Онлайн-обучение для учащихся с особыми образовательными потребностями: как сделать его доступным?
На протяжении последних нескольких лет цифровые инструменты с большой скоростью внедряются в обучение, и даже ученую степень уже можно получить, не выходя из дома, – например, в онлайн-магистратуре. С массовым переходом на дистанционное обучение в 2020 году российские школьники получили возможность посещать уроки и готовиться к экзаменам из дома при помощи средств видеосвязи и вспомогательных инструментов, таких как электронный журнал или учебный профиль Сферум. Онлайн-обучение и вспомогательные цифровые технологии продолжают развиваться, что особенно важно для учащихся с особыми образовательными потребностями, которые не всегда могут появиться в школе или университете.
Автор исследования
исследователь Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании
Каковы преимущества онлайн-обучения для людей с особыми образовательными потребностями?
Согласно конвенции ООН о правах инвалидов люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в любых форматах. Тем не менее, такие учащиеся сталкиваются с различными препятствиями. Особенно недоступным остается высшее образование, поскольку университеты преимущественно работают в аудиторном формате. Преподаватели и сокурсники зачастую не знают, как работать с людьми, имеющими ограничения по здоровью, и даже избегают взаимодействия с ними, а среда не обеспечивает равные возможности: например, проходы могут быть недостаточно широки, чтобы по ним мог передвигаться человек на инвалидной коляске, а в кампусе может не хватать схем и указателей шрифтом Брайля.
Исследования австралийского университета Кертин указывают на преимущества e-learning, или электронного обучения, для учащихся с особыми образовательными потребностями. Электронное обучение, под которым обычно подразумевается обучение при помощи информационно-коммуникационных технологий, предоставляет этим учащимся наилучшие возможности для включения в учебный процесс. Так, студенты с особыми образовательными потребностями могут испытывать трудности с концентрацией внимания, им может быть сложно не отвлекаться от задач и придерживаться четкого расписания. Онлайн-формат обучения решает эту проблему, поскольку позволяет заниматься в любом месте и в любое время, а также дает дополнительное время для обдумывания заданий. Элементы геймификации (например, значки для демонстрации достижений), которые часто внедряются именно в онлайн-обучение, могут способствовать позитивному восприятию обучения и эмоционально вовлечь учащихся с особыми образовательными потребностями.
В онлайн-формате нет необходимости обеспечивать доступность среды (например, не требуется перемещения по кампусу или проживания в общежитии). Предлагаем подробно посмотреть, какие бывают особые потребности, и как онлайн-среда может сделать их менее значимыми для учащегося в процессе получения знаний.
Какие бывают особые потребности
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существует несколько типов ограничений возможностей здоровья, которые формируют особые образовательные потребности. Можно выделить шесть их категорий:
- трудности со зрением (даже при использовании очков), например, дальтонизм или повышенная чувствительность к свету
- трудности со слухом (даже при использовании слухового аппарата), например, снижение его остроты
- трудности при движении: нарушения мелкой моторики, неспособность контролировать движения, ограниченная подвижность, отсутствие конечностей или подвижности в них
- речевые трудности: отсутствие речи, заикание, неспособность произносить или понимать разговорную речь
- когнитивные трудности: трудности в обучении, дислексия, дисграфия, проблемы с памятью, расстройства внимания
- психосоциальные особенности: например, расстройства аутического спектра, синдром Альцгеймера, шизофрения
Последние две категории также считаются нарушениями обучаемости, поскольку они затрудняют процесс обучения для человека. К особым образовательным потребностям иногда относят и временные ограничения по здоровью: например, период восстановления после операции и даже беременность. Недавняя публикация ВОЗ (2021) определила ограниченные возможности здоровья как «физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые в совокупности с различными барьерами могут препятствовать полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Трудности при движении зачастую нивелируются в онлайн-среде, поскольку обучение может проходить из дома. Значимость других трудностей можно уменьшить, если соблюдать рекомендации.
Как сделать контент доступным: рекомендации по адаптации
Согласно общепринятому Руководству по обеспечению доступности веб-контента содержание должно быть воспринимаемым, управляемым, понятным и устойчивым. Последний пункт предполагает, что содержание может быть интерпретировано при помощи различных вспомогательных технологий, например, программ чтения с экрана. Весь контент, не содержащий текст, должен иметь текстовую альтернативу, чтобы его можно было преобразовать в другие форматы, например, шрифт более крупного размера, шрифт Брайля, речь, символы или более простой язык.
