Материалы заседаний семинара в 2024/2025 году
24 июня: Искусственный интеллект в вузе: условия принятия и практики внедрения — Итоговый семинар сезона 2024/2025 г. памяти А.А. Пинского
Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) вызывает широкий резонанс и ощущение «взрыва», способного изменить устоявшиеся подходы в образовании. Внедрение ИИ можно рассматривать как управляемый процесс, аналогичный распространению телевидения или ПК, с учетом трех ключевых факторов: индивидуального (восприятие, мотивация, установки и готовность сотрудников использовать технологии), организационного (условия, инновационный климат, управление инфраструктура) и технологического — (доступность, простота и воспринимаемая эффективность ИИ). На семинаре все три уровня будут рассмотрены через исследования и реальные кейсы.
Первая часть будет посвящена анализу опроса сотрудников вузов с использованием международных методик (UTAUT2, AI Anxiety, TRI). Представлены данные о частоте и целях использования ИИ, типология пользователей по уровню технологической готовности — от скептиков до исследователей. Это позволит предложить индивидуализированные стратегии внедрения ИИ с учетом потребностей разных групп, а не по принципу «средней температуры по больнице».
Вторая часть представит стратегии вузов по внедрению ИИ. Выделено шесть профилей университетов, отражающих различия в технологической зрелости и управленческих подходах. Участники смогут соотнести свои стратегии с представленными моделями и наметить направления развития.
Третья часть будет посвящена прикладным кейсам компании «Кеды Профессора», реализованным в партнерстве с ВШЭ, МГИМО, РГГУ, МФТИ, РУДН. Эти кейсы могут служить основой для стратегий цифровой трансформации, образовательной политики, программ повышения квалификации и адаптации персонала к работе с ИИ.
Спикеры:
Диана Олеговна Королева, научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Евгений Андреевич Терентьев, к.с.н., директор Института образования НИУ ВШЭ
Константин Константинович Егошин, генеральный директор компании «Кеды профессора».
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
10 июня: Освоение школьного канона и формирование универсальных навыков: как совместить?
«Впереди целое лето, несчетное множество дней — чуть не полкалендаря», — так Рэй Бредбери описал безмятежное начало каникул двенадцатилетнего Дугласа Сполдинга. Даже становясь взрослыми, мы сохраняем чувство, что летом можно никуда не спешить, отложить дела и заниматься чем-то в свое удовольствие, например, читать «не по программе». В десятый день лета мы приглашаем вас на семинар для разговора о готовящейся к выходу в издательском доме НИУ ВШЭ коллективной монографии «Уроки литературы: школьная словесность в мире».
В этой книге представлены исследования содержания школьного образования по словесности в 9 странах мира: в России, Аргентине, Индии, Южной Корее, Иране, Китае, Франции, Германии, Канаде. На семинаре мы на примере нескольких кейсов рассмотрим мировой опыт поиска компромисса между элитарным и демократическим направлениями в проектировании куррикулума по литературе.
Литературному канону свойственны определенные паттерны существования: выделение образцов прозы, поэзии и драматургии, присвоение им статуса национального достояния, восприятие их как способов отражения национальной идентичности. При соприкосновении с входящими в канон произведениями учащиеся нарабатывают эстетический опыт, учатся азам литературоведческого анализа, знакомятся с историей национальной литературы и культуры. Однако одновременно всеобщее школьное образование на базе уроков словесности должно решать проблему вовлечения и подтягивания «отстающих» учащихся: тех, кому классические произведения неинтересны; тех, у кого в целом низкий уровень читательской грамотности; детей-мигрантов, еще не освоивших язык данной страны в достаточной степени. Рассмотрению того, как разные страны справляются с данной дилеммой, и будет посвящен семинар.
Спикеры:
Надежда Александровна Авдеенко - канд. пед. наук, аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Елизавета Михайловна Лысова-Голомзина - аспирант, ведущий аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Дискуссанты:
Ксения Романовна Романенко, кандидат наук об образовании, доцент, эксперт Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института Образования НИУ ВШЭ
Михаил Георгиевич Павловец, д. фил. н., профессор, заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Галина Васильевна Крюкова, ведущий методист ГК «Просвещение»
Модератор:
Виктория Константиновна Пичугина, д. пед. н., профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
3 июня: Игра по своим правилам: как Китай выстраивает новые научные альянсы
В последние годы научные отношения между Китаем и западными странами заметно осложнились. Раньше совместные исследования и академические обмены были обычным делом, но теперь такие форматы всё чаще попадают под ограничения. В Европе и США усиливают меры контроля для защиты технологий и предотвращения утечки чувствительных данных. В результате многие привычные формы сотрудничества оказываются под вопросом.
На фоне этих изменений Китай начал по-другому выстраивать свои научные связи. В новых условиях Поднебесная делает ставку на развитие собственной исследовательской инфраструктуры и расширение сотрудничества с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Больше поддерживает те проекты, которые можно реализовать без участия западных структур — как в плане финансирования, так и технологий.
На семинаре китайские эксперты представят исследование, в котором они проанализировали ключевые изменения в научной политике за последние десять лет. Эти изменения связаны не только с внешним давлением, но и с желанием усилить независимость и укрепить научные позиции страны на международной арене.
Китай уходит от прежней открытой модели научного сотрудничества и переходит к более замкнутому, ориентированному на регион и внутренние ресурсы подходу. Это часть общей стратегии, в которой наука становится инструментом для укрепления позиций страны в мире и продвижения собственных правил игры.
