• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Научные подразделенияИнститут образованияУглубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования

Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования

Руководители проекта: Фрумин Исак Давидович, Карной Мартин

 

Цель и задачи исследования

 

Направление 1. Сравнительное исследование качества подготовки по математике и физике студентов инженерных специальностей вузов в странах БРИК (Проект Супертест).

Цель исследования:

Разработка Концепции исследования качества подготовки по математике и физике студентов технических специальностей российских вузов в сравнении со студентами аналогичных вузов стран БРИК.

Задачи исследования:

· провести анализ литературы по проблемам изучения готовности абитуриентов к обучению на технических специальностях вузов

· провести анализ литературы по проблемам качества подготовки специалистов по техническим специальностям в высшем профессиональном образовании

· провести сравнительный анализ вступительных экзаменов на технические специальности вузов в странах БРИК и США

· обобщить опыт других стран в области оценивания готовности к обучению в высшей школе, особенно по техническим специальностям

· обобщить опыт других стран в области оценивания качества подготовки студентов по базовым предметам, особенно по техническим специальностям, и их готовности к продолжению обучения по предметам профессионального цикла.

 

Направление 2. Связь образовательной среды и образовательных контекстов практик и результатов обучения.

Для темы «Изучение резельентных учеников и учеников, занявших более высокие позиции, чем "предсказывает" их СЭС»

Цель исследования:

Определить факторы, способствующие более высоким академическим достижениям у детей из семей с низким социально-экономическим статусом по данным международных образовательных исследований: TIMSS (4 класс и 8 класс) 1999-2011, PIRLS 2001-2011, PISA 2000-2009.

Задачи исследования:

· Сравнить межстрановой и внутристрановой подходы к определению числа резельентных учеников.

· Выявить долю детей обоих типов в России по результатам международных исследований в области образования.

· Найти наиболее типичные пути достижения результатов среди школ с высоким процентом резельентных детей.

· Изучить динамику связи факторов и успеваемости по всем годам и исследованиям.

· Подобрать сопоставимые между всеми исследованиями индикаторы СЭС, оценить их релевантность и пригодность применения в качестве индикатора СЭС.

 

Для темы «Образовательные достижения учащихся по разным областям математического образования»

Цель исследования:

Выяснить, какие ученики успешно справляются с тестовыми заданиями по различным областям математики и почему.

Задачи исследования:

· определить типичные характеристики учащихся, успешно выполнивших тестовые задания по отдельным областям математики.

· оценить связь профессиональных характеристик и преподавательских практик учителей, а также образовательных практик учащихся с результатами выполнения тестовых заданий по отдельным областям математики.

 

Для темы «Изучение связи ЕГЭ и дальнейшей успеваемости в вузе»

Цель исследования:

Проект является продолжением начатого в 2012г., поэтому основная цель остается та же: Изучить роль ЕГЭ в дальнейшей академической (не)успеваемости студентов

Задачи исследования:

Продолжение работы, начатой в 2012:

· Оценка силы статистической связи различных предметов ЕГЭ и успеваемости студентов во время первого и второго годов обучения.

· Какой предсказательной силой обладает каждый сдаваемый абитуриентом предмет ЕГЭ. Какова динамика этой силы за несколько лет приема по ЕГЭ.

· Отличается ли предсказательная сила различных предметов ЕГЭ. И как следствие, следует ли придать тому или иному предмету больший вес при проведении приемной кампании.

 

Новое на 2013г.

· Как связаны оценки по различным дисциплинам в ВУЗе и предметам ЕГЭ. Какова динамика этой связи.

· Оценка возможности заполнения бюджетных мест в ВУЗах выпускниками школ.

· Оценка того, могут ли они там учиться, то есть поиск баллов ЕГЭ, с которым успешно учатся в том или ином ВУЗе.

· Различается ли сила связи ЕГЭ и предметов в ВУЗах, ведущих образовательную деятельность по ФГОС 2 и 3 поколения?

