Мониторинг вскрытой революции в школьном образовании
ЧТО. Мониторинг вскрытой революции, происходящей сегодня в школьном образовании. Ожидаемая продолжительность мониторинга – 5 лет.
ПОЧЕМУ. В конце 1990-х – начале 2000-х ряд стран начали активную трансформацию образовательных систем, чтобы добиться соответствия компетентностей выпускника массовой школы – требованиям меняющегося рынка труда и, шире, «глобальным вызовам». Одновременно на школу «давят» новые технологические и информационные возможности, стимулирующие изменения формата обучения.
Общий вектор изменений – усиление роли ученика: от пассивного послушного реципиента к активному самостоятельному агенту (и в планировании образовательной программы и в ее реализации) и размывание границ между школой и семьей (равно как и между семьей и работой, что также отражается на образовательных практиках). Это сопровождается ростом неравенства (в том числе цифрового).
Эти изменения уже шли поступательно, эволюционно и во многом оставались невидимыми под сложившимися социальными институтами и структурами. Лава накапливалась в вулкане, и вот извержение случилось. Старые структуры «провалились» (failure), но вместо полного хаоса проявились прежде скрытые структуры и агенты. Это стало особым потрясением для России, которая отстала в институционализации новых отношений и игроков от стран-лидеров PISA. Россия сейчас в начале этого пути (отставание порядка 20 лет).
Пандемия ускорила процессы и вскрыла медленно происходящие радикальные изменения в сложившихся институтах и социальных структурах и в месте человека в них. Вынужденный резкий переход на онлайн-обучение обнажил три взаимосвязанных оси изменений:
- усиление роли самостоятельных образовательных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений;
- перераспределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование», возникновение новых структур, отвечающих на потребности различных игроков;
- рост неравенства по цифровому культурному капиталу.
КАК. Мониторинг включает четыре основных потока сбора данных:
- феноменологический анализ динамики социальных структур и институтов (опыт непосредственных участников учебного процесса);
- анализ бюджета времени домохозяйства;
- анализ домашних заданий и их восприятия детьми;
- интервью с лидерами новых / возникающих институтов и структур
Дополнительно изучается возможность реализации еще двух потоков сбора данных:
- Цифровая этнография
- Эксперимент по работе школьников с учебными заданиями, требующими активной позиции и самостоятельности.
Партнер проекта
Команда
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Лаборатория проектирования содержания образования: Главный эксперт. Руководитель проекта
Сивак Елизавета Викторовна
Центр исследований современного детства: Директор центра
Смирнов Иван Борисович
Лаборатория вычислительных социальных наук: Заведующий лабораторией
Сорокин Павел Сергеевич
Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник
Привлеченные специалисты
- привлеченные специалисты: квалифицированные интервьюеры; программисты для разработки / адаптации приложений для сбора данных.
- привлеченные стажеры: студенты факультета социальных наук и факультета компьютерных наук
Академические продукты
- статьи в российских и зарубежных журналах
- коллективная монография на русском и английском языках
Неакадемические продукты
- Субъективная карта школьного образования («живой» накопительный продукт): карта РФ, по регионам / городам отображается доля интересных/скучных учебных заданий в разбивке по предметам.
Устойчивое преобладание скучных заданий будет означать необходимость изменений в содержании образования и практике обучения. - Сайт родительских отзывов о практиках обучения школе, с чат-ботом, дающим рекомендации
- Сообщество лидеров новых практик и структур (горизонтальные сети инноваций).
Мониторинг будет включать четыре компонента, каждый из которых адресован различным аспектам выделенных осей изменений.
Количественные оценки не окончательные и приводятся для ориентира.
Ось 1: усиление самостоятельных учебных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений
Ось 2: распределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование»
Ось 3: рост неравенства по объему цифрового культурного капитала семьи
Компонент 1: Феноменологический анализ динамики социальных структур и институтов
Методы: интервью с родителями, школьниками и учителями, дважды в год.
- 50 домохозяйств: по 10-12 домохозяйств на каждый социально-профессиональный тип (нерутинный/рутинный умственный/физический труд), с учетом разных возрастных групп школьников в домохозяйстве (начальная, средняя школа; старшая школа: академический трек в общеобразовательной школе и профессиональный трек в СПО);
- 50 учителей: по 10 учителей на каждый тип школы (сильная / слабая / участвующая в передовых пилотных проектах / работающая в сложных условиях / колледж)
Ослабление учительского контроля за использованием пространства и тела (Фуко): «сижу, где и как хочу; пишу, как хочу»
Восприятие времени: обучение встроено в рамки ритмов и ритуалов (=сложившиеся структуры); факторы, динамика и эффекты изменения сложившихся структур; модальности скуки (Хайдеггер), вынужденная скука (урок; изоляция) и самостоятельные усилия по преодолению скуки; обратная пропорциональность: скука vs вовлеченность и их влияние на учебные результаты.
Динамика представлений об основном для ученика источнике знаний (учитель, учебник, сложные комбинации предложенного школой и найденного самостоятельно)
Усиление роли агентности для достижения успеха в цифровом обучении (лучшего результата добиваются те, кто более активен и самостоятелен; пассивный вариант, допустимый в офлайне, не срабатывает в онлайне)
Роль учащихся в создании и функционировании новых структур на стыке «семья и школа»
Размывание пространственных границ: взаимная диффузия школы – дома – работы благодаря ИКТ; размывание границ между когнитивным (работа, школа) и аффективным (дом), конфликты их столкновения Размывание границ социальных ролей (учитель, ученик, родитель) и социальных групп (родители, объединенные профессией и вопросами образования детей)
Появление виртуальных обучающих и обучающихся сообществ поверх границ школы; кто и почему будет в них пионером, лидером, ведомым, примыкающим, отвергающим (как в области школьного обучения, так и в широкой области развития детей, выстраивания отношений с детьми в семье)
Связь возникающих структур с уже существующими (spin-off / конкурент / вытеснение / нечто полностью новое). С какими существующими структурами, институтами надо «порвать», чтобы освободить место для новых?
