Эффективная коммуникация между учеником и учителем в виртуальном классе
Сегодня цифровизация — одно из приоритетных направлений развития образовательной среды, в том числе на уровне школ. Пандемия COVID-19 существенно форсировала темпы включения различных цифровых инструментов в процесс обучения, и сейчас их использование стало неотъемлемой частью современного школьного образования не только в дистанционном, но и в очном формате.
Тем не менее, на данный момент сложно найти какой-либо гайдлайн для учителей, который объединил бы информацию по использованию разных цифровых инструментов и сервисов, их характеристики и опыт успешного применения для коммуникации в образовательном процессе.
И здесь педагогам было бы полезно познакомиться с понятием виртуального класса.
Виртуальный класс
Что же представляет собой виртуальный класс? Возможно, первая возникающая ассоциация связана с технологиями дополненной или виртуальной реальности. Однако виртуальный класс несколько более тривиальное явление, хотя там могут использоваться и названные технологии.
Виртуальный класс представляет собой интегративную онлайн-среду, сочетающую в себе синхронное и асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Стоит отметить, что виртуальный класс может быть как автономной образовательной средой для полностью дистанционного обучения, так и вспомогательным инструментом при обучении в традиционном формате.
Так, виртуальные классы могут включать инструменты, аналогичные тем, которые применяются в традиционном классе, — но перенесенные в онлайн-формат. Например, учитель может в режиме реального времени в процессе видеоконференции использовать доску, проводить устные и письменные опросы, показывать презентации. Но при этом виртуальные классы могут в чем-то превосходить возможности традиционного формата, в частности, давать возможность ретроспективного прохождения материала в виде просмотра записей занятий или оперативно организовать анонимное голосование учеников, использовать совместно виртуальные доски, общие документы.
Конечно, для построения наиболее эффективного и «гладкого» включения виртуального класса в образовательный процесс среда виртуального класса должна собрать в себе как можно больше перечисленных выше функций и инструментов. Именно так это устроено в учебном профиле «Сферум», который объединяет инструменты синхронного (видеозвонки) и асинхронного (чаты, совместное пользование материалами) формата.
Эффективная коммуникация
Онлайн-общение является определяющим фактором, позволяющим студентам учиться на расстоянии от преподавателей и образовательных организаций. Взаимодействие ученика и учителя в виртуальном классе сосредоточено на интерактивном диалоге и предполагает педагогическое руководство, помощь и поддержку со стороны учителя. Цель педагога – поддерживать интерес ученика и обеспечивать его мотивацию к занятиям. Однако крайне важно использовать эффективные модели онлайн-коммуникации, чтобы расширить образовательные возможности учащихся.
Исследования показывают, что коммуникация эффективна, когда стимул, инициированный и задуманный преподавателем, точно соответствует стимулу, который воспринимает и на который реагирует ученик. В гибридном обучении с использованием виртуального класса эффективная коммуникация особенно важна, поскольку общение и взаимодействие «вживую» может быть ограниченным.
Виды коммуникации в онлайн-обучении
Основным видом общения участников образовательного процесса в виртуальном классе ожидаемо можно назвать «коммуникацию посредством компьютера» (Computer-Mediated Communication). Такую коммуникацию можно разделить на два больших типа: асинхронный и синхронный. Каждый из этих видов одинаково важен для построения эффективной коммуникации в рамках обучения как для учеников, так и для учителей.
К асинхронной коммуникации можно отнести: электронную почту, общение через мессенджеры, онлайн-доски объявлений, блоги.
Основное преимущество асинхронной коммуникации — возможность ретроспективного обращения к материалам: ученик или учитель в любой момент может вернуться к написанному, чтобы повторить пройденное или впервые изучить пропущенный материал. Это делает образовательный процесс быть более гибким, способным учитывать разные обстоятельства, в которых может оказываться ученик или учитель. Недостатками асинхронной коммуникации являются продолжением ее преимуществ; в первую очередь это неопределенный промежуток времени, в который она может осуществляться: например, информация может устареть или запрос обратной связи от ученика может стать неактуальным при большой задержке ответа от учителя.
В качестве синхронной коммуникации могут выступать: видеоконференции, виртуальные доски, сессионные залы (для работы в малых группах), виртуальные пространства (мультипользовательские миры, в том числе геймификация).
Синхронная коммуникация по сути является несколько расширенным аналогом того, что происходит в процессе обучения в традиционном формате, и имеет те же преимущества, связанные с оперативностью общения в режиме реального времени, но с меньшей гибкостью для разных категорий учеников. Дополнительным к преимуществом синхронной коммуникации в онлайн-формате становится возможность удобной и гибкой геймификации образовательного процесса, что в традиционном формате может требовать значительно большей затраты ресурсов.