В нидерландском исследовании доступности веб-контента для лиц с интеллектуальными нарушениями можно найти подробные рекомендации по работе с текстами. Чтобы повысить доступность текстов, предлагается использовать:
— простой, понятный язык
— примеры
— короткие слова и предложения
— только одну главную мысль в каждом предложении
— активные глаголы
— простую пунктуацию
Одновременно с этим авторы советуют не использовать сослагательное наклонение, слова из других языков, фигуры речи и метафоры, если они не очень распространены, а также призывают быть осторожными с цифрами. Важно оставить контактный адрес, чтобы читатели могли обратиться за дополнительной информацией. Элементы контроля (например, тесты) не должны быть ограничены по времени, чтобы каждый мог решать задачи в своем темпе. Это общие рекомендации, а далее мы рассмотрим, что важно отдельным группам учащихся.
Чтобы онлайн-обучение было доступным для слабовидящих учащихся, разработчики должны обеспечить преобразование текста в речь, субтитры и транскрипты (текстовые записи речи в видео). Слабослышащие также нужнаются в субтитрах, и в транскриптах. Они полезны также и для тех, кто предпочитает не включать звук во время занятий по личным причинам - например, если может заниматься только в то время, когда окружающие спят, или во время поездки на работу.
Задание должно иметь альтернативный текст для людей с нарушениями зрения, ведь как мы видим в недавнем турецком исследовании, программы экранного доступа могут ‒ из-за некорректного текста ‒ неверно воспроизводить контент. Российское исследование дизайна веб-среды показывает, что необходимость использовать компьютерную мышь делает контент менее доступным для слабовидящих учащихся, которые изучают информацию при помощи клавиатуры. Отметим, что важное значение имеет и контрастность, поскольку она облегчает восприятие текста и изображений.
Для учащихся с проблемами в движении характерны сложности с мелкой моторикой. Так, если кнопки в интерфейсе недостаточно крупные, учащемуся может понадобиться увеличивать масштаб. Принципы универсального дизайна предполагают минимальные физические усилия при использовании продукта, поэтому дополнительное увеличение масштаба – это лишний шаг.
Все большее число учащихся сообщают о проблемах обучаемости, к которым относятся нарушения развития (например, расстройства аутического спектра, эпилепсия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения работы психики) и приобретенные расстройства (например, повреждения мозга в результате травмы, инсульта, опухоли). Американские исследователи выявили, что для того, чтобы любой учащийся мог фокусироваться на содержании курса, продолжительность видеолекций не должна превышать 10 минут, а скорость воспроизведения должна быть регулируемой в зависимости от предпочтений учащихся. Помимо этого, предпочтительно иметь возможность вернуться к тому или иному разделу курса в любое время, чтобы усвоить знания даже при наличии сложностей в обучении, – об этом пишут британские исследователи. Для снижения вероятности проблем с чтением (например, для страдающих дислексией) необходимо повысить удобочитаемость текста (а именно, установить фиксированную ширину текста, использовать черный шрифт Arial на фоне кремового цвета и минимальный размер шрифта 14 пунктов).
Результаты анализа интервью, проведенных с учителями российских школ, показали, что технологии для учащихся с нарушениями речи способствуют продуктивной работе на уроках даже в начальной школе: «[В работе с детьми с нарушениями речи] меня очень выручала платформа, где можно записать звук и скинуть ссылку, а я уже в домашних условиях прослушиваю, отбираю лучшие варианты и включаю в классе». Для такой оптимизации учебного процесса можно использовать технологии распознавания речи (например, такая возможность есть в VK Мессенджере) и систему мотивации (например, сервисы для геймификации обучения наподобие ClassDojo, где учащиеся могут получать значки за определенные достижения).
Заключение
К ключевым преимуществам онлайн-обучения для учащихся с особыми образовательными потребностями можно отнести возможность работать из любого места, в своем темпе, делая необходимые перерывы. Исследования доказывают, что разработчикам онлайн-инструментов нужно чаще обращаться к принципам универсального (инклюзивного) дизайна и руководству по обеспечению доступности веб-контента и не забывать про самое важное: оформлять субтитры и транскрипты видеозаписей, использовать простые конструкции и примеры в тексте, обращать внимание на удобочитаемость и допускать неограниченное время на изучение. Это сделает процесс обучения более приятным для всех групп учащихся, в том числе уязвимых ‒ тех, кому объективно сложнее учиться.