Лаборатория управления школой

Содействуем доказательному управлению и лидерству в общем образовании



Сопровождаем

проекты развития региональных систем и организаций общего образования — от аналитики до внедрения

Помогаем

директорам и управленческим командам школ становиться лидерами изменений

Исследуем

управленческие практики в общем образовании и инновационные модели школ

Проектируем

концепции, образовательные модели и программы развития школ для успеха каждого ученика
 

Темы наших исследований

Управленческие практики школ

  • Управление образовательно-профессиональными траекториями учеников 
  • Обеспечение качества образования
  • Кадровая политика 
  • Управление на основании данных

 


 

Модели школ в различных контекстах

  • Школы в составе вузов
  • Школы в моногородах
  • Школы Дальнего Востока и Арктики​​​​​​
  • Гибридные школы и др.

 


 

Развитие школьных лидеров

  • Модели компетенций
  • Траектории в профессии
  • Программы подготовки
  • Подходы к отбору и сопровождению

 


 

Кейсы запуска новых школ 

  • Возникновение концепции
  • Разработка образовательной модели
  • Формирование контингента
  • Подбор кадров и др. управленческие практики 

 


 

Прикладные проекты

 

 

Управленческий кадровый резерв московского образования
По заказу Департамента образования и науки города Москвы
Разработка модели наставничества вновь назначенных руководителей школ Москвы
По заказу Департамента образования и науки города Москвы
Образовательная концепция и требования к архитектурным решениям школы в ИТ-кампусе мирового уровня «Неймарк»
По заказу Министерства образования Нижегородской области
Социальное исследования школьных практики в рамках проекта строительства новой школы в Сочи
По заказу компании Nedvex
Новая муниципальная модель управления качеством общего образования в Сергаче
По заказу Администрации Сергачского муниципального округа

Академические проекты

 

 

Проект посвящен анализу школ, являющихся структурными подразделениями 33 из 100 ведущих российских университетов согласно рейтингу RAEX-2023: география, управление, направления обучения и др.
Коллективная монография раскрывает модели трех известных российских образовательных организаций, которые вели инновационный поиск для обновления образовательного процесса в старшей школе.
Анализ ведущих старших школ Германии, Нидерландов, Сингапура, США и Казахстана. Монография призвана продемонстрировать школьным лидерам в России возможные направления развития и трансформации школ.

Направления экспертизы и консалтинга

 

 

Консультируем

региональные и муниципальные органы управления образованием и агентства развития — с опорой на данные и анализ передового российского и зарубежного опыта

Обучаем

управленческие команды школ проектному подходу, внедрению изменений, доказательному управлению

Разрабатываем

стратегии, проекты, модели, образовательные программы, программы развития — и сопровождаем их реализацию

Проводим экспертизу

концепций школ, образовательных программ и проектов, архитектурных решений

Сопровождаем

запуск новых школ — от анализа контекста и разработки концепции до обучения управленческой команды

Ресурсы для сообщества

 

 

Мы агрегировали и визуализировали данные по формам ОО-1 и ОО-2, чтобы упростить анализ школьного образования в Российской Федерации.
Для портала Вышка Онлайн рассказали о том, какое место занимает работа с образовательным пространством в управлении школой и качеством образования.

Образовательные программы с нашим участием

Публикации сотрудников

  • Книга

    Хавенсон Т. Е., Корчак А. Э., Реута А. Ф. и др.