Оба рассмотренных типа коммуникации, конечно, сосуществуют в учебном процессе в виртуальном классе, что частично может взаимно нивелировать их недостатки и помочь наладить эффективное и комфортное взаимодействие в онлайн-формате. Однако при гибридном формате обучения, когда синхронная коммуникация осуществляется в традиционном формате, наиболее актуальным и полезным для повышения качества образовательного процесса являются, безусловно, инструменты асинхронной коммуникации.
Как учителю обеспечить эффективную коммуникацию с учеником в виртуальном классе
В условиях онлайн-обучения содержательное взаимодействие с учениками является приоритетом для учителей. Оно необходимо, чтобы создать непринужденную атмосферу для учеников и способствовать развитию здоровых отношений. Исследования выделяют несколько способов поддержания эффективной коммуникации со стороны учителя.
1. Оперативность/своевременная обратная связь
Преподавателю не всегда удается обеспечивать и поддерживать эффективное взаимодействие в условиях виртуального класса. Ключевой момент заключается в своевременной обратной связи и оперативности, которую учителя могут предоставлять своим ученикам. Своевременная обратная связь от преподавателя позволяет учащимся задуматься о глубине приобретенных знаний. Это может повысить эффективность обучения, выявляя пробелы в знаниях и подсказывая новые стратегии.
Оперативность учителя — еще один фактор, повышающий обучаемость и мотивацию учащихся в онлайн-среде. Обратная связь от учителя должна быть направлена на улучшение успеваемости и повышение когнитивных навыков учеников путем оказания постоянной поддержки и обсуждения успехов. Оперативность достигается учителем за счет своевременных ответов на вопросы учеников, возможности быть доступным в учебные часы, обращения к учащимся в более неформальной манере, с интересом к их самочувствию. Возможные стратегии включают приветствие студентов, поощрение и привлечение тех, кто мало участвует в занятиях.
2. Участие в обсуждениях и руководство ими
В условиях даже частично дистанционного обучения велика возможность возникновения чувства одиночества и изоляции. Одним из решений этой проблемы может быть общение на дискуссионных форумах, которые помогают ученикам почувствовать себя частью сообщества обучающихся.
Взаимодействие учащихся с преподавателем является решающим фактором в укреплении социального взаимодействия со сверстниками в учебных онлайн-сообществах. Преподавательский состав может участвовать в небольших дискуссионных группах, которые способны облегчить процесс обучения, позволяя ученикам уточнить вопросы и углубить понимание материала, а также лучше узнать других учеников и укрепить отношения с ними.
Конечно, такие дискуссии не должны становиться обязательными, а должны быть направлены на создание атмосферы, способствующей добровольному участию,— иначе ученики начнут воспринимать их как рутину.
3. Поощрение и постоянная поддержка
Для учителя особенно важно выступать в роли координатора и наставника и активно работать над созданием чувства общности в виртуальной среде обучения. Устанавливать прочные связи со своими учениками преподаватели могут посредством частых диалогов, продуманной и своевременной обратной связи, виртуальных консультаций и модерации дискуссий учащихся.
Преподаватели также могут способствовать плодотворной групповой работе, развивая командные навыки (принятие решений, социальные навыки, адаптивность, коммуникабельность и т.д.) и содействуя групповой работе. Это включает в себя помощь учащимся в знакомстве друг с другом, формирование групп, объяснение функций, выставление оценок и предоставление рекомендаций по использованию онлайн-инструментов.
Согласно исследованию R.Lala и J.Jeuring эффективному решению этих задач способствует создание позитивной и благоприятной среды обучения и четко сформулированные ожидания, в связи с чем возрастают возможности участвовать в образовательном процессе и задавать вопросы, способствующие размышлению и применению в реальных ситуациях. Таким образом, благоприятная среда обучения помогает более энергичному вовлечению учеников в процесс обучения в виртуальном классе.
Итак, виртуальный класс — это пространство, в котором объединены различные практики и инструменты, направленные на освоение дисциплин в дистанционном формате. Виртуальный класс может быть не только пространством для полностью дистанционного обучения, но и дополнительным инструментом для занятий в очном формате, органично и эффективно дополняющим образовательный процесс. При этом важно помнить, что его недостатки могут быть компенсированы определенными практиками общения с учениками.
Для повышения эффективности общения учителю следует уделить внимание формулировке обратной связи в таком ключе, чтобы ученик ее ясно понял и мог применить в дальнейшем процессе выполнения заданий. Для этого в условиях виртуального класса учитель может:
— давать своевременную обратную связь, стремиться быть доступным в общении
— участвовать в небольших дискуссионных группах и координировать их;
— поощрять и поддерживать учащихся.
Эти меры способствуют не только укреплению социального взаимодействия в виртуальном классе, но и улучшению усвоения учебного материала за счет включения в традиционный формат обучения новых цифровых инструментов.