• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Умения, уверенность, убеждения. Как помочь учителю внедрить цифровые технологии в работу?

Внедрение цифровых технологий в образовательную практику — сложная и многогранная задача. На сегодняшний день исследователи в области образования и информационных систем согласны с тем, что само по себе создание цифровой инфраструктуры в школах необходимо, но недостаточно для эффективного использования технологий в классе.  Ключевой фигурой, от которой зависит, будут ли цифровые инструменты улучшать образовательные результаты учащихся, остается учитель. Опираясь на центральную роль учителя, принято выделять два основных типа барьеров интеграции технологий в обучение: внешние и внутренние. К внешним барьерам относится доступность ПО, Интернета, наличие своевременной технической и организационной поддержки, а также временны́е ресурсы учителей. Внутренние барьеры связаны непосредственно с чертами педагога, которые определяют реальные возможности использования им технологий: его отношением к ним, его знаниями и навыками, а также убеждениями и установками. По мере дальнейшего развития и удешевления технологий вопросы внутренней готовности к ним учителей будут становиться все более важными.

Исследования, проведенные в Германии во время пандемии COVID-19,  показали, что более опытные и мотивированные учителя видят в использовании образовательных технологий потенциал для увеличения эффективности обучения; они чаще и шире применяют веб-инструменты в своей работе. При этом связь между школьной цифровой инфраструктурой и частотой использования веб-технологий не была обнаружена, что подтверждает важность внутренних установок учителей в вопросе внедрения ИТ-решений. В России учителя с большей технологической готовностью реже отмечали недостаток навыков и страх перед применением технологий во время перехода на дистанционное обучение. В целом, контекст пандемии показал необходимость развития инструментов цифрового обучения. Для их освоения учителям сегодня доступны различные форматы. Например, команда учебного профиля Сферум в VK Мессенджере на специальном портале https://prof-sferum.ru/ размещает не только инструкции по использованию сервиса, но и полезную информацию для учителей о лучших практиках внедрения цифровых инструментов. 

Автор исследования

Котик Никита Владимирович

стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании

Знания и навыки

Необходимость иметь нужные знания и умения для работы с любым инструментом кажется очевидной. Однако в контексте реальной педагогической практики эта очевидность порождает довольно сложные противоречия. С одной стороны, может показаться, что цифровые сервисы подвластны только «технологически подкованным» учителям, с другой стороны, использование освоенных цифровых инструментов может возводиться в абсолют даже вопреки их неоднозначной педагогической ценности.

Концептуальная модель TPACK (Teaching, Pedagogy and Content Knowledge) предполагает, что для успешного освоения и использования цифровых инструментов в обучении учителям необходимо обладать знаниями на пересечении трех областей: содержания (знания о своем предмете), педагогики (общая педагогическая практика) и технологий (знания о том, как использовать технологию). Каждая из областей работает отдельно и в сочетании друг с другом. На их пересечении возникают знания: 

   — педагогики и содержания (знания учителя о наиболее эффективных способах преподавания своего предмета); 

   — технологии и педагогики (понимание учителем того, как лучше всего включить технологию в свою педагогическую практику); 

   — технологии и содержания (знания учителя о том, как технология влияет на его предмет и используется для раскрытия его содержания).

Центр TPACK — это точка, в которой понимание учителя сочетает элементы всех трех областей, образуя знания технологии, педагогики и содержания. Здесь подразумевается, что учитель понимает педагогические техники, задействующие технологии конструктивным образом для преподавания конкретного предметного содержания.

Воспроизведено с разрешения издателя, © 2012 by tpack.org

Такой подход подчеркивает, во-первых, трудность поиска универсальных технологических решений, поскольку каждая педагогическая ситуация представляет собой уникальное сочетание трех описанных факторов. Во-вторых, для принятия цифровых инструментов учителю необходимо развивать уверенность и гибкость не только в каждой из ключевых областей, но и на их пересечении.