Спикеры:
Личжоу Ван, доцент, Институт перспективных исследований Васеда, Университет Васеда, Токио, Япония
Вэнь Вэнь, доцент, заместитель декана Школы образования, Университет Циньхуа
Линьин Чанг, аспирант, Школа образования, Университет Циньхуа
Дискуссант:
Екатерина Минаева, аспирант Центра по изучению международного высшего образования, Бостонский колледж
Александра Сизова, доцент, заместитель руководителя Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Модератор:
Никита Смирнов, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
27 мая: Самостоятельность: благо или бремя?
Самостоятельность школьника еще несколько десятилетий назад складывалась естественно в бытовых делах, в самостоятельных прогулках, в выполнении привычных поручений. Школа опиралась на эту «естественную» самостоятельность, не ставя себе специально задачи ее развития.
Сегодня ситуация меняется, сокращаются привычные практики развития самостоятельности. Ребенок, особенно городской, почти все свое время проводит под взрослым приглядом – родительским или учителя. От него все реже ждут самообслуживания или помощи по дому.
В этих условиях важно ставить вопрос о современных условиях взросления и конкретно о семейных и образовательных условиях поддержки самостоятельности. Кроме того, важно выявить, как представители основных институтов взросления – семьи и школы – видят самостоятельность, что они могут сделать для ее поддержки, да и считают ли они самостоятельность важной.
Описывая сегодняшние условия развития самостоятельности, авторы представляют широкую панораму теоретических взглядов на детскую самостоятельность, предлагая читателю проследить ее становление в различных контекстах: в семье, в школе, в условиях города и в доступных медиа, а завершают свое исследование, прослеживая генезис саморегулируемого учения и представлений самих школьников о самостоятельности.
Спикеры:
Катерина Николаевна Поливанова , д.псих.н., ординарный профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Анастасия Константиновна Нисская , к.псих.н., научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Полина Алексеевна Гавриленко , к.п.н., научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Дискуссанты:
Ирина Анатольевна Виноградова , к. псих. н., доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ.
Елена Владимировна Чернобай , д.п.н., ведущий эксперт Центра поддержки цифрового обучения Института образования НИУ ВШЭ
Модератор:
Диана Рафаильевна Ахмеджанова , Ph.D., доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
20 мая: Новая типология колледжей России: первая комплексная карта среднего профобразования
Колледжи в России работают в разных условиях и решают разные задачи. Одни готовят кадры для промышленности, другие — для сферы услуг. Кто-то встроен в местную экономику, кто-то развивается за счет участия в федеральных инициативах.
Но до сих пор не было ясного понимания, какие типы колледжей существуют, чем они отличаются и как на самом деле устроена система СПО.
На семинаре команда Центра развития навыков и профессионального образования представит первую комплексную типологию российских колледжей, основанную на статистических данных.
Эта типология помогает системно увидеть различия между колледжами, описать их роль в образовательной экосистеме и создать основу для более взвешенного управления.
Эксперты покажут сравнительные аналитические портреты каждого типа — от наиболее характерной локации, учредителя, набора программ и состава студентов до ресурсной базы и участия в государственных инициативах в СПО. К обсуждению будут предложены практические сценарии применения типологии: в стратегическом планировании и оценке эффективности СПО в регионах, в разработке программ развития колледжей и ориентировании работодателей и индустриальных партнеров в потенциале образовательных организаций.
Спикеры:
Мальцева Вера Андреевна, директор Центра развития навыков и профессионального образования
Семенова Александра Витальевна, ведущий эксперт Центра
Дискуссанты:
Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
Наумова Светлана Ивановна, проректор Института развития профессионального образования (ИРПО) Министерства просвещения РФ
Модератор:
Абанкина Ирина Всеволодовна, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ
Презентация Типология СПО_Инобр (PDF, 1.86 Мб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
29 апреля: Перспективы развития внутреннего туризма. Что про это должны знать семья и отраслевое образование, чтобы не пройти мимо.
Внутренний туризм в России развивается стремительно: 91 миллион поездок в 2024 году, рост турпотока на 14% — и это только начало. Однако за впечатляющими цифрами — острый кадровый дефицит. Исследование Института образования ВШЭ и ММСО показало: отрасли нужно почти полмиллиона новых специалистов, а высокая квалификация сегодня есть только у каждого седьмого.
В ходе семинара мы обсудим перспективы развития туристической отрасли и рынка труда, а также то, какие новые компетенции и профессии будут востребованы в туризме в будущем. Для того, чтобы это будущее наступило, необходимо синхронизировать запросы представителей индустрии туризма, специалистов в области отраслевого и внеотраслевого образования и семей.
На семинаре будут представлены ключевые выводы доклада «Отраслевой подход в подготовке кадров в сфере внутреннего туризма», подготовленного ВШЭ и ММСО, а также состоится дискуссия с участием представителей туристического бизнеса, образования и науки.
Презентация доклада будет сопровождаться поиском реальных решений для подготовки кадров в туристической отрасли с опорой на запрос индустрии, возможности образования и опыт научного сообщества.
Спикеры:
Вера Мальцева, директор Центра развития навыков и профессионального образования Институт образования НИУ ВШЭ
Марина Попова, директор по персоналу Azimut Hotels
Олеся Мулиер, руководитель Комитета по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «СМАРТ СТУДИЯ»
Александра Никанорова, заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ
Татьяна Кривошеева, проректор РГУТИС
Максим Усынин, ректор ЧОУ ВО МИДИС
Модератор:
Максим Казарновский, директор ММСО
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
22 апреля: Развитие длиной в карьеру: как университеты помогают своим преподавателям расти?
Современный университетский преподаватель совмещает множество ролей — обучает студентов, проводит исследования, выступает экспертом и наставником. Одновременно ему необходимо постоянно развиваться. На семинаре обсудим, как российские вузы поддерживают своих сотрудников в этом непростом процессе.
