• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Секрет счастливых учителей: шесть способов повысить свое субъективное благополучие в профессии

В последние годы тема профессионального благополучия, под которым понимается удовлетворенность человека своей жизнью на работе, становится все более важной. Профессиональное благополучие включает в себя такие аспекты, как удовлетворенность работой, контроль над своей профессиональной деятельностью, личная значимость и достижения, а также уровень стресса и эмоциональной устойчивости. Субъективное благополучие в профессии — важный показатель качества жизни, способный оказывать значительное влияние на работоспособность и продуктивность работника.

Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Исследования мировых и российских ученых показывают, что радость и удовлетворение от урока становятся двигателем успеха в этой сложной работе. В этой статье мы дадим основанные на научных данных рекомендации, как учителю сохранять гармонию с собой.

В фокусе

Субъективное благополучие учителя важно для качества образования и развития учеников. В целом, чем более удовлетворен работой учитель, тем выше его благополучие. В частности, педагоги с высоким благополучием сильнее вовлечены в работу и более эффективны, что ведет к лучшим академическим результатам учеников.

Однако дисбаланс между ресурсами, доступными учителям для выполнения работы,  и налагаемыми на них обязательствами может угрожать их субъективному благополучию и приводить к выгоранию. Так, по данным опроса 2016 г., только 21% российских педагогов демонстрируют энтузиазм в отношении своей работы. Международное исследование учительского корпуса TALIS в 2018 году выявило, что почти 20% учителей из России в той или иной степени подвержены стрессу на работе, а каждый десятый сообщал о высоком уровне стресса.

Где проходит граница между профессиональным «счастьем» и «несчастьем» для учителя

Учителя могут самостоятельно обратить внимание на присутствие у себя признаков снижения благополучия*: 

  1. Эмоциональное истощение, усталость 
  2. Деперсонализация — холодное отношение к людям, с которыми нужно взаимодействовать по работе  
  3. Отсутствие личной самореализации — низкая самооценка, отсутствие желания новых достижений и успехов. 

*Выделены классиком исследования выгорания сотрудников Кристиной Маслах

 

Откуда берется субъективное благополучие учителя?

Одна из теоретических моделей, затрагивающих вопрос формирования субъективного благополучия учителя, — модель просоциального класса (The Prosocial Classroom). Она связывает благополучие учителей с эмоциональным климатом и успехами учеников. Эта связь зависит от поддерживающих отношений в коллективе, управления классом и обучения социально-эмоциональным навыкам.

Модель просоциального класса (The Prosocial Classroom)  [Jennings & Greenberg, 2009]

 

В целом выделяются три группы факторов благополучия:

  1. Отношения с учениками, например, уровень дисциплины в классе
  2. Личностные факторы, например, самооценка, самоэффективность, оптимизм
  3. Организационные факторы, например, признание со стороны коллег и руководства,  распределение рабочего времени

При этом организационные факторы могут играть даже более важную роль: в исследовании с говорящим названием «Она поддерживает их; кто поддерживает ее?» было показано, что педагоги солидарны в оценке своего субъективного благополучия внутри каждой дошкольной организации.

 

По результатам исследований можно выделить шесть рекомендаций, которые помогут учителям поддерживать собственное благополучие 

1. Повышайте «эмоциональную» квалификацию

 

Профессиональное развитие является одним из важных факторов высокого субъективного благополучия учителей. Но программы повышения квалификации могут быть направлены не только на развитие профессиональных знаний, но и на сферу эмоций педагогов.

Большой метаанализ двадцати девяти экспериментальных исследований показал, что программы, основанные на развитии осознанности и специально разработанные для устранения стресса учителей и повышения их социальной и эмоциональной компетентности, крайне эффективны в повышении благополучия учителей, снижении психологического стресса и улучшении качества взаимодействия в классе. Такие программы также оказали значительное положительное влияние на климат в классе в целом. 

Пример такой программы по развитию осознанности —  программа «Повышение осведомленности и жизнестойкости в сфере образования» (Cultivating Awareness and Resilience in Education, CARE). Она предназначена для обучения учителей и других работников образовательной сферы. Педагогов учат тому, что называется осознанностью: успокаивать тело и разум с помощью дыхания и движения, а также использовать идеи позитивной психологии, чтобы лучше регулировать свои эмоции. 

