Как цифровая среда помогает школьникам готовиться к экзаменам
В современном мире цифровые ресурсы и сервисы стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Мало того что учащиеся используют Интернет и электронные девайсы для подготовки к экзаменам по всем предметам, но даже физкультуру, как показал опыт пандемии, можно сдавать дистанционно.
Почти три четверти школьников готовятся к урокам с использованием цифровых сервисов и устройств
Для изучения и отработки материала дети по-прежнему применяют учебники и тетради. Однако значительная часть учебных задач требует обращения к различным цифровым сервисам и устройствам.
Так, лишь 25‒29% российских учеников вообще не задействуют Интернет и цифровые средства для подготовки к урокам. Чаще же, чтобы сделать домашнее задание и подготовиться к тому или иному уроку, ученикам нужно провести в Сети до получаса. Иногда времени требуется и больше: почти 23% школьников отметили, что проводят по 30‒60 минут онлайн до или после уроков для занятий химией, биологией или другой естественнонаучной дисциплиной.
Рис. 1.Доля времени использования 15-летними российскими школьниками цифровых устройств для подготовки к разным предметам (%)
Таким образом, цифровые сервисы прочно вошли в практику учебного процесса. Особенно активно учащиеся привлекают Интернет и его ресурсы для подготовки к экзаменам.
От чат-ботов до ChatGPT: c какими сервисами работают школьники для подготовки к экзаменам
Спектр сервисов и ресурсов достаточно широк, причем для каждого предмета есть своя специфика.
Например, для подготовки к ЕГЭ по математике школьники активно применяют специализированные сайты (наподобие РешуЕГЭ) и YouTube-каналы, где учителя и эксперты разбирают особенности и варианты решения типовых заданий разного уровня сложности. Плюс таких сервисов в комментариях, где можно разобрать ошибочные стратегии и уточнить непонятные места.
С целью отработки упражнений к экзаменам по иностранным языкам педагоги часто обращаются к сервисам для проведения коротких опросов и квизов, таким как Kahoot и Mentimeter. Подобные решения помогают выявить самые частые ошибки, связанные, например, со спряжением или использованием времени глаголов. А это важно и для совершенствования самого процесса преподавания: так учитель понимает, какие темы нужно повторить еще раз, а где стоит изменить саму манеру изложения материала для лучшего понимания учащимися. Более того, все материалы для отработки навыков чтения и аудирования — журналы, книги и аудио-книги, фильмы и сериалы — ученики и педагоги также находят онлайн.
Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку школьники активно прибегают к помощи чат-ботов и телеграм-каналов, которые позволяют решать задания и получать обратную связь в режиме реального времени, а также работать с критериями ответов и возможными формулировками в письменной части. В младших классах педагоги используют для подготовки к контрольным работам интерактивные и онлайн-диктанты на портале Грамота.ру.
Наконец, для отработки эссе для экзаменов по истории и обществознанию, а также развернутых ответов на ЕГЭ по естественным наукам школьники начали привлекать возможности нейросети ChatGPT. Однако роль подобных сервисов в обучении является дискуссионной. К примеру, исследователи Университета Минессоты отмечают, что ChatGPT плохо выявляет проблемы, довольно поверхностно формулирует выводы и с трудом фокусируется на действительно важных аспектах. С экзаменами в медицинский вуз бот еле справился на удовлетворительную оценку, зато набрал проходные баллы в тестах по юриспруденции и по экономике.
Не для школы, а для жизни
Фактически, цифровая среда позволяет дополнить и обогатить привычные и отработанные поколениями учебные практики. Занятия с репетиторами, решение задач и упражнений сейчас успешно осуществляются с использованием Интернета в виде онлайн-курсов, интерактивных тренажеров и EdTech-приложений. Цифровые сервисы могут стать ассистентом учителя или напрямую ученика: они позволяют предоставить эффективную обратную связь, составить индивидуальные тесты для подготовки к экзаменам, повторить изученный материал, и, конечно, наладить коммуникацию.
При этом важным становится умелое обращение с ресурсами и понимание, какой сервис может быть полезен и в чем, какие образовательные задачи с его помощью можно решить эффективнее. Так, одной из ключевых возможностей цифровых ресурсов для подготовки к экзаменам является их гибкость — учителя могут формировать пул заданий для отработки материала индивидуально, учитывая особенности каждого ученика, например, их уровень мотивации или предыдущие успехи по предмету. Более того, онлайн-сервисы в виде интерактивных тренажеров позволяют организовать и самостоятельную работу учащихся, тем самым экономя время педагога на рутинных задачах. Отметим, что сама по себе работа с такими тренажерами является эффективной в том случае, если ученики получают подробную обратную связь как по ошибкам, так и по верным решениям, и если она позволяет повысить интерес к учебе и образовательные успехи учащихся. Более подробно факторы успешного использования цифровых сервисов будут рассматриваться в дальнейших публикациях.
Интересно, что сегодня не только дети становятся инициаторами переноса учебного процесса в Интернет. Учителя также активно используют самые разные цифровые сервисы — от электронных учебников до приложений, позволяющих проводить тесты и опросы онлайн. Отметим, что далеко не все из востребованных разработок созданы за рубежом: немало полезных и интересных решений, облегчающих жизнь школьникам и учителям, предоставляет и российский рынок. Например, учителя-предметники могут отправлять ученикам материалы для отработки перед экзаменами, создавать опросы для блиц-контроля знаний, предлагать ученикам обмениваться вопросами и ответами с использованием учебного профиля Сферум в VK Мессенджере. Такая кооперация при подготовке к экзаменам, осуществленная в защищенном учебном пространстве, поможет школьникам вместе пройти через важные испытания.