В рамках семинара расскажем о результатах масштабного исследования с участием более 2700 преподавателей и 60 руководителей из 15 вузов по всей России. Полученные данные показывают, как работает академическое развитие в трех важных направлениях — профессиональном, личностном и карьерном.
Опрос показал, что преподаватели по-разному относятся к своему развитию. Одни активно ищут новые возможности для роста, другие избегают перемен. Удалось выяснить, в какие периоды карьеры люди наиболее открыты к обучению, и что мешает их профессиональному росту — нехватка времени, организационные сложности или недостаточная мотивация.
На семинаре расскажем о действующих программах поддержки преподавателей в российских вузах. Участники узнают, как университеты определяют потребности сотрудников в обучении и помогают им выстраивать карьерные траектории.
Семинар будет полезен преподавателям, представителям университетского управления и молодым ученым, кто только начинает путь в академической среде.
Докладчик:
Галина Зиновьевна Ефимова, к.социол.н., профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет
Дискуссанты:
Виктория Игоревна Слепых, младший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Катерина Сергеевна Губа, к.соц.н., руководитель Центра институционального анализа науки и образования; доцент по направлению Социология, Школа вычислительных социальных наук
Модератор:
Анна Алексеевна Панова, к.экон.н., старший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Презентация Развитие длиной в карьеру (PDF, 747 Кб)
Полная видеозапись семинара ВК видео
8 апреля: Смартфоны в классе: мешают учиться или помогают?
Что происходит с успеваемостью и самочувствием студентов, если ввести запрет на использование телефонов во время занятий? Ответ на этот вопрос попытались найти авторы масштабного рандомизированого эксперимента в Индии.
В течение семестра в 18 университетах ввели ограничения на смартфоны — и сравнили результаты с теми, где таких запретов не было. Смотрели на оценки, посещаемость и общее благополучие студентов.
На встрече обсудим, как именно запреты повлияли на учебу и самочувствие, и есть ли смысл вводить такие меры в других странах. Доклад будет полезен тем, кто занимается организацией учебного процесса и принимает решения в образовательных организациях.
Докладчик:
Прадип Чудхури , доцент факультета экономики, Университет Джавахарлала Неру (Индия); ассоциированный сотрудник Института Южной Азии, Гарвардский университет (США)
Дискуссанты:
Ирина Дворецкая , кандидат наук об образовании, научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ
Евгений Пучков, аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Модератор:
Анастасия Капуза , кандидат наук об образовании, заведующая международной лаборатории проектирования и исследований в онлайн обучении Института образования НИУ ВШЭ
Презентация Pradeep_phone_ban (PPTX, 9.29 Мб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
1 апреля: Российское учительство: путь перемен за 30 лет
За последние три десятилетия российская система образования прошла через глубокие изменения. Учителя оказались одновременно проводниками этих перемен и теми, кому приходилось к ним адаптироваться, балансируя между советскими традициями и новыми требованиями общества.
Советское наследие до сих пор отражается в работе педагогов — в их подходах, ценностях и самоощущении профессии. Такое сочетание создает противоречия между привычными методами и современными образовательными задачами. Одни элементы прошлого помогают учителям в их ежедневной работе, другие, наоборот, мешают и становятся источником профессиональных проблем.
На семинаре обсудим, какие черты советского учительства остались актуальными, а какие уже не вписываются в реальность. Затронем наиболее острые проблемы — от бюрократизации до снижения социального статуса учителя — и рассмотрим практические шаги, которые помогут педагогам эффективнее справляться с вызовами современной школы.
Спикер:
Денис Ананин, к.п.н., ведущий специалист управления стратегического развития Московского городского педагогического университета
Дискуссанты:
Александр Адамский, к.п.н., научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Татьяна Мерцалова, к.п.н., ведущий эксперт центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, доцент департамента образовательных программ Института образования.
Модератор:
Анатолий Каспржак, к.п.н., заслуженный профессор НИУ ВШЭ, Профессор-исследователь департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Презентация Ананин_ИО_ВШЭ (PDF, 963 Кб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
18 марта: Социокультурная среда Москвы: образовательный потенциал, нуждающийся в навигации
Образование, перешагнувшее из школы в широкое пространство города, внесло вклад в изменение представлений о значимости социокультурной среды мегаполисов, о возможностях конструирования этой среды и управления ею, в том числе, в образовательных целях. В свою очередь качественное изменение социокультурной среды формирует новые запросы домохозяйств, меняя границы доступа, функциональное, в том числе, образовательное назначение объектов и пространств.
Социокультурная среда Москвы очень богата и разнообразна. Она активно и целенаправленно развивается практически во всех направлениях. Москва, по сути, формирует свой стандарт социокультурной среды, в который входят не только требования к качеству объектов, но и их внутренней связности, согласованности, образовательному потенциалу и сопутствующим сервисам.
Родители и школа — основные инициаторы использования социокультурной среды города для развития и саморазвития детей. В рамках семинара обсудим специфику использования возможностей социокультурной среды Москвы в образовательных целях этих групп и разработанные решения для навигации по объектам социокультурной среды столицы с учетом этой специфики.
Спикеры:
Сергей Заир-Бек, к.п.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ;
Татьяна Мерцалова, к.п.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Константин Анчиков, эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ;
Елена Бабакова, преподаватель кафедры социальной работы ПСТГУ, грантрайтер АНО «Крымский детский хоспис»
Дискуссант:
Татьяна Абанкина, кандидат экономических наук, профессор, научный руководитель Центра креативных индустрий факультета креативных индустрий, научный руководитель Лаборатории исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Модератор:
Елена Овакимян, эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
11 марта: Школьное образование в контексте курортного города
В России вводятся единые стандарты среднего образования. Однако с учетом широкого разнообразия контекстов в нашей стране в полевых исследованиях ярко проступает уникальная специфика школ, связанная с локальными особенностями территории и ее жителей, которые профессиональный коллектив школ не может не учитывать в своей практике. Один из примеров — школы в курортных-городах, где процесс образования сталкивается с вызовами, связанными с узкой профилизацией рынка труда, овертуризмом и сезонными колебаниями численности населения. В 2024 году в рамках прикладного исследования коллектив Лаборатории управления школой Института образования задался задачей выяснить, какие специфические факторы влияют на работу образовательных учреждений в городе-курорте Сочи, и как коллективы школ учитывают их в своей работе. На открытом семинаре будут представлены предварительные результаты исследования.
