• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Мониторинг вскрытой революции в школьном образовании

ЧТО. Мониторинг вскрытой революции, происходящей сегодня в школьном образовании. Ожидаемая продолжительность мониторинга – 5 лет.

ПОЧЕМУ. В конце 1990-х – начале 2000-х ряд стран начали активную трансформацию образовательных систем, чтобы добиться соответствия компетентностей выпускника массовой школы – требованиям меняющегося рынка труда и, шире, «глобальным вызовам». Одновременно на школу «давят» новые технологические и информационные возможности, стимулирующие изменения формата обучения.

Общий вектор изменений – усиление роли ученика: от пассивного послушного реципиента к активному самостоятельному агенту (и в планировании образовательной программы и в ее реализации) и размывание границ между школой и семьей (равно как и между семьей и работой, что также отражается на образовательных практиках). Это сопровождается ростом неравенства (в том числе цифрового).

Эти изменения уже шли поступательно, эволюционно и во многом оставались невидимыми под сложившимися социальными институтами и структурами. Лава накапливалась в вулкане, и вот извержение случилось. Старые структуры «провалились» (failure), но вместо полного хаоса проявились прежде скрытые структуры и агенты. Это стало особым потрясением для России, которая отстала в институционализации новых отношений и игроков от стран-лидеров PISA. Россия сейчас в начале этого пути (отставание порядка 20 лет).

Пандемия ускорила процессы и вскрыла медленно происходящие радикальные изменения в сложившихся институтах и социальных структурах и в месте человека в них. Вынужденный резкий переход на онлайн-обучение обнажил три взаимосвязанных оси изменений:

  • усиление роли самостоятельных образовательных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений;
  • перераспределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование», возникновение новых структур, отвечающих на потребности различных игроков;
  • рост неравенства по цифровому культурному капиталу.

КАК. Мониторинг включает четыре основных потока сбора данных:

  1. феноменологический анализ динамики социальных структур и институтов (опыт непосредственных участников учебного процесса);
  2. анализ бюджета времени домохозяйства;
  3. анализ домашних заданий и их восприятия детьми;
  4. интервью с лидерами новых / возникающих институтов и структур

Дополнительно изучается возможность реализации еще двух потоков сбора данных:

  1. Цифровая этнография
  2. Эксперимент по работе школьников с учебными заданиями, требующими активной позиции и самостоятельности.

Партнер проекта

University College London

Команда

Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна

Лаборатория проектирования содержания образования: Главный эксперт. Руководитель проекта

Сивак Елизавета Викторовна

Центр исследований современного детства: Директор центра

Смирнов Иван Борисович

Лаборатория вычислительных социальных наук: Заведующий лабораторией

Сорокин Павел Сергеевич

Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник

Поливанова Катерина Николаевна

Центр исследований современного детства: Научный руководитель

 

Привлеченные специалисты

  • привлеченные специалисты: квалифицированные интервьюеры; программисты для разработки / адаптации приложений для сбора данных.
  • привлеченные стажеры: студенты факультета социальных наук и факультета компьютерных наук

Академические продукты

  • статьи в российских и зарубежных журналах
  • коллективная монография на русском и английском языках

Неакадемические продукты

  • Субъективная карта школьного образования («живой» накопительный продукт): карта РФ, по регионам / городам отображается доля интересных/скучных учебных заданий в разбивке по предметам.
    Устойчивое преобладание скучных заданий будет означать необходимость изменений в содержании образования и практике обучения.
  • Сайт родительских отзывов о практиках обучения школе, с чат-ботом, дающим рекомендации 
  • Сообщество лидеров новых практик и структур (горизонтальные сети инноваций).

Мониторинг будет включать четыре компонента, каждый из которых адресован различным аспектам выделенных осей изменений.

Количественные оценки не окончательные и приводятся для ориентира.

Ось 1: усиление самостоятельных учебных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений

Ось 2: распределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование»

Ось 3: рост неравенства по объему цифрового культурного капитала семьи

Компонент 1: Феноменологический анализ динамики социальных структур и институтов

Методы: интервью с родителями, школьниками и учителями, дважды в год.

  • 50 домохозяйств: по 10-12 домохозяйств на каждый социально-профессиональный тип (нерутинный/рутинный умственный/физический труд), с учетом разных возрастных групп школьников в домохозяйстве (начальная, средняя школа; старшая школа: академический трек в общеобразовательной школе и профессиональный трек в СПО);
  • 50 учителей: по 10 учителей на каждый тип школы (сильная / слабая / участвующая в передовых пилотных проектах / работающая в сложных условиях / колледж)

Ослабление учительского контроля за использованием пространства и тела (Фуко): «сижу, где и как хочу; пишу, как хочу»

Восприятие времени: обучение встроено в рамки ритмов и ритуалов (=сложившиеся структуры); факторы, динамика и эффекты изменения сложившихся структур; модальности скуки (Хайдеггер), вынужденная скука (урок; изоляция) и самостоятельные усилия по преодолению скуки; обратная пропорциональность: скука vs вовлеченность и их влияние на учебные результаты.

Динамика представлений об основном для ученика источнике знаний (учитель, учебник, сложные комбинации предложенного школой и найденного самостоятельно)

Усиление роли агентности для достижения успеха в цифровом обучении (лучшего результата добиваются те, кто более активен и самостоятелен; пассивный вариант, допустимый в офлайне, не срабатывает в онлайне)

Роль учащихся в создании и функционировании новых структур на стыке «семья и школа»

Размывание пространственных границ: взаимная диффузия школы – дома – работы благодаря ИКТ; размывание границ между когнитивным (работа, школа) и аффективным (дом), конфликты их столкновения Размывание границ социальных ролей (учитель, ученик, родитель) и социальных групп (родители, объединенные профессией и вопросами образования детей)

Появление виртуальных обучающих и обучающихся сообществ поверх границ школы; кто и почему будет в них пионером, лидером, ведомым, примыкающим, отвергающим (как в области школьного обучения, так и в широкой области развития детей, выстраивания отношений с детьми в семье)

Связь возникающих структур с уже существующими (spin-off / конкурент / вытеснение / нечто полностью новое). С какими существующими структурами, институтами надо «порвать», чтобы освободить место для новых?