 

Для темы «Влияние характеристик образовательной среды на результаты обучения в начальной школе»

Цель исследования:

Выявить характеристики образовательной среды, оказывающие  влияние на результаты обучения в начальной школе в контексте  трехуровневой схемы присвоения деятельностного культурного содержания, предлагаемой в  SAM, оценить степень влияния этих характеристик.

 

Задачи исследования:

· Разработать инструментарий исследования (анкета для учителей начальной школы)

· Провести анкетирование учителей, учащиеся которых принимали участие в тестировании SAM

· Провести исследование по валидизации разработанной анкеты

· Пользуясь  исходными базами данных тестирования SAM, данными анкетирования учителей и собранной дополнительной информацией от администрации школ, разработать метод исследования связи результатов тестирования с характеристиками образовательной среды

· Построение модели связей между характеристиками образовательной среды и результатами обучения. Содержательная ее интерпретация.

 

Для темы «Эффекты подготовительных курсов и образовательных практик учеников на учебные достижения старшеклассников»

Цель исследования:

Проанализировать эффекты занятий с репетиторами/подготовительных курсов на образовательные достижения учеников

 

Задачи исследования:

· Оценить силу связи занятий с репетиторами/подготовительных курсов и образовательных результатов.

· Выявить медиаторы эффектов занятий с репетиторами/подготовительных курсов.

 

Направление 3. Когнитивные навыки и национальные достижения в международных исследованиях качества образования.

Цель исследования:

· описать национальные достижения в международных тестах, проверяющих качество образования, в терминах когнтивных навыков, которые могут быть целенаправленно сформированы в системе формального образования.

· выявить латентную структуру заданий по математике TIMSS и PISA;

Задачи исследования:

· Пользуясь  исходными базами данных международных оценочных программ PISA, TIMSS, PIAAC, и  разработать приемлемый метод для анализа заданий, с точки зрения их статистических и психометрических характеристик. 

· Провести анализ латентной структуры заданий международных тестов и интерпретировать получены решения. 

· Спланировать углубленное эмпирическое исследование на небольших выборках школьников, студентов и преподавателей, для верификации выявленной структуры.

· Провести тестирование специально подобранными заданиями и последующее интервью участников тестирования.

· Сопоставить результаты статистического анализа структуры заданий и качественного исследования. Описать результаты. Осуществить логико-психологический анализ заданий международных оценочных программам.

· Выстроить модель компетенций (когнитивных навыков), требуемых в международных тестов, и в современном обществе.

 

Направление 4. Характеристики учителей и их влияние на образовательные результаты учащихся.

Для темы «Профессиональный портрет учителя математики российской школы»

Цель исследования:

Дать профессиональный портрет учителя математики российской школы (как по формальным характеристикам профессионального уровня учителей, так и на основе данных международных исследований) и провести сравнительный анализ характеристик российского учителя математики и учителя математики из других стран.

Задачи исследования:

· изучить формальные характеристики профессионального уровня российских учителей математики (стаж, образование, категория, заработная плата, вакансии по регионам и т.п.), а также подготовки учителей математики в педвузах (количество студентов,  география, средний балл ЕГЭ при поступлении и др.)

· обобщить результаты российских и международных исследований  учителей математики в части профессиональных знаний предмета, знания методики преподавания математики, установок учителей

· адаптировать анкету NorBA для проведения анкетирования на территории РФ

· провести исследование по валидизации разработанной анкеты

· провести анетирование учителей 7-9 классов

· построить модели связей между характеристиками учителей математики и социального контекста, в котором происходит обучение математике результатами обучения. Дать содержательную интерпретацию.

· провести сравнительное исследование установок и практик российских учителей математики и их коллег из стран Балтии (по результатам NorBA

 

Для темы «Влияние характеристик учителей на результаты школьников при решении сложных и простых задач в международных исследованиях»

Цель исследования:

Изучить связь характеристик учителя (учительские практики, установки, социально-демографические характеристики) и достижения школьников при решении более простых и более сложных задач в TIMSS 8 класс.

Задачи исследования:

Выявить, какие задачи являются простыми и сложными для школьников. Соотнести эти задачи с известными классификациями навыков, которые задействуются при их решении.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!