Мы обсудим:
— Какие факторы, связанные со спецификой города-курорта, находят отражение в образовательном поведении учеников и их семей?
— Как школы адаптируются к специфике контекста города-курорта на уровне образовательной программы, педагогических и управленческих практик?
Докладчики:
Мария Павлова, аналитик Лаборатории управления школой, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Константин Серёгин, руководитель Лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук
Анна Турчик, проректор по международному сотрудничеству Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат социологических наук
Дискуссанты:
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» в Калининградской области
Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им.Пинского, доцент Департамента образовательных программ Института образования, кандидат психологических наук
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, доцент
Модератор:
Мария Озерова, ведущий эксперт Лаборатории управления школой, доцент Департамента образовательных программ Института образования, кандидат социологических наук
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
4 марта: Динамика спроса на высшее образование в России
Спрос на высшее образование растет, и государственная политика стремится изменить его структуру, расширяя бюджетный прием в регионах, особенно на технические направления. Однако ведущие вузы Москвы и Петербурга продолжают привлекать наиболее подготовленных выпускников, что снижает эффект перераспределения.
Дополнительные бюджетные места создают больше возможностей для поступления, но средний уровень абитуриентов в регионах остается ниже, чем в столичных вузах. При этом смещение господдержки в пользу технических направлений усиливает дисбаланс: «физики» получают преимущество, а «лирики» чаще оказываются в платном секторе.
Одновременно растет стоимость обучения, особенно в топ-вузах, что углубляет разрыв между возможностями студентов из разных регионов. На семинаре разберем, как эти процессы влияют на выбор университетов и к чему ведет приоритетная поддержка инженерных и ИТ-специальностей.
Спикеры:
Ирина Абанкина, заслуженный профессор, профессор департамента образовательных программ Института образования, главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ;
Кирилл Зиньковский, профессор, ассоциированный исследователь.
Дикуссант:
Татьяна Клячко, доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, член Экспертного совета ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации по отраслевой и региональной экономике, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, член редакционной коллегии журнала «Образовательная политика»
Модератор:
Нияз Габдрахманов, доцент, заведующий лабораторией проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Управление в высшем образовании»
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
25 февраля: Как нейросети меняют академическое письмо и что это значит для образования
Генеративный ИИ постепенно становится частью учебного процесса. Для студентов он не просто инструмент, а полноценный помощник в работе с текстами — помогает формулировать мысли, структурировать материал и упрощает подготовку академических работ.
Исследование студентов MSc Digital Education показывает, что GenAI делает процесс письма удобнее и снижает стресс, но требует внимательности. Его ответы могут содержать неточности, а понимание контекста остается ограниченным, поэтому проверка информации становится неотъемлемой частью работы.
На семинаре обсудим, как технологии GenAI влияют на академическое письмо, какие возможности они открывают и как использовать их осознанно и эффективно.
Семинар пройдет на английском языке. Синхронный перевод на русский язык можно будет послушать в трансляции на Youtube и ВК.
Докладчики:
На Ли, доцент, директор исследовательского центра искусственного интеллекта в образовании, Сиань Цзяотун-Ливерпульский университет (Китай)
Джинхи Ким, доцент кафедры STEM-образования и профессиональных исследований, Дарденский колледж образования Университета Олд Доминион (США)
Дискуссанты:
Мэттью Корни, директор Департамента по институциональным исследованиям, Университета Назарбаева (Казахстан), кандидат наук об образовании
Галина Шульгина, младший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Модератор:
Ирина Дворецкая, научный сотрудник и доцент Института образования НИУ ВШЭ, кандидат наук об образовании
Topic: Exploring students’ perspectives on Generative AI‑assisted academic writing
Abstract:
This study explored 20 MSc Digital Education students' perceptions and experiences of generative AI (GenAI)-assisted academic writing in EDS431 Designing Digital Education Curriculum. Using in-depth interviews, we found that students expected GenAI to act as a multi-tasking writing assistant, private virtual tutor, and digital peer. While they perceived benefits in the writing process, performance, and affective domain, challenges such as AI hallucination and lack of contextual understanding were identified. The findings contribute to understanding the impact of GenAI on academic writing and have implications for educational AI design, emphasizing the need for human-centered approaches and fostering students' AI literacy.
Speaker:
Na Li, Associate Professor, Director of Digital Education, Co-Director of Research Centre for AI and Education, PhD
Jinhee Kim, Assistant Professor, Department of STEM Education & Professional Studies, PhD
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
18 февраля: Соединяя навыки и индустрию: государственно-частное партнерство в профессиональном образовании в странах БРИКС
Профессионально-техническое образование (TVET) — ключевое звено развития человеческого капитала в странах БРИКС. TVET играет решающую роль, обеспечивая подготовку квалифицированных специалистов, соответствующих потребностям быстро развивающихся экономик. Ландшафт профессионального образования очень разнообразен, отражая особенности национальных рынков труда и институциональные рамки государственно-частных партнерств. В условиях постоянных технологических изменений и растущих требований рынка труда образовательным организациям необходимо быстро адаптироваться. Здесь особую роль играет партнёрство государства и бизнеса.На открытом семинаре НИУ ВШЭ обсудим опыт разных стран, особенно интересные практики Индии и Китая, и рассмотрим возможности для обмена опытом между странами БРИКС.
