• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Эффективная коммуникация вне класса

Что такое эффективная коммуникация

Коммуникация без преувеличения представляет собой один из ключевых элементов образовательного процесса. Эффективное взаимодействие между учителем и учениками не только помогает установить доверительные отношения, но и способствует более эффективному усвоению материала. Важно понимать, что каждый ученик уникален и имеет свой индивидуальный стиль обучения. Педагоги должны быть готовы адаптироваться к любому из них и для достижения наилучшего результата использовать различные методы коммуникации. Специалисты выделяют различные педагогические тактики и стратегии, которые могут способствовать педагогическому взаимодействию в учебном процессе.

В фокусе

Личное взаимодействие не всегда возможно в условиях ограниченного времени на уроке. Коммуникация вне класса часто дает возможность личного и тесного взаимодействия, которое может привести к более продуктивному процессу в классе, а также к повышению эффективности обучения. Также одним из способов установления эффективной коммуникации между учителем и учениками является использование технологий. Современные технологии позволяют не только создавать интерактивные уроки, адаптированные к индивидуальным потребностям каждого ученика, но и использовать эти возможности для общения вне класса, что может быть особенно полезным для тех учеников, которые испытывают трудности в общении или не чувствуют себя комфортно в классе. С помощью цифровых сервисов можно эффективно общаться, моментально созваниваться и обсуждать сложные ситуации, создавать чаты в закрытом и безопасном контуре.

Кроме того, важно помнить о том, что коммуникация должна быть двусторонней. Ученики должны иметь возможность задавать вопросы и высказывать свои мысли, а учителю необходимо быть готовым выслушать их. Это поможет установить более доверительные отношения и создать атмосферу, в которой ученики будут чувствовать себя комфортно и смогут свободно выражать свои мысли. Современные технологии предлагают учителям различные инструменты для включения учеников в процесс коммуникации.

Автор исследования

Горбунова Анна Юрьевна

Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник

Цифровые коммуникационные навыки являются неотъемлемой частью современного образования. Они помогают учителям эффективно использовать технологии для общения с учениками и коллегами, чтобы обеспечить качественное обучение.
Согласно Мониторингу экономики образования выделяются следующие группы цифровых навыков:

— Загрузка личных файлов (статей/журналов, музыки, видео, программ и др.) на веб-сайты, в социальные сети для публичного доступа

— Использование мессенджеров и социальных сетей

— Использование специальных программных приложений для получения и отправки учебных заданий

— Создание и проведение онлайн-мероприятий с помощью различных сервисов

Простые действия, такие как загрузка файлов в Интернет, общение через социальные сети, освоены широким кругом преподавателей и студентов; сложнее ситуация с использованием специальных программных приложений для обмена информацией и совместной работы, с созданием и использованием онлайн-платформ для обучения и проверки знаний учеников.

Помимо перечисленных выше навыков, учителя должны уметь адаптировать материалы для онлайн-обучения и использовать интерактивные инструменты для привлечения внимания учеников, а также знать основы информационной безопасности и защиты данных учеников.

Мифы

Довольно широко распространено мнение о том, что общение на основе цифровых технологий не позволяет учителям установить эмоциональный контакт с учениками и создать доверительные отношения. Мы попробуем описать, с какими мифами из этой области чаще всего сталкиваются педагоги, и опровергнем их.

Миф 1: В школе не только получают знания, но учатся общаться и дружить, в виртуальной среде это невозможно.

В школе дети не только получают знания, но и общаются друг с другом, устанавливают личные связи и находят новых друзей. Но на самом деле для установления доверительных отношений недостаточно только общения в классе. Чаты и переписка со сверстниками позволяют ребятам общаться, делиться мыслями и таким образом развивать социальные навыки и умения. Дети могут найти единомышленников, с которыми им будет комфортно общаться и работать в команде. Ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова признают, что дружба онлайн представляет собой специфический вид дружбы, однако он становится все более массовым и может выполнять все те же функции и задачи, что и дружба в реальном мире.

Миф 2: Общение в социальных сетях приводит к уменьшению общения в реальной жизни.