 

Рекомендации по развитию знаний и навыков для работы с цифровыми технологиями

Старайтесь получать практический опыт использования технологий в связке с вашими знаниями педагогики и содержания.

Практикующие учителя хорошо осведомлены о том, как эффективно преподавать свой предмет. Эти знания являются основой для изучения новых технологий. В процессе их освоения важно выстраивать связи между конкретными инструментами и содержанием предмета. Это позволит увидеть, как уже известные методы преподавания могут быть улучшены за счет возможностей технологий. 

Программы повышения квалификации и профессионального развития должны помогать учителям развивать понимание того, как учащиеся усваивают знания и содержание предметов. Это позволит подбирать конкретные методы и технологические средства обучения, которые будут способствовать достижению образовательных результатов учеников. Очень важно, чтобы такие программы не только знакомили учителей с технологическими инструментами, но и четко показывали, как их использовать в конкретных областях предметного содержания. 

 

По возможности используйте методы «ситуативного профессионального развития» для изучения технологических инструментов в своих школах/классах.

Исследования показывают эффективность программ «ситуативного профессионального развития». Такие программы фокусируются на потребностях учителей. «Ситуативность» заключается в элементах проектирования, которые позволяют педагогам развивать свои технологические навыки в контексте потребностей собственной учебной программы. Важным компонентом таких программ является наставничество, нацеленное на индивидуальные потребности учителей.

 

Отношение к технологиям

Отношение к технологиям показывает, насколько позитивно или негативно люди воспринимают технологические инструменты. В образовательном контексте отношение к цифровым технологиям определяет степень, в которой учитель считает их важными и полезными для преподавания. В исследованиях широко распространен подход, основанный на «единой теории принятия и использования технологий». Согласно этой теории два ключевых фактора применения технологий — это ожидаемая легкость (предполагаемое количество необходимых усилий для использования технологии) и ожидаемая эффективность (предполагаемые преимущества в результате использования). Обзор исследований принятия информационных технологий школьными учителями показывает, что положительная связь между ожидаемой эффективностью/легкостью и намерением использовать технологии в образовании прослеживается в большинстве работ независимо от типа образовательных технологии (ИКТ, Ipad, интерактивная доска, виртуальная образовательная среда). 

Несмотря на то, что отношение является индивидуальной характеристикой учителя, нельзя исключать формирующее влияние организационной среды. Проще говоря, то, как коллеги и администрация относятся к цифре, может оказать влияние на индивидуальное отношение педагога. В научной литературе описаны случаи снижения частоты использования технологий оптимистично настроенными учителями под влиянием негативно настроенных коллег. При планировании изменений в работе коллектива этот фактор важно держать в фокусе инициативным учителям может понадобиться дополнительная поддержка.

 

Рекомендации по развитию позитивного отношения к технологиям

Создавайте формальные и неформальные объединения учителей для поддержки внутри коллектива.

Во многих исследованиях поддержка коллег отмечается как важный фактор, помогающий внедрению технологий в повседневную практику. В частности, учителям начальных классов помогало преодолевать барьеры, связанные с негативным отношением к технологическим инструментам, создание профессиональных сообществ для:

   — обучения внутри школ, 

   — общения с коллегами, 

   — обмена советами, 

   — проведения совместных мозговых штурмов, 

   — демонстрации способов использования технологий.

 

Используйте стратегию «малых шагов».

Внедрение технологий не должно казаться непосильной задачей. Важно понимать, что изменение педагогических практик — это осмысленный и растянутый во времени процесс. Поддержка «малых шагов» и предоставление «пространства для маневра» может стимулировать учителей продолжать двигаться и повышает их готовность идти на риск и пробовать новые методы работы с технологиями. Учителя могут разрабатывать собственные стратегии преодоления проблем, например, они могут обращаться к ученикам для решения технических вопросов или возвращаться к нецифровым подходам там, где это необходимо. Такие стратегии, по мере накопления опыта и уверенности, приведут к более сложному использованию технологий. 