Участники этой программы говорят на занятиях о «триггерах» и «сценариях». Прошлый опыт может повлиять на восприятие ситуации и вызвать слишком сильные или неуместные эмоции — в этом случае события прошлого выступают «триггером», провоцируют реакцию. «Реактивная реакция» — поддаться этим эмоциям, следуя бессознательному сценарию в своей голове. На программе же педагоги учатся сделать паузу, поразмышлять и получить более точное представление о ситуации. Например, в момент столкновения с триггером можно сфокусироваться на дыхании.  Сосредоточить внимание на дыхании — это простой способ замедлиться и переключить внимание со стрессовой ситуации, а также перевести свое тело из состояния стресса в состояние расслабления. Проследив за своим дыханием даже на протяжении 30 секунд, можно уберечь себя от поспешных выводов и поступков. 

В течение дня также можно попробовать практиковать «самопроверку» — остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т. д. Цель техники состоит в том, чтобы, осознав и признав свои ощущения,  почувствовать себя в настоящем моменте.    

 

2. Установите рабочие границы

Соблюдение рабочих границ позволяет не только сохранить баланс между личной и профессиональной жизнью, но и улучшить общее психологическое состояние. 

Высокая рабочая нагрузка является одним из главных факторов снижения благополучия учителей. При этом результаты опроса в пяти странах (Канада, Новая Зеландия, США, Англия и Австралия) показали, что к росту стресса приводит увеличение времени на планирование уроков и выставление отметок. А время, затрачиваемое на преподавание, работу с коллегами, профессиональное развитие, не оказывает негативного влияния на качество трудовой жизни учителей.

Британская благотворительная организация «Education Support», занимающаяся вопросами здоровья и благополучия работников сферы образования, советует учителям начать с постановки небольших целей и для этого в течение недели или двух вести дневник, записывая туда все свои дела. Это позволит увидеть закономерности в своем расписании и понять, что можно изменить. 

Например, чтобы снизить затраты времени на планирование уроков, специалисты «Education Support» предлагают педагогам сделать универсальный банк заданий и видов активности, из которых, как из конструктора, можно затем создавать различные занятия.

С помощью дневника необходимо найти и установить комфортные для себя границы между работой и личной жизнью. Сначала определите для себя время работы и время, когда вы не будете отвечать на рабочие сообщения или звонки. Сделайте полноценный перерыв на обед, не совмещая его с решением рабочих задач, установите  время для последней проверки электронной почты и мессенджеров. 

Также важно не забывать о своих личных интересах и хобби. Учителя должны находить время для занятий спортом, чтения, путешествий или других увлечений, которые помогают им расслабиться и восстановить энергию. Специалисты «Education Support» советуют записаться на регулярные занятия, будь то спорт или творчество, — чтобы отдых был отмечен в календаре наравне с работой. 

Также эксперты фонда предостерегают: «Не переусердствуйте: учителя — люди добросовестные, и есть соблазн ответить «да» на все, о чем вас спрашивают. Спросите себя, поддерживают ли эти предложения ваши приоритеты, и говорите «нет», когда это необходимо».

 

3. Укрепляйте отношения с коллегами

Поддержка отдельного человека и наличие благоприятной рабочей среды, представленной общими взглядами и ценностями, школьной культурой, организационной справедливостью или автономией, имеют важное значение. Предыдущие исследования показали, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания». 

Согласно исследованиям, социальная поддержка, в том числе со стороны руководства, может помочь учителям справляться с трудностями на работе и повышать  уровень их удовлетворенности. Социальную поддержку можно разделить на объективную и субъективную. Первая может выражаться в дополнительном финансировании в трудных ситуациях или помощи с обучением, вторая — в эмоциональной поддержке. 

Для учителей важны три группы поддержки. Директора школ могут создавать позитивную и благоприятную рабочую среду. Коллеги способны поддерживать друг друга, работать сообща, снижать групповой стресс и требования профессиональной жизни и помогать регулировать эмоции. Учащиеся могут стать «эмоциональным вознаграждением» за работу педагога и придавать смысл профессии.

 

4. Учите учеников ценить ваши усилия

Это поможет создать атмосферу уважения и признания, которая, в свою очередь, повысит ваше субъективное благополучие.

Позитивные отношения с учащимися помогают поддерживать высокий уровень благополучия учителя. Поведение учеников особенно важно для таких аспектов выгорания педагога, как эмоциональное истощение и отсутствие личностной самореализации.  Учитель ощущает себя комфортно, если чувствует контроль над поведением учащихся. При этом практики эмоциональной регуляции (способы управления эмоциями в процессе работы, например, медитация или осознанное дыхание из первой рекомендации) помогают снизить негативные последствия проблем с поведением учащихся, с которыми учителя сталкиваются в классе.

