Цифровые инструменты в школьной реальности

Пик популярности онлайн-обучения пришелся на пандемию COVID-19, а после ее окончания оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Неудивительно, что интерес к технологиям в обучении только растет, а новые цифровые методы стирают ранее непреодолимые барьеры в образовании.

Для того, чтобы понять, какие горизонты цифровые технологии открывают в образовании сейчас, эксперты Института образования при поддержке информационно-коммуникационного образовательного сервиса Сферум провели анализ литературы, опрос и интервьюирование учителей и экспертов, а затем подготовили ряд информационных материалов с рекомендациями для учителей и практиков.

Здесь мы рассмотрим 3 аспекта погружения цифровых технологий в жизнь учителей российских школ: факторы их благополучия, коммуникации в образовании с использованием цифровых инструментов и технологическую готовность.

Основная задача учебного профиля Сферум в VK Мессенджере состоит в том, чтобы эффективно дополнять образовательный процесс. С помощью цифровых инструментов педагоги могут значительно упростить свою работу, при этом сделав учебу более интересной и увлекательной для своих учеников. Мы уделяем большое внимание развитию в нашей стране цифровой образовательной среды, и исследование Института образования позволило всесторонне изучить вопрос внедрения технологий в школах.

Рубен Акопов
руководитель сервиса Сферум, VK

Что мы узнали о роли технологий в работе и жизни педагогов

Учителя отмечают значительное проникновение технологий в образовательную среду и возрастание роли технологий в своей повседневной практике.

11
часов в неделю в среднем учитель использует цифровые сервисы в работе

После перевода обучения в дистанционный формат в период пандемии COVID-19 образование перестало быть нецифровым. 96% педагогов еженедельно используют в своей профессиональной деятельности компьютер, 90% телефон, 82% электронный журнал, и 31% — интерактивную доску.

Цифровизация образования – это больше, чем дистанционное обучение. Цифровизация – это гораздо шире, это цифровые инструменты, которые ты используешь в классе, это VR и AR, компьютерные игры, виртуальные лаборатории, современный учебный контент, то же информационно-технологическое сопровождение, которые можно использовать.

Карлов Иван Александрович
Лаборатория цифровой трансформации образования: Заведующий лабораторией

15%
учителей отметили, что продолжают регулярно проводить дистанционные уроки

Две трети учителей регулярно пользуются интернетом для поиска материалов к урокам и подготовки презентаций. Менее половины опрошенных пользуются услугами электронных платформ, при этом чаще именно для назначения полноценных домашних работ (41%), а не в качестве «источника материала» на уроках или в домашних заданиях (20%). Большинство сервисов, на которых возможно назначение домашних работ ученикам, имеют функцию автоматического оценивания и выставления оценок за задания закрытого типа, поэтому создать такую «домашку» для класса удобнее, чем набирать отдельные задания из разных источников.

Несмотря на то, что сейчас большинство школ работают в «оффлайн» режиме, оказалось, что такой формат удобен для разных ситуаций, от работы с учащимися с особыми образовательными потребностями до обеспечения образовательного процесса в отдаленных регионах или в случае ухудшения погодных условий.

60%
опрошенных учителей верят, что использование технологий повышает качество образования
45%
учителей считают, что использование цифровых средств коммуникации (мессенджеров) позволяет им мотивировать учеников

Во время пандемии всем пришлось достаточно резко столкнуться с необходимостью учиться новому, и не всегда процесс проходил комфортно и эффективно для учителей. Сейчас же, когда у педагогов появилось время «выдохнуть» и более плавно и осознанно работать с технологиями, они рады и учиться , и учить друг друга.
Мы видим, что в разных школах были разные стратегии «совладания» с пандемией, и это очень сильно про горизонтальность. Остались ли учителя один на один с этими технологиями? Нужно ли бы было им «спасать» коллег и вести за собой? Или был кто-то, кто им помогал в этом, неся огонь, как Прометей?