Ключевые вопросы семинара:
❓ Как ГЧП помогает обновлять содержание программ и обеспечивать практико-ориентированное обучение?
❓ Какие успешные инициативы реализуются в Индии и Китае?
❓ Какие условия необходимы для эффективного взаимодействия государства и бизнеса?
❓ Как страны БРИКС могут обмениваться лучшими практиками для улучшения профессионального образования?
Язык: английский с переводом.
Спикеры:
Цзюн Ли, доцент Института профессионального образования Университета Тунцзи, Китай
Сантош Мехротра, приглашенный профессор Университета Бат, Великобритания
Вера Мальцева, директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ
Максим Никитин, стажер-исследователь Центра развития навыков и профессионального образования, эксперт Института образования.
Дискуссант:
Стефани Матселенг Аллаис, заведующий кафедрой развития профессиональных навыков и профессор образования в Центре исследований образования и труда при Университете Витс, ЮАР
Модератор:
Анастасия Капуза, заведующий международной лаборатории проектирования и исследований в онлайн обучении Института образования
Презентация PPPs in TVET_HSE Seminar_Feb 18_upd (PDF, 2.90 Мб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
11 февраля: «Не навреди»: на какие этические принципы ориентируются исследователи в своей работе
Приглашаем исследователей и практиков образования присоединиться к обсуждению этической стороны научных исследований образования. Исследования в сфере психологии, социологии, образования постоянно ставят этические дилеммы:
❓ как беседовать на сложные темы?
❓ Что делать, если респондент сообщает какую-то тревожную информацию?
❓ Как проводить исследование так, чтобы не столкнуть между собой студентов и преподавателей, учеников и учителей, сотрудников и руководителей?
❓ Оценить этические риски исследователям помогают этические комиссии: но не ограничивают ли эти комиссии развитие науки? Или, напротив, не является ли их роль формальной?
Семинар пройдет в формате панельной дискуссии.
К участию мы пригласили исследователей, которые занимаются этическими вопросами в науке. А в качестве гостей и участников на семинаре будут присутствовать студенты магистерской программы «Управления образованием», совместно с которой мы организуем этот семинар — в основном это действующие директора школ и других образовательных компаний. Готовим интересное обсуждение и приглашаем вас принять участие!
Дискуссанты:
Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ, член этической комиссии НИУ ВШЭ
Катерина Губа, Директор, Центр институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук
Татьяна Канонир, доцент Института образования, Dr.Psych.
Евгения Шмелева, заместитель директора Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, кандидат наук об образовании
Модератор:
Семён Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
4 февраля: А был ли кризис? Кризисы психического развития в контексте культурно-исторической теории
Психологический кризис — один из базовых конструктов культурно-исторической теории Л.С.Выготского. В истории психологической науки было несколько периодов особенного интереса к проблеме критических периодов. Но уже несколько десятилетий эта тема остается только в учебниках и учебных курсах по психологии развития.
Что сегодня можно сказать о возрастных кризисах, что мы знаем о них, как понимаем их теоретически, и есть ли у нас убедительные эмпирические данные? Почему вообще тема периодизаций, тема нормы возраста и логики взросления постепенно уходит, и надо ли ее поддерживать и возрождать?
На предстоящем семинаре мы хотим на примере культурно-исторической теории поговорить о больших теориях (big theories), составлявших суть психологии развития, поставить вопрос об их сохранении и возрождении или об отказе от попыток уложить многообразие развития в единые рамки классических теорий.
Докладчик:
Катерина Николаевна Поливанова, д.психол.н., профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Дискуссант:
Алексей Сергеевич Обухов, к. психол. н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
Модератор:
Анастасия Константиновна Нисская, к. психол. н., научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Презентация Кризисы Семинар (PPTX, 858 Кб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
28 января: Как происходит инфляция в образовании: или почему оценки теряют вес и что с этим делать?
В вузах все чаще отличные и хорошие оценки становятся нормой, но за ними не всегда стоят реальные знания студентов. Работодатели сталкиваются с тем, что высокий балл в дипломе не гарантирует хорошей подготовки выпускника, а система оценивания теряет свою объективность.
На семинаре мы обсудим «инфляцию оценок» — когда пятерок и четверок становится больше, но они перестают показывать реальные знания студентов. Поговорим о том, почему оценки в отдельных предметах оказываются завышенными, как средний балл растёт из года в год и почему студенты с разной подготовкой получают одинаково высокие отметки.
На примере реального университета покажем:
● как определить предметы, где студенты получают высокие оценки, которые не соответствуют их знаниям;
● почему преподаватели все чаще ставят хорошие отметки, даже если студент их не заслуживает;
● как выявить разницу в оценивании сильных и слабых студентов и почему она часто сглаживается;
● какие методы борьбы с завышенными оценками используют зарубежные вузы и как их можно адаптировать у нас.
Эксперты предложат инструменты, которые помогут преподавателям оценить точность своих оценок, а руководителям вузов — найти проблемные места и вернуть системе оценивания прозрачность и справедливость.
Статья:
Марков, Андрей, Наталия Шагас, Елена Мерекина, и Александра Москалева. 2024. «Проблема инфляции оценок: измерение и анализ». Вопросы образования / Educational Studies Moscow 2 (3).
Докладчики:
Марков Андрей, доцент, к.э.н., со-председатель Учебно-Методической комиссии Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Шагас Наталия, доцент, к.э.н., Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Мерекина Елена, доцент. к.э.н., Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Москалева Александра, ассистент, Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Дискуссанты:
Коровко Анна, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ.
Груздев Иван, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, директор центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.