Связь практик life long learning в домохозяйстве и представлений об ответственности за образовательные результаты

Источники формирования универсальных компетентностей и новой грамотности, динамика организационных условий их развития

Отношение к риску и неопределенности (Луман): кто решает, какой риск учитывать, а какой нет, и в каком контексте; «экстернализация рисков» как часть «скрытого куррикулума» в дистанционном обучении LMS (электронный дневник и т.п.) как ограничивающая структура (воспроизводит традиционный класс; как барьер на пути социальных образовательных инноваций)

Проявления цифрового неравенства в обучении детей в зависимости от социально-профессионального типа занятости взрослых членов домохозяйства

Различия в образовательной агентности (learner agency) детей – как намеренном активном действии, так и уклонении от действия – в зависимости от доступных ресурсов и социально-профессиональной принадлежности взрослых в домохозяйстве (то есть "впитанных" ранее диспозиций / схем действия).

Школьники из digitally disadvantaged семей не видят имеющихся возможностей или не могут ими воспользоваться, тем самым усугубляя свою уязвимость.

Мотивированность и способность домохозяйства эффективно использовать цифровые технологии в образовательных целях (гибкость подходов: человек «подчиняется» навязанной технологии или преобразует ее под себя)

Социальное конструирование технологий онлайн-обучения. Факторы принятия технологий онлайн-обучения, диффузии новых онлайн-форматов обучения, каков баланс в оценке рисков, выгоды, доверия

Цифровая вовлеченность домохозяйства в различные сообщества, развитость социальных связей домохозяйства, поддерживаемых цифровыми форматами

Последствия цифрового неравенства: барьеры в доступе к образованию; социальному благополучию; карьерным перспективам. (Креативные занятия способствуют расширению виртуального пространства; сужение физического воспринимается не так болезненно)

Владение «цифровым телом» и «языком цифровой коммуникации» (универсальная инструментальная грамотность) в формате «человек – человек» и «человек – машина». Инструментальная грамотность семьи: источники развития, линии поддержки

Компонент 2: Бюджеты времени домохозяйств

Методы: сбор данных в реальном времени (метод выборочного анализа опыта, experience sampling method) через приложение в смартфоне.

Участвуют респонденты из первой (феноменологической) группы и дополнительно не менее 5 тыс. домохозяйств.

Для сбора базовой информации о респондентах дополнительно используется анкетный опрос. Ориентировочный период наблюдения – одна неделя каждые полгода.

Фиксируются:

  • вид деятельности, время выполнения и вовлеченность/отчужденность в учебные практики (а для взрослых – также в трудовые практики) через эмоциональную оценку деятельности;
  • проявления активной самостоятельности школьников через мотивы коммуникации между взрослыми и детьми (случаи напоминания, информирования, просьбы, общения «без цели»);
  • социальные связи семьи (офлайн- и онлайн-контакты).
Ось 1: усиление самостоятельных учебных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений

Преобладающий мотив и тип коммуникации в семье: процедуры социального контроля регулируются жесткими временными и пространственными рамками / комплексные формы взаимодействия, социальная иерархия размыта (Бернстайн: positional vs personal тип взаимодействия в семье)

Ось 2: распределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование»

Размывание временных границ: взаимная диффузия школы – дома – работы благодаря ИКТ; многозадачность

Размывание границ между когнитивным (работа, школа) и аффективным (дом), конфликты их столкновения; совмещение ролей

Ось 3: рост неравенства по объему цифрового культурного капитала семьи

Связь социально-профессионального статуса родителей с time use детей и их навыками тайм-менеджмента, самоорганизации

Вовлеченность взрослых в практики самообучения и поддержку обучения детей

Компонент 3: Анализ домашних заданий и их восприятия детьми

Методы: сбор данных в реальном времени через приложение в смартфоне; анкетный опрос.

Участвуют респонденты-школьники из первой (феноменологической) группы и дополнительно не менее 5 тыс. школьников.

Фиксируется предмет, учебное задание (фото), субъективная оценка школьника: «скучно / интересно», «трудно/легко», «выполнение по образцу / задание требовало активной позиции и самостоятельного выбора».

Ориентировочный период наблюдения (в части оценки учебных заданий): длительно; не менее двух недель каждые два месяца.

Ось 1: усиление самостоятельных учебных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений

Доля заданий, оцененных как «скучные» + «выполнение по образцу», по предмету Х как прокси (не)соответствия учебной программы и превалирующих методов обучения требованиям современного качественного образования

Ось 2: распределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование»

Высокая доля заданий, требующих активной позиции и самостоятельного выбора, как прокси ответственности и вовлеченности ученика

Ось 3: рост неравенства по объему цифрового культурного капитала семьи

Разрыв в отношении к учебным заданиям между семьями в зависимости от цифрового культурного капитала семьи (большая доля заданий, оцениваемых как «скучные» + «выполнение по образцу», отражает низкую продуктивность школьной системы: это низкая степень вовлеченности ученика, низкая степень самостоятельность и, как результат, слабые образовательные результаты)

Компонент 4: Интервью с лидерами новых / возникающих институтов и структур

Интервью с лидерами образовательных сообществ, формальных и неформальных, комплементарных или альтернативных основной школе