 

Самоэффективность

К сожалению, для применения цифровых инструментов в реальной практике одних только знаний и понимания преимуществ может быть недостаточно. Важным фактором является самоэффективность или, другими словами, уверенность учителя в своих возможностях успешно использовать цифровые технологии в преподавании. Логика самоэффективности заключается в том, что люди избегают ситуаций, с которыми (по собственному мнению) не могут справиться, и более охотно принимают участие в той деятельности, в которой чувствуют себя успешными. Известно, что самоэффективность определяет выбор деятельности, ее вид, уровень сложности, а также степень прилагаемых усилий. Более того, от уровня самоэффективности зависит и настойчивость человека в преодолении препятствий. Важно отметить, что источниками уверенности являются предыдущий личный (собственные достижения) и косвенный (наблюдение за успехами других, советы и т.д.) опыт. В научной литературе показана положительная взаимосвязь между самоэффективностью в области ИКТ и намерением, а также реальным использованием цифровых технологий в обучении. В частности, самоэффективность оказалась значимым фактором внедрения мобильных технологий в обучение.

 

Рекомендации по развитию самоэффективности

Развивайте уверенность в себе через постепенную адаптацию и знакомство с успешным опытом других.

Самоэффективность в области цифровых технологий является ситуативной и произрастает из успешности предыдущего опыта. Учитель может чувствовать себя уверенно при работе со знакомым сервисом и при этом теряться при взаимодействии с новым. Развивать самоэффективность можно через приобретение положительного опыта взаимодействия с цифровыми инструментами. Здесь могут быть полезными практики онбординга плавной адаптации к инструменту, когда раскрытие его функционала происходит постепенно, что помогает снизить общую тревожность и нарастить уверенность перед каждым новым шагом.

Помимо личного опыта, уверенность в себе может повышать и опыт наблюдения за другими. Знакомство с «историями успеха», наблюдение за реальной практикой успешного использования технологий со стороны коллег является ценным источником такого опыта. Настоящие истории реальных людей понятны и близки для восприятия. Создавайте или присоединяйтесь к уже существующим профессиональным сообществам для взаимного обмена опытом. Такие сообщества могут вырастать вокруг программ профессионального развития или на базе школ. Создание таких сообществ будет стимулировать появление и распространение такого рода успешных историй, повышая самоэффективность учителей.

 

Применяйте методику «исследование урока» для совместной разработки уроков и анализа использования технологий в своих классах.

Непрерывное, совместное и вспомогательное профессиональное развитие в области ИКТ может повышать уверенность при внедрении цифровых инструментов и технологических гаджетов в практику. В рамках совместного профессионального развития учителя могут применять методику “исследование урока”, которая подразумевает систематическое изучение, моделирование и наблюдение группой учителей за проведением совместно разработанных уроков. Особенная ценность такой методики заключается в коллективном взаимодействии и поэтапной доработке конкретных уроков. В идеале учителя должны постоянно пробовать новые инструменты и подходы для более эффективного достижения образовательных результатов обучающихся, оставаясь в условиях поддерживающей среды.

 

Педагогические убеждения

Наиболее глубинный фактор, определяющий использование технологий — это убеждения. К педагогическим относятся убеждения учителей о преподавании и обучении. Сами по себе системы убеждений состоят из смеси разного рода правил, обобщений, мнений, ценностей и ожиданий, сгруппированных в более или менее структурированной форме. Педагогические убеждения важны, поскольку являются линзой, через которую учителя оценивают, насколько конкретные методы и инструменты совместимы с потребностями учеников. Через эту же линзу проходит и любая новая информация, получаемая в процессе профессионального развития. Исследователи считают, что педагогические убеждения влияют на то, как учитель использует технологии в классе. Учителя с более традиционными убеждениями (обучение, ориентированное на учителя) склонны использовать более традиционные или «низкоуровневые» технологии, направленные в основном на прямое обучение: учитель передает знания всем учащимся как одной большой группе. Для этого он использует демонстрации, лекции, экранные видеоролики или онлайн-презентации. Учителя с  конструктивистскими убеждениями чаще склонны использовать технологии, более ориентированные на ученика, или «высокоуровневые», для развития навыков мышления более высокого порядка (к таким принято относить умение формулировать вопросы, прогнозировать, решать проблемы, применять полученные знания, обобщать, анализировать, синтезировать и оценивать информацию).