Модератор:
Лытаева Мария, доцент, ученый секретарь НИУ ВШЭ, директор центра поддержки цифрового обучения, Институт образования НИУ ВШЭ, доцент Департамента образовательных программ, Институт образования НИУ ВШЭ.
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео /Youtube
21 января: Невидимая школа: этнографический взгляд на российское образование
Поговорим о том, как проводить исследования, которые показывают реальную картину происходящего в образовании, а не то, что принято о нем думать.
Знаете ли вы, что:
- Некоторые абитуриенты элитных вузов вообще не занимались с репетиторами?
- Плохая учеба в школе не обязательно ведет к проблемам во взрослой жизни?
- Школа сегодня выполняет совсем не те функции, о которых мы привыкли говорить?
В России не так много исследователей, которые изучают образование «в поле» - общаются с людьми, наблюдают реальные ситуации, погружаются в контекст. Расскажем о том, как это делать, и поделимся неожиданными находками из таких исследований.
Доклад будет интересен социологам и всем, кто хочет понять, как на самом деле устроено современное образование. Обещаем: вы узнаете много неожиданного 🙂
Докладчик:
Сергей Белановский, социолог, ведущий инженер, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук.
Дискуссанты:
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, доцент
Марина Холманская, преподаватель Института образования, младший научный сотрудник Лаборатория проектирования содержания образования
Модератор:
Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, профессор департамента образовательных программ Института образования, главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования.
17 декабря: Портрет поколения: Лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии»
На семинаре мы поговорим о неравенстве в образовании, опираясь на уникальные данные всероссийского исследования «Траектории в образовании и профессии». Это масштабный проект, который с 2009 года отслеживает образовательные и карьерные пути российской молодежи. Исследование было запущено нашим институтом при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и Фонда «Общественное мнение», а его данные открыты для использования учеными по всему миру.
Разговор о неравенстве мы решили сделать не только академическим. К обсуждению мы пригласим «практиков»: коллеги из Центра равных возможностей «Вверх» — организации, которая помогает молодым людям в трудной жизненной ситуации получить образование и найти себя в обществе, — предложат взгляд на результаты исследования с позиции накопленного практического опыта.
Семинар будет необычным: в его завершение мы предложим участникам принять участие в новогодней благотворительной лотерее. Собранные средства помогут организовать зимний лагерь воспитанникам Бельско-Устьенского дома-интерната, где живут ребята с ментальными особенностями. Такие лагеря помогают ребятам преодолеть изоляцию и получить новый жизненный опыт.
Приходите — будет важный разговор и возможность помочь!
Докладчики:
Екатерина Павленко, директор Центра социологии культуры, кандидат наук об образовании
Екатерина Седых, управляющий директор департамента сбора данных Института фонда Общественное мнение
Дискуссанты:
Руслана Яценко, заместитель директора по организации образовательной среды Центр равных возможностей «Вверх», психолог
Татьяна Лупина, методист Центра равных возможностей «Вверх», психолог-дефектолог
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, доцент
Модератор:
Надежда Княгинина, научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ,
Презентация ТРОП (PDF, 8.10 Мб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
10 декабря: Данные против мифов: что мы знаем и чего не знаем о российской аспирантуре
На семинаре разберем распространенные мифы, которые окружают российскую аспирантуру, и покажем, как они соотносятся с результатами эмпирических исследований Института образования.
На основе анализа доступных данных попробуем разобраться, кто и зачем сейчас идет в аспирантуру, насколько контингент аспирантов неоднороден, каковы цели и последующие траектории выпускников, кто помогает аспирантам во время обучения и действительно ли аспирантура — только для академической карьеры.
Семинар адресован в первую очередь исследователям и управленцам в системе аспирантуры и подготовки научных кадров, но может быть интересен широкому кругу слушателей, в том числе далеких от академической профессии.
Докладчики:
Светлана Жучкова, кандидат наук об образовании, заместитель директора Института образования ВШЭ, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ
Никита Смирнов, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ
Дискуссанты:
Николай Рыбаков, к.с.н., заместитель директора Института аспирантуры и докторантуры, доцент Центра исследований науки и развития аспирантского образования, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
Алёна Нефедова, к.с.н., старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ,
Модератор:
Евгений Терентьев, к.с.н., директор Института образования ВШЭ
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
3 декабря: Математика креативных территорий: индекс культурно-творческой среды города или района
Прежде чем открывать новые кружки, студии или творческие пространства, важно разобраться, что уже работает в городе, а чего жителям не хватает. Это поможет сделать образовательные программы интереснее, а городские проекты — полезнее для людей.
Эксперты ВШЭ и Академии творческих индустрий «Меганом» предлагают удобный способ оценки — специальный индекс для городов и районов. Он состоит из 31 простого показателя в 5 группах и позволяет увидеть, где в городе есть возможности для творчества, а где их не хватает. На основе этих данных местные власти могут лучше планировать развитие города для творческой активности жителей.
На семинаре разберемся:
— Как работает новый способ оценки и где брать информацию
— Что сделать первым делом для развития творчества в городе
— Как школы могут работать вместе с жителями, администрацией и бизнесом
— Какие новые форматы обучения можно создать благодаря исследованию
Докладчик:
Олег Валентинович Иванов, заведующий кафедрой продюсерства исполнительских искусств РАМ имени Гнесиных, руководитель исследований Лаборатории будущего театра ГИТИСа, эксперт Института кино факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук.
Дискуссанты:
Татьяна Владимировна Новоселова, руководитель магистерских программ факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), директор Школы литературных практик, MA in Cultural Management, кандидат физико-математических наук.
Иван Юрьевич Иванов, аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, кандидата наук об образовании.
Модератор:
Ирина Всеволодовна Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, профессор департамента образовательных программ Института образования, главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования.