Связь практик life long learning в домохозяйстве и представлений об ответственности за образовательные результаты
Источники формирования универсальных компетентностей и новой грамотности, динамика организационных условий их развития
Отношение к риску и неопределенности (Луман): кто решает, какой риск учитывать, а какой нет, и в каком контексте; «экстернализация рисков» как часть «скрытого куррикулума» в дистанционном обучении LMS (электронный дневник и т.п.) как ограничивающая структура (воспроизводит традиционный класс; как барьер на пути социальных образовательных инноваций)
Проявления цифрового неравенства в обучении детей в зависимости от социально-профессионального типа занятости взрослых членов домохозяйства
Различия в образовательной агентности (learner agency) детей – как намеренном активном действии, так и уклонении от действия – в зависимости от доступных ресурсов и социально-профессиональной принадлежности взрослых в домохозяйстве (то есть "впитанных" ранее диспозиций / схем действия).
Школьники из digitally disadvantaged семей не видят имеющихся возможностей или не могут ими воспользоваться, тем самым усугубляя свою уязвимость.
Мотивированность и способность домохозяйства эффективно использовать цифровые технологии в образовательных целях (гибкость подходов: человек «подчиняется» навязанной технологии или преобразует ее под себя)
Социальное конструирование технологий онлайн-обучения. Факторы принятия технологий онлайн-обучения, диффузии новых онлайн-форматов обучения, каков баланс в оценке рисков, выгоды, доверия
Цифровая вовлеченность домохозяйства в различные сообщества, развитость социальных связей домохозяйства, поддерживаемых цифровыми форматами
Последствия цифрового неравенства: барьеры в доступе к образованию; социальному благополучию; карьерным перспективам. (Креативные занятия способствуют расширению виртуального пространства; сужение физического воспринимается не так болезненно)
Владение «цифровым телом» и «языком цифровой коммуникации» (универсальная инструментальная грамотность) в формате «человек – человек» и «человек – машина». Инструментальная грамотность семьи: источники развития, линии поддержки
Компонент 2: Бюджеты времени домохозяйств
Методы: сбор данных в реальном времени (метод выборочного анализа опыта, experience sampling method) через приложение в смартфоне.
Участвуют респонденты из первой (феноменологической) группы и дополнительно не менее 5 тыс. домохозяйств.
Для сбора базовой информации о респондентах дополнительно используется анкетный опрос. Ориентировочный период наблюдения – одна неделя каждые полгода.
Фиксируются:
- вид деятельности, время выполнения и вовлеченность/отчужденность в учебные практики (а для взрослых – также в трудовые практики) через эмоциональную оценку деятельности;
- проявления активной самостоятельности школьников через мотивы коммуникации между взрослыми и детьми (случаи напоминания, информирования, просьбы, общения «без цели»);
- социальные связи семьи (офлайн- и онлайн-контакты).
Ось 1: усиление самостоятельных учебных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений
Преобладающий мотив и тип коммуникации в семье: процедуры социального контроля регулируются жесткими временными и пространственными рамками / комплексные формы взаимодействия, социальная иерархия размыта (Бернстайн: positional vs personal тип взаимодействия в семье)
Ось 2: распределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование»
Размывание временных границ: взаимная диффузия школы – дома – работы благодаря ИКТ; многозадачность
Размывание границ между когнитивным (работа, школа) и аффективным (дом), конфликты их столкновения; совмещение ролей
Ось 3: рост неравенства по объему цифрового культурного капитала семьи
Связь социально-профессионального статуса родителей с time use детей и их навыками тайм-менеджмента, самоорганизации
Вовлеченность взрослых в практики самообучения и поддержку обучения детей
Компонент 3: Анализ домашних заданий и их восприятия детьми
Методы: сбор данных в реальном времени через приложение в смартфоне; анкетный опрос.
Участвуют респонденты-школьники из первой (феноменологической) группы и дополнительно не менее 5 тыс. школьников.
Фиксируется предмет, учебное задание (фото), субъективная оценка школьника: «скучно / интересно», «трудно/легко», «выполнение по образцу / задание требовало активной позиции и самостоятельного выбора».
Ориентировочный период наблюдения (в части оценки учебных заданий): длительно; не менее двух недель каждые два месяца.
Ось 1: усиление самостоятельных учебных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений
Доля заданий, оцененных как «скучные» + «выполнение по образцу», по предмету Х как прокси (не)соответствия учебной программы и превалирующих методов обучения требованиям современного качественного образования
Ось 2: распределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – доп. образование»
Высокая доля заданий, требующих активной позиции и самостоятельного выбора, как прокси ответственности и вовлеченности ученика
Ось 3: рост неравенства по объему цифрового культурного капитала семьи
Разрыв в отношении к учебным заданиям между семьями в зависимости от цифрового культурного капитала семьи (большая доля заданий, оцениваемых как «скучные» + «выполнение по образцу», отражает низкую продуктивность школьной системы: это низкая степень вовлеченности ученика, низкая степень самостоятельность и, как результат, слабые образовательные результаты)
Компонент 4: Интервью с лидерами новых / возникающих институтов и структур
Интервью с лидерами образовательных сообществ, формальных и неформальных, комплементарных или альтернативных основной школе