Существует мнение о том, что общение в социальных сетях может привести к уменьшению общения в реальной жизни и отдалению от друзей и сверстников. Безусловно, необходимо предоставлять ребенку возможность настоящего общения и развлечения в реальной жизни. Ученые из университета ИТМО провели исследование, в результате которого выяснили, что при правильном использовании социальные сети помогают создать сообщество студентов и учителей. Благодаря социальным сетям школьники получают возможность общаться с учителями за рамками учебного процесса, задавать интересующие вопросы, делиться информацией и находить поддержку. Учителя же могут создавать группы и страницы, публиковать там материалы, учебные программы и задания, что делает процесс обучения более динамичным и интерактивным.

Миф 3: Коммуникация вне класса не имеет отношения к учебе.

Еще один миф связан с представлением о том, что общение вне класса не имеет отношения к учебе. Однако он также является ошибочным и научно необоснованным. На самом деле взаимодействие учеников между собой и с учителем вне класса играет важную роль в образовании. Исследования показывают, что частое и качественное общение учителя с учениками за пределами школы повышает авторитет учителя и мотивацию учеников к учебе. Также коммуникация между учениками вне класса может улучшать коллективную работу и взаимодействие внутри класса. Групповые проекты, общение в свободное время и другие формы внеучебного взаимодействия могут помочь ученикам лучше узнать друг друга, наладить контакт и повысить свою сплоченность.

Принципы эффективной коммуникации вне класса

Эффективная коммуникация вне класса ‒ это процесс, который требует от участников взаимоуважения и соблюдения принципов этики. Вот несколько принципов, которые помогут вам улучшить свои навыки внеклассного общения:

1. Этика и взаимоуважение

Один из основных принципов эффективной коммуникации ‒ это уважение к другим участникам. Это означает, что во всех дискуссиях и обсуждениях должны присутствовать корректный тон и уважительное отношение к идеям и мнениям других участников.

2. Внедрение четких правил и инструкций

Эффективная коммуникация предполагает ясные правила поведения и инструкции для всех участников. С целью установления правил поведения могут быть проведены обязательные вебинары с использованием онлайн-платформ.

3. Использование широкого набора инструментов

Качественная коммуникация требует использования ряда технологий, которые включают в себя различные цифровые инструменты и платформы.

4. Коллаборативное обучение

Важным принципом эффективной коммуникации является использование коллаборативных методов обучения, которые предполагают, что участники работают вместе и обмениваются идеями для достижения общей цели. Такой способ обучения позволяет участникам получить доступ к ресурсам и опыту друг друга и обеспечивает более глубокое понимание материала.

Обзор возможных сервисов и приложений

Учитель может взаимодействовать с учениками вне класса с помощью различных инструментов, которые условно разделяются на две категории:

1) популярные мессенджеры и социальные сети, обладающие функциями безопасности и каналами, позволяющие обмениваться сообщениями, стикерами, делать звонки и видеозвонки, размещать видео и музыкальный контент;

2) специализированные образовательные пространства (такие, например, как учебный профиль Сферум в VK Мессенджере), не только позволяющие учителям, ученикам и их родителям общаться, но и являющиеся платформами для обмена и управления заданиями, предоставления обратной связи, проведения образовательных мероприятий и т. д. Использование таких приложений призвано улучшить взаимодействие и образовательный процесс.

Выводы

Таким образом, коммуникация вне класса с помощью цифровых инструментов позволяет создавать доверительные отношения и поддерживать мотивацию к учебе на высоком уровне. Эффективное взаимодействие, в том числе вне класса, может помочь учителям лучше узнать потребности и интересы учащихся, а последним ‒ чувствовать себя комфортно в классе и преодолевать трудности в обучении. Неэффективная коммуникация, с другой стороны, может стать причиной нежелания учащихся заниматься и в итоге привести к плохой успеваемости.

В целом, эффективная коммуникация ‒ это ключевой элемент успешного образовательного процесса. Педагогам следует быть готовыми использовать различные методы и стратегии для продуктивного взаимодействия с учениками и создания наилучших условий для обучения. При этом технологии не должны заменять личное общение. Целью учителя остается установление доверительных отношений с учениками и формирование комфортной атмосферы в классе.

Важно отметить, что взаимодействие вне классной комнаты должно дополнять занятия в классе, и помогать ученикам лучше усваивать учебный материал и развивать социальные навыки.

Также при общении с учениками в цифровой среде необходимо помнить об основных правилах и принципах, включающих в себя субординацию, установление правил и определение границ общения в социальных сетях.