Презентация ИВАНОВ (PDF, 2.53 Мб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
26 ноября: От количества к качеству: как оценить качество цифровых учебных материалов
Измерение качества на основе данных является основой для доказательного принятия решений и управления продуктами в образовании. В современном образовании электронные материалы становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Однако чтобы гарантировать их качество и эффективность, необходимо разработать модели их оценки.
В рамках семинара мы обсудим процесс и принципы разработки модели, которая позволяет измерять качество электронных образовательных ресурсов, опираясь на данные и факты, включая обоснование методов и метрик, которые могут быть использованы для анализа цифровых следов, и применение качественных методов для валидизации выводов и моделей оценки. Такая модель учитывает не только результаты решения конкретных заданий в тетради, но и особенности текста, наличие иллюстрация и так далее.
Проект реализован Институтом образования в сотрудничестве с Группой компаний “Просвещение”. На семинаре будет представлено, как эта модель реализуется в сервисе Цифровые рабочие тетради, а также мы обсудим, чем такие модели полезны бизнесу и как могут помочь учителям, ученикам и родителям.
Семинар будет полезен для всех, кто заинтересован в повышении качества образовательных ресурсов: руководителей образовательных учреждений, специалистов по разработке электронных материалов, представителей органов управления образованием и всех, кто стремится развивать доказательные подходы в образовании.
Докладчики:
Ксения Адамович, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
Александра Михайлова, научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования, Институт образования НИУ ВШЭ
Ирина Ускова, начальник отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ГК «Просвещение»
Юлия Рассказова, заместитель директора по цифровому маркетингу и продуктам ГК «Просвещение»
Дискуссанты:
Александра Ковалевская, методист-консультант опции «Детям», Яндекс Плюс
Мария Лытаева, ученый секретарь НИУ ВШЭ, директор центра поддержки цифрового обучения Института образования НИУ ВШЭ, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.
Модератор:
Анастасия Капуза, исследователь из Международной лаборатории оценки образовательных практик.
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
19 ноября: Травля в кружках и секциях: что показало первое исследование
В кружках и секциях дети сталкиваются с травлей так же часто, как и в школе. Исследование почти 3000 детей от 8 до 15 лет показало, что чаще всего встречаются словесные издевательства и социальное исключение — когда ребенка намеренно не принимают в группу, игнорируют или настраивают против него других детей. Физическая агрессия встречается реже.
Интересно, что в «престижных» кружках, где от детей ждут высоких результатов (например, в спортивных школах или музыкальных студиях), травля происходит чаще, чем в обычных. Возможно, это связано с более высокой конкуренцией между детьми и большим стрессом.
Вопросы для обсуждения:
— Какие факторы влияют на возникновение буллинга в секторе дополнительного образования?
— Почему в коллективах с высокими требованиями травля встречается чаще?
— Можно ли сравнивать образовательную среду школы и дополнительного образования в контексте буллинга? В чем их сходства, а в чем отличия?
Приглашаем педагогов, психологов и руководителей организаций дополнительного образования обсудить эти важные вопросы и поделиться опытом.
Докладчики:
Мария Александровна Новикова, к.пс.н., научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Павел Дмитриевич Азыркин, эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Дискуссанты:
Татьяна Геннадьевна Подушкина, заведующая сектором «Центр доказательного социального проектирования» Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГПП
Екатерина Валерьевна Бушина, к.пс.н., заместитель директора, ведущий научный сотрудник: Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ, доцент Депртамента психологии НИУ ВШЭ
Модератор:
Александра Алексеевна Бочавер, к.пс.н., Директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Презентация Азыркин_буллинг_ДО111 (PDF, 1.07 Мб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
12 ноября: Парадокс Индии: почему быстрый рост экономики страны не делает людей богаче?
Индия уже 20 лет занимает вторую строчку среди быстрорастущих экономик мира. Однако жители страны остаются бедными – беднее, чем в других крупных странах. Правительство хочет это изменить и вывести Индию в ряды развитых государств.
С участием автора обсудим новую книгу профессора Сантоша Мехротры "India out of Work". Ключевой вызов для страны – острая нехватка хороших рабочих мест. Большинство населения занято в сельском хозяйстве или на неквалифицированных работах, а ситуацию осложняют следующие факторы:
- Треть взрослых не окончили даже начальную школу
- Очень мало кто получает профессиональное образование
- Молодежь с дипломами часто не может найти работу
До 2040 года в Индии будет много молодых работников, но им нечего делать. Чтобы изменить ситуацию, стране необходимо создавать новые рабочие места в современных отраслях и серьезно улучшать систему образования.
Профессор Сантош Мехротра, приглашенный профессор Центра исследований развития Университета Бата (Великобритания), имеет 15-летний опыт работы в ООН, где руководил исследовательской программой ЮНИСЕФ, а также занимал ключевые посты в правительственных структурах Индии, включая должность генерального директора Национального института исследований экономики труда. Сейчас консультирует Министерство развития профессиональных навыков Индии.
Докладчик:
Сантош Мехротра , приглашенный профессор Центра исследований развития, Университет Бата, Великобритания, бывший профессор (экономика) и председатель Центра неформального сектора и труда, Университет Джавахарлала Неру, Нью-Дели, Индия.
Дискуссант:
Марина Невская , начальник отдела развития международного партнёрства в сфере СПО, Управление системных разработок и исследований в СПО, Института развития профессионального образования.
Лидия Кулик, к.и.н.; руководитель направления по исследованиям Индии, Школа управления СКОЛКОВО; старший научный сотрудник, Центр индийских исследований, Институт востоковедения РАН.