Накопленный опыт исследований говорит о том, что взаимосвязь между педагогическими убеждениями и использованием технологий может быть двусторонней. С одной стороны, учителя с конструктивистскими убеждениями с большей вероятностью будут видеть потенциал технологий и применять их в контексте преподавания, ориентированного на ученика. С другой стороны, сам по себе опыт обучения с использованием технологий способен изменять убеждения учителей в сторону более ориентированных на ученика. 

 

Рекомендации по развитию педагогических убеждений

Отрефлексируйте свои и изучите альтернативные взгляды на обучение.

Чтобы начать работу с глубинными убеждениями учителей, которые были сформированы за годы обучения и профессиональной деятельности, необходимо вывести эти убеждения на осознанный уровень. Исследования показывают, что ведение рефлексивных дневников может помочь учителям выявить свои глубинные установки относительно преподавания. Помимо понимания собственных убеждений, важно изучать альтернативные системы убеждений. Знакомясь с другими подходами к работе, учителя приобретают бо́льшую гибкость при оценке тех или иных педагогических ситуаций. Это в свою очередь делает возможным более гибкий подбор инструментов для удовлетворения потребностей обучающихся.

 

Сформируйте общее видение относительно «хорошего преподавания» в школе.

Задача школьной администрации состоит в формировании общего видения относительно «хорошего преподавания», которое позволит выстроить понятную и принятую всем коллективом систему ожиданий. Учителей необходимо привлекать к формированию этого общего видения и включать в состав «хорошего преподавания» технологический компонент. Это позволит задать ожидания относительно осмысленного использования технологий на уровне всей организации. Следует также отметить, что сформированное видение должно получить реальную поддержку со стороны администрации.

 

Заключение

В реальности знания, навыки и установки учителей относительно использования технологий тесно переплетены между собой. Бо́льшая осведомленность об инструментах и их пользе для преподавания предметного содержания может приводить к изменениям педагогических убеждений, что в свою очередь будет сказываться и на отношении к технологиям, и на уверенности при их использовании. Тем не менее, на пути к более осознанному внедрению в работу цифровых технологий учителям требуется поддержка. Программы повышения квалификации и профессионального развития могут стать основой такой поддержки, однако для получения максимального эффекта следует особенно тщательно подойти к выбору конкретной программы. Мировой эксперт в области разработки программ профессионального развития Мэри Бернс выделяет пять задач эффективных программ:
 

   — помочь учителям понять различные технологические инструменты, имеющиеся в их распоряжении, и то, как эти инструменты могут быть использованы;

   — помочь учителям углубить их понимание того, как технология связана с конкретным содержанием и как она создает новые возможности для его представления;

   — моделировать для учителей, как различные технологии могут быть использованы в преподавании и как на практике выглядит «хорошее преподавание» с использованием технологий. Этого можно добиться, предоставляя возможность наблюдать за реальной практикой других учителей, а также поставив учителя на место собственных учеников;

   — помочь учителям определить, какие технологии поддерживают конкретные цели обучения и как технологии можно сочетать с педагогикой, чтобы помочь учащимся усвоить наиболее сложные понятия, связанные с той или иной областью;

   — предоставлять учителям время для самостоятельного педагогического проектирования, включающего использование технологий. Это предполагает обучение тому, как планировать, разрабатывать, использовать и получать обратную связь по учебной деятельности, направленной на объединение содержания, технологий и педагогики для углубления знаний обучающихся.

 

Чтобы внедрение новых подходов в работу проходило успешно, учителя должны иметь тесную обратную связь с коллегами и учениками, а также получать постоянную поддержку в виде очного, смешанного или виртуального наставничества, коучинга, профессиональных сообществ практиков.