Поддерживая отношения между педагогами и учащимися и продвигая и поддерживая культуру социально-эмоционального развития, школы смогут повысить также уровень чувства принадлежности учителей к школе. В свою очередь, это является предиктором повышения эффективности преподавания и снижения уровня эмоционального выгорания преподавателей. 

Как учителя могут создать положительные отношения с учащимися? Во-первых, они могут проявлять интерес к жизни и предпочтениям своих учеников; во-вторых,  использовать позитивное общение, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь учащимся почувствовать себя увереннее и успешнее; в-третьих, подключать различные инновационные методы, такие как игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить свои отношения друг с другом и с ними.

 

5. Развивайте свою креативность

Подходите к подготовке занятий творчески, исследуйте разные методики и формы обучения. Это поможет не только сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам энтузиазм и удовольствие от работы.

Исследования показывают, чем выше степень креативности у учителя, тем выше и  уровень его благополучия. Такие учителя испытывают большее чувство удовлетворенности от своей работы и имеют более высокую мотивацию.

Креативность неизбежно влечет некоторые «творческие риски», поэтому  поддержка со стороны учеников, коллег и руководства школы  играет важную роль  в укреплении творческой среды. Важна поддержка новаторства, творчества как общешкольной ценности и как важного компонента обучения. Кроме того, для развития креативности необходима обратная связь. Поэтому важно участвовать в профессиональных сообществах людей со схожими интересами, которые могут поддержать новаторский взгляд педагога.

Развивать креативность учителя можно через изучение и внедрение новых методов обучения, направленных на развитие изобретательности учеников. Внедряя такие методы, педагог вынужден мыслить открыто, развивать и свои творческие способности. Например, учитель может задавать учащимся открытые вопросы, не имеющие одного верного ответа и требующие творческого поиска решения. 

 

6. Внедряйте технологии

Технологии и цифровые сервисы сами по себе не играют ни негативную, ни позитивную роль в благополучии учителя, однако они могут помочь ему реализовать все предыдущие рекомендации в своей повседневности с помощью специализированных приложений.

Так, использование цифровых технологий может позволить учителям снизить стресс, связанный с подготовкой к урокам и оценкой работ студентов. Например, использование онлайн-инструментов для автоматического сбора, проверки и оценки работ, таких, как Учи.ру или  ЯКласс, может существенно сократить время, затрачиваемое на эти процессы (а ранее мы отмечали, что именно эта часть рабочего времени приводит к снижению субъективного благополучия).

С помощью различных сервисов можно лучше организовать свое рабочее время. Например, использовать различные планировщики задач, такие, как Notion или Evernote. 

Благодаря развитию технологий упростилась и коммуникация. Исследования продемонстрировали, что использование цифровых средств общения позволяет установить с родителями учащихся более открытые, партнерские отношения. Однако увеличение количества цифровой коммуникации несет риск размывания границ между работой и личной жизнью. Решение можно найти, используя, например, сервис VK Мессенджер, который позволяет учителю иметь два профиля — личный и рабочий; а значит, во время отдыха можно продолжать общаться с родными и друзьями, не отвлекаясь на рабочую переписку.    

Цифровые средства коммуникации также позволяют профессиональным сообществам «расширить границы» и работать в распределенном формате, что особенно важно для учителей, проживающих в отдаленных районах. Такие сообщества, как, например, Форум классных руководителей или Амбассадоры цифрового образования,  позволяют участникам оперативно реагировать на запросы  и поддерживать друг друга и  в профессиональных вопросах, и в личном общении, делиться экспертизой и  участвовать в событиях друг друга (викторинах, семинарах и т. д.). 

Кроме того, использование цифровых технологий может помочь учителям проводить более интерактивные уроки, что сделает их интереснее и для учеников, и для самих педагогов. Например, с помощью сервиса Учи.ру можно создавать игровые задания. 

 

Вывод

Субъективное благополучие учителей играет важную роль в их работе и жизни. Исследователи находятся в поиске способов, которые могут помочь педагогам повысить свое благополучие. Конечно, каждый учитель уникален, и не существует универсального «рецепта благополучия». Однако благодаря научной литературе, мы знаем, как важно для педагога совершенствовать свои эмоциональные навыки и креативность, поддерживать отношения с коллегами и учениками и  соблюдать равновесие между работой и личной жизнью. Развитие же новых технологий и цифровых сервисов позволяет делать все это более эффективно.