Модератор:
Вера Мальцева, директор центра развития навыков и профессионального образования, Институт образования НИУ ВШЭ
Презентация Moscow HSE webinar Nov The Poly Crisis (1) (PPTX, 121 Кб)
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
5 ноября: Как найти лидеров по цифровым следам: исследование молодежных проектов во ВКонтакте
Современные молодежные проекты и инициативы все чаще рождаются в социальных сетях. Чтобы эффективнее поддерживать такую активность, эксперты Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования провели исследование на примере ВКонтакте — изучили, как появляются и действуют молодые лидеры, успешно запускающие проекты и вовлекающие тысячи людей в свои инициативы.
На семинаре расскажем, что удалось узнать о таких лидерах, и вместе обсудим, как находить и поддерживать перспективные молодежные начинания.
Исследование открыло интересные закономерности. С помощью специальной методики удалось найти самых активных пользователей от 18 до 35 лет и понять, как они создают сообщества, запускают проекты и влияют на других. Теперь на основе этих знаний разрабатывается удобный цифровой инструмент — он поможет быстро находить новых лидеров и развивать их инициативы.
Результаты исследования дают практические решения для работы с молодежью. Специалисты образовательных проектов и молодежных организаций смогут эффективнее искать активных участников и помогать им развивать свои идеи в успешные проекты.
Докладчик:
Павел Егоров, ведущий эксперт Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования
Дискуссант:
Андрей Паринов, старший преподаватель факультета компьютерных наук, стажер-исследователь международной Лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа НИУ ВШЭ
Модератор:
Дарья Павлюк, стажер-исследователь Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования
Презентация
Полная видеозапись семинара ВК видео / Youtube
29 октября: Первый год в школе: международная перспектива
Семинар будет посвящен выходу коллективной монографии «The First Year at School: An International Perspective» Монография исследует первый год ребенка в школе.
Авторы из Великобритании, Бразилии, ЮАР, России и других стран анализируют знания и навыки детей при поступлении, а также их прогресс в разных школах и классах. В основе работы лежат данные международного проекта iPIPS, цель которого — создать надежную систему оценки первоклассников.
В книге обсуждаются методологические вопросы оценки младших школьников на международном уровне и практическое применение полученных данных для улучшения образования.
На семинаре мы расскажем об истории проекта iPIPS и о том, почему возникла идея написать эту монографию. Особое внимание уделим значению iPIPS для России: обсудим уникальность проекта для российского образования и его влияние на развитие психометрики в нашей стране.
Приходите узнать, как международное сотрудничество помогает лучше понять и улучшить первый, важнейший год школьного обучения.
Докладчики:
Dr. Peter Tymms, Emeritus Professor of Education, Durham University, UK
Елена Карданова, ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Алина Иванова, старший научный сотрудник, заместитель директора Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат наук об образовании
Дискуссанты:
Гульмира Зияева, директор центра реализации программ и проектов ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук
Ольга Шиян, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития ребенка Института урбанистики и глобального образования, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук.
Модератор:
Анастасия Нисская, научный сотрудник центра исследований современного детства Института образования, кандидат психологических наук
Презентация The 1st Year at school seminar_Peter Tymss (PPTX, 1.56 Мб)
Полная видеозапись семинара Youtube / Rutube
22 октября: Круглый стол «Экономическая эффективность и качество финансового менеджмента: инструменты для благополучия сотрудников и студентов», ассоциированное мероприятие XIV Международной конференции исследователей высшего образования
Узнать подробнее о всех мероприятиях XIV Международной конференции исследователей высшего образования
Сегодня университеты России ориентированы на быстрый рост, реализуют амбициозные программы развития и ищут новые источники наращивания доходов. Распространение продуктового подхода в образовании, развитие практик коммерциализации разработок и трансфера технологий, активная экспортная политика университетов показывает их стремление к удовлетворению запросов ключевых рынков. Постепенно в университеты проникают корпоративные инструменты финансового и инвестиционного менеджмента, операционной эффективности. Как это влияет на благополучие сотрудников и студентов, не противоречат ли цели в области наращивания доходов и повышения эффективности задачам сохранения и развития человеческого капитала?
Основной темой круглого стола станет обсуждение проблемы выбора стратегии, которая обеспечит финансовую стабильность и повышение эффективности деятельности во взаимосвязи с благополучием сотрудников и студентов. На круглом столе будут обсуждаться кейсы университетов по внедрению инструментов наращивания доходов, операционной эффективности, их влияние на сотрудников и студентов, возможности интеграции корпоративных практик в деятельность университетов.
На круглом столе будут представлены результаты экспресс-диагностики стратегического финансового положения российских университетов, проведенной специалистами НИУ ВШЭ.
Обсуждения будут построены вокруг следующих тем:
🔎 Цели в области повышения экономической эффективности и человекоцентричности: есть ли противоречия?
🔎 Качество финансового менеджмента и эффективность: нужно ли делать выбор?
🔎 Как выбрать финансовую стратегию университета? Есть ли универсальный рецепт успеха?
🔎 Как обеспечить финансовую эффективность в неблагоприятных условиях?
🔎 Как повысить благополучие сотрудников и студентов с помощью инструментов операционной эффективности?
Ключевые спикеры:
Омельчук А.В., заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Ахметов Ш.К., проректор НИУ ВШЭ
Катькало В.С., директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Тополя И.В., управляющий директор, Блок Финансы, Сбер
Сандлер Д.Г., первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Модератор:
Ватолкина Н.Ш., директор Центра финансово-экономических решений в образовании
Презентация
1 Презентация_Финансовые_стратегии_Канукоев (PPTX, 2.53 Мб)
2 Иван_Тополя_Как_университеты_создают_ценность_2024 (PDF, 678 Кб)
3 Сандлер_эконцели (PDF, 1.30 Мб)
Полная видеозапись семинара Rutