Сопровождаем
Помогаем
Исследуем
управленческие практики в общем образовании и инновационные модели школ
Проектируем
Темы наших исследований
Управленческие практики школ
- Управление образовательно-профессиональными траекториями учеников
- Обеспечение качества образования
- Кадровая политика
- Управление на основании данных
Модели школ в различных контекстах
- Школы в составе вузов
- Школы в моногородах
- Школы Дальнего Востока и Арктики
- Гибридные школы и др.
Развитие школьных лидеров
- Модели компетенций
- Траектории в профессии
- Программы подготовки
- Подходы к отбору и сопровождению
Кейсы запуска новых школ
- Возникновение концепции
- Разработка образовательной модели
- Формирование контингента
- Подбор кадров и др. управленческие практики
Прикладные проекты
Академические проекты
Направления экспертизы и консалтинга
Консультируем
региональные и муниципальные органы управления образованием и агентства развития — с опорой на данные и анализ передового российского и зарубежного опыта
Обучаем
управленческие команды школ проектному подходу, внедрению изменений, доказательному управлению
Разрабатываем
стратегии, проекты, модели, образовательные программы, программы развития — и сопровождаем их реализацию
Проводим экспертизу
концепций школ, образовательных программ и проектов, архитектурных решений
Сопровождаем
запуск новых школ — от анализа контекста и разработки концепции до обучения управленческой команды
Ресурсы для сообщества
Образовательные программы с нашим участием
-
Магистратура «Управление образованием»
Очно-заочная магистратура рассчитана на действующих директоров государственных и частных школ, педагогов, готовых развивать административную карьеру, и предпринимателей в образовании.
О программе -
Магистратура «Педагогическое образование»
Помогаем дипломированным специалистам с классическим образованием сделать первый шаг в педагогической карьере. Знакомим с опытом и лучшими практиками российских и зарубежных систем образования.
О программе -
Магистратура «Педагогический дизайн: теория и практика обучения»
Программа объединяет дисциплины, связанные с исследованием рынка и целевой аудитории, проектированием образовательных продуктов и продвижением разработок.
О программе
Команда
Научный руководитель
Заведующий лабораторией
kseregin@hse.ru
Ведущий эксперт
Ведущий эксперт
Ведущий эксперт
Ведущий эксперт
Эксперт
Аналитик
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Менеджер
Публикации сотрудников
-
Книга
Магистратура в России: тенденции, противоречия и перспективы развития
Цель исследования — характеристика магистерского образования в российском контексте с разных позиций: со стороны официальной статистики, с точки зрения абитуриента и студента магистратуры. В качестве метода были использованы описательный анализ количественных и тематический анализ качественных данных. Были задействованы статистические отчеты Министерства высшего образования и науки РФ по форме № ВПО-1 (2016–2023 гг.) и результаты опроса магистрантов в рамках Мониторинга экономики образования (2022 г.). Эти данные дополнены результатами интервью с руководителями магистерских программ ведущих российских вузов, полученными в июне — октябре 2022 г. Результаты показали, что и число программ, и численность студентов магистратуры с 2016 по 2023 г. увеличились. Самой популярной формой обучения в магистратуре остается очная, а самыми популярными направлениями — «Науки об обществе» и «Инженерное дело». Просматривается тренд на постепенное взросление контингента. По мнению студентов, больше всего магистратура помогает им развить исследовательские навыки. На втором месте — предпринимательские навыки, на третьем — практические. В качестве основного мотива поступления в магистратуру студенты называют желание продвинуться по карьерной лестнице. В связи с тем что профиль абитуриента магистерских программ постепенно диверсифицируется, все более явно просматривается запрос на два типа программ: научно- и практикоориентированные. Материал адресован исследователям в области магистерского образования. Он может использоваться для анализа состояния магистратуры как уровня образования в России и за рубежом.
М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2025.
-
Статья
Выпивать и наказывать: социально-экономические детерминанты насильственной преступности в регионах России
Несмотря на тенденцию к снижению, уровень насильственных преступлений (убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью и пр.) в России остается сравнительно высоким. В статье ставится вопрос о том, какие социально-экономические факторы, показавшие свою значимость в международных исследованиях, влияют на уровень насильственной преступности в регионах России. Мы акцентируем внимание на трех основных детерминантах: экономическом развитии региона, проблемах алкоголизма и сдерживающем эффекте раскрываемости преступлений. Исследование базируется на данных официальной статистики Генеральной прокуратуры РФ за 2011–2021 годы. Для анализа использовались динамические панельные модели (System GMM), позволяющие учитывать эндогенность и инерционность показателей криминальной статистики. Результаты указывают на статистически значимую отрицательную корреляцию между уровнем ВРП и насильственной преступностью, что подтверждает гипотезу о снижении стимулов к насилию с ростом благосостояния. В то же время уровень безработицы не показал значимого эффекта в объяснении анализируемых видов преступлений. Мы показываем, что существенную роль играет потребление алкоголя: рост числа выявленных больных алкоголизмом связан с увеличением числа насильственных преступлений, особенно убийств по неосторожности. Кроме того, повышение раскрываемости по конкретному типу преступления снижает его распространенность в последующие периоды, что согласуется с теорией преступления как рационального выбора Г. Беккера. Основываясь на полученных выводах, можно предположить, что сокращение преступности в России связано с качеством работы правоохранительных органов, политикой в сфере потребления алкоголя, а также перспективами развития экономики в целом.
Социология власти. 2025. Т. 37. № 4. С. 77-100.
-
Глава в книге
Проведение кампании по набору студентов сетевых программ. Методическая поддержка работы профессорско- преподавательского состава вуза-акцептора
В восьмом выпуске серии учебно-методических пособий «Подготовка профессионалов для нового образования» представлены материалы, которые обеспечивают процесс разработки и реализации маги-
стерских программ в сетевой форме «Управление образованием» (направление подготовки 38.04.04 «Госу-
дарственное и муниципальное управление»), с 2020 г. реализуемых Институтом образования НИУ ВШЭ со-
вместно с ДВФУ, ТОГУ и ТюмГУ. Представлена общая идея конструирования программ подготовки лидеров образования федеральным и региональным вузом во взаимодействии с исследовательским университетом. На основе осмысления результатов работы авторы дают рекомендации как разработчикам про-
грамм, так и руководителям вузов, академическим руководителям программ, преподавателям; показы-
вают новые возможности для университетов, которые появляются в ходе взаимодействия партнеров;
обозначают риски. Особое внимание уделяется построению двумя университетами единой системы
обеспечения качества реализации программ. Текст содержит образцы документов, регламентирующих
порядок взаимодействия вузов и обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
Материал может быть использован в качестве учебно-методического пособия в системе дополни-
тельного профессионального образования преподавателей и руководителей высшей школы.В кн.: Сетевые образовательные программы как механизм повышения качества образования в университете. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 68-76.