенными в силу малого размера эффекта. Это можно объяснить спецификой российского контекста, связанной с доминированием представлений о высшем образовании как социальной норме и высоким уровнем доступности бесплатного высшего образования, а также стандартизированной моделью приема, которая может нивелировать первичные эффекты неравенства. Вместе с тем, отдельного внимания в последующих исследованиях заслуживает дифференцированный анализ траекторий, установок и образовательного опыта студентов первого поколения, обучающихся в селективных и неселективных университетах. Это позволит дать более детальную картину в отношении не просто обобщенных показателей доступности высшего образования для традиционно недопредставленных социальных групп, но и возможных ограничениях доступности наиболее качественного сегмента высшего образования для этих групп.
Вопросы образования. 2025.
-
Глава в книге
The quality of admissions to Russian doctoral programmes during the COVID-19 pandemic
Previous studies have shown that the COVID-19 pandemic had a negative impact on higher education systems and student learning globally. However, despite this, many countries experienced an increase in doctoral enrolment in 2020, which has raised concerns about the quality of admission and the motivation of doctoral candidates during the pandemic. This article aims to explore this context by delving into statistics about Russian doctoral programmes, which saw a decline in enrolment from 2010 to 2019. We use data from a web survey of 1,895 students enrolled in doctoral programmes at Russian universities in 2020. The results suggest that the increase in enrolment came in tandem with a decrease in the quality of doctoral admission. More students with non-academic motivation and a lack of academic skills and attainment were admitted. This situation is likely to prompt completion rates to lower over the course of the next three to five years.
In bk.: Global Perspectives on Graduate and Doctoral Education: International Case Studies. L.: Routledge, 2025. P. 103-112.
-
Препринт