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Что говорят учителя

«Если человек видит в этом ценность, то он научится, при поддержке вокруг. То есть, если есть поддерживающая среда, созданные условия, “благодаря”, а не “вопреки”; это является не требованием, а просьбой, и на эту просьбу есть мотивы положительного характера, а не отрицательного, наказательного… То я верю в то, что люди гуманны от природы, и если что-то поможет лучше сделать их работу, они будут это использовать.»
Учитель истории, Москва
«Постоянно делишься своими наработками, потому что есть люди, которые даже не знают, что такое может быть. Я даже директору сказала: “Ничего не знаю, август будет, августовское совещание, я выступаю”. «Тебе сколько времени нужно?” говорит. Я говорю: «Час минимум, и поверьте, он пролетит мгновенно.»
Учительница физики, Кемерово

Коммуникация учителей с родителями с распро­стр­анением мессенджеров стала отдельной большой задачей

56%
педагогов отметили, что они активно используют мессенджеры для того, чтобы держать родителей в курсе всей школьной жизни, а не только информировать об оценках их детей

При этом очень важно устанавливать правила коммуникации, в том числе временные рамки, так как учителя сталкиваются с нарушением их личных границ. Кстати, в VK Мессенджере предусмотрена возможность разделить личную и рабочую коммуникацию через создание специального учебного профиля.

Что говорят учителя

«Здесь чисто от человеческого фактора всё зависит. Потому что всем на установочных собраниях, личных беседах ты проговариваешь и то, почему тебе не надо звонить в 12 ночи. Но проговорив, что учителю тоже нужно какое-то личное пространство, вы знаете, можно услышать, что я только сейчас это могу сделать, а в другое время это не удобно.... И тут, честь и хвала нашей администрации, она отстаивает границы наших учителей.»
Учительница начальных классов, Москва
35%
учителей отметили, что использование технологий дало им ощущение того, что родители их слышат

В то же время с момента пандемии со стороны родителей также возросла потребность в таком общении.

Многим родителям было некуда деться от детских уроков во время дистанционного обучения. Они иногда вынужденно, иногда по собственному желанию присутствовали на занятиях и увидели, как учителя ведут себя, чему они учат и насколько разбираются в цифровых технологиях. С другой стороны, учителя тоже увидели, в каких условиях живут и учатся дети. Все участники образовательного процесса оказались ближе, чем они привыкли и планировали.

Бочавер Александра Алексеевна
Центр исследований современного детства: Директор центра

На расстоянии одного клика: учителя отмечают высокую загрузку, поэтому необходимо адаптировать технологии под нужды учителя

53%
опрошенных учителей работают в школе более чем на одну ставку

Суммарно на проведение и подготовку к урокам у учителей в среднем уходит 31 час в неделю. Еще 8 часов — на внеурочную нагрузку и 7 — на административную, а проверка домашних работ занимает около 6 часов в неделю. На общение с родителями, учениками и коллегами учителя тратят чуть более 7 часов в неделю, при этом 6 из них проходит в дистанционном формате. Такой формат может позволить учителям общаться в более удобной обстановке, например, в транспорте по дороге на работу, или собирать онлайн-родительские собрания вместо того, чтобы оставаться в школе до позднего вечера.

При такой загрузке просто необходимо обратить технологии «на службу» учителя: 55% учителей отметили, что технологии позволяют им эффективнее справляться с большим количеством дел, а 57% считают, что цифровые инструменты позволяют им лучше организовать повседневную жизнь.

Технологии освобождают и позволяют начать новое

Не следует относиться к благополучию учителя как к чему-то само собой разумеющемуся. Этот такой же организационный процесс, о котором надо комплексно думать всей школьной команде.

24%
учителей отметили, что технологии позволили снизить их рабочую нагрузку
18%
учителей указали на снижение стресса

Мы много думаем про то, как поменяется образование и как внедрение «цифры» может изменить к лучшему образовательный опыт детей. И это правильно. Но если эти изменения не будут учитывать то, как уже сегодня работает педагог, и что «цифра» меняет с точки зрения отношений между учителем и администрацией школы (например, большую поднадзорность), учителем и родителями учеников (давление завышенных ожиданий и требований родителей), то такие инновации могут вредить учителю и быть им проигнорированы. Про это важно думать, внедряя новую технологию, потому что нужно беречь учителей - что не отменяет требовательности к ним.

Серегин Константин Сергеевич
Заведующий лабораторией управления школой в Институте образования НИУ ВШЭ.

Резюме

Спустя три года активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс можно отметить широту этого внедрения на фоне недостаточной его «глубины». При этом учителя, вопреки часто озвучиваемому мнению об их сопротивлении технологиям, готовы обучаться более осознанному и эффективному использованию технологий не только для работы с учениками, но и для повышения своего профессионального благополучия.

Методология

Подробнее

Для того, чтобы ответить на вопросы исследования, эксперты Института образования провели обширный обзор мировой научной литературы, изучили лучшие практики в данной области, а также в апреле-июне 2023 г. провели опрос 3328 учителей из разных регионов России и серию интервью с экспертами и учителями.

Наши исследования