    Магистратура в России: тенденции, противоречия и перспективы развития

    Цель исследования — характеристика магистерского образования в российском контексте с разных позиций: со стороны официальной статистики, с точки зрения абитуриента и студента магистратуры. В качестве метода были использованы описательный анализ количественных и тематический анализ качественных данных. Были задействованы статистические отчеты Министерства высшего образования и науки РФ по форме № ВПО-1 (2016–2023 гг.) и результаты опроса магистрантов в рамках Мониторинга экономики образования (2022 г.). Эти данные дополнены результатами интервью с руководителями магистерских программ ведущих российских вузов, полученными в июне — октябре 2022 г. Результаты показали, что и число программ, и численность студентов магистратуры с 2016 по 2023 г. увеличились. Самой популярной формой обучения в магистратуре остается очная, а самыми популярными направлениями — «Науки об обществе» и «Инженерное дело». Просматривается тренд на постепенное взросление контингента. По мнению студентов, больше всего магистратура помогает им развить исследовательские навыки. На втором месте — предпринимательские навыки, на третьем — практические. В качестве основного мотива поступления в магистратуру студенты называют желание продвинуться по карьерной лестнице. В связи с тем что профиль абитуриента магистерских программ постепенно диверсифицируется, все более явно просматривается запрос на два типа программ: научно- и практикоориентированные. Материал адресован исследователям в области магистерского образования. Он может использоваться для анализа состояния магистратуры как уровня образования в России и за рубежом. 

    М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2025.

  • Статья

    Лужнова К. Н., Бабикова Д. Д., Неяскина Ю. Ю. и др.

    (Не)универсальные компетенции: к вопросу о едином компетентностном профиле Камчатского края

    Существующие исследования требований к профессии показывают, что взрослым работающим людям на работе необходимо обладать набором таких надпрофессиональных умений, или универсальных компетенций, как, например, решение задач, критическое мышление, креативность, адаптивность и др. При этом основное исследовательское поле, как и прикладной вопрос, заключается в том, насколько заявленные как международными организациями, так и профессиональными стандартами компетенции являются не только актуальными для конкретной страны, региона или города, но и реализуемыми именно в таком виде. В связи с этим целью данной статьи является построение профилей универсальных компетенций внутри трех индустрий Камчатского края (образование, туризм и рыболовство) и соотнесение их со спецификой региона Камчатского края и между собой. Исследовательский вопрос, на который мы попытаемся ответить в данной статье, — какие универсальные для индустрии компетенции могут выделить представители рынка труда (работники и работодатели) для успешной работы с учетом специфики Камчатского края? Информантами выступили 45 человек из трех индустрий, внутри каждой индустрии были определены два направления — работодатели и работники. Обобщение данных интервью внутри индустрий позволило выделить основные компетенции, содержание которых было раскрыто через комплекс субкомпетенций, выявляемых на основе определений и примеров, приводимых информантами. Исследование позволяет говорить о наличии специфических для каждой из исследуемых отраслей универсальных компетенций, способствующих повышению адаптивности и успешности профессионала, а также являющихся предпосылками длительного пребывания в профессии.

    Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2025. Т. 18. № 1. С. 54-71.

  • Проведение кампании по набору студентов сетевых программ. Методическая поддержка работы профессорско- преподавательского состава вуза-акцептора

    В восьмом выпуске серии учебно-методических пособий «Подготовка профессионалов для нового образования» представлены материалы, которые обеспечивают процесс разработки и реализации маги-
    стерских программ в сетевой форме «Управление образованием» (направление подготовки 38.04.04 «Госу-
    дарственное и муниципальное управление»), с 2020 г. реализуемых Институтом образования НИУ ВШЭ со-
    вместно с ДВФУ, ТОГУ и ТюмГУ. Представлена общая идея конструирования программ подготовки лидеров образования федеральным и региональным вузом во взаимодействии с исследовательским университетом. На основе осмысления результатов работы авторы дают рекомендации как разработчикам про-
    грамм, так и руководителям вузов, академическим руководителям программ, преподавателям; показы-
    вают новые возможности для университетов, которые появляются в ходе взаимодействия партнеров;
    обозначают риски. Особое внимание уделяется построению двумя университетами единой системы
    обеспечения качества реализации программ. Текст содержит образцы документов, регламентирующих
    порядок взаимодействия вузов и обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
    Материал может быть использован в качестве учебно-методического пособия в системе дополни-
    тельного профессионального образования преподавателей и руководителей высшей школы.











    В кн.: Сетевые образовательные программы как механизм повышения качества образования в университете. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 68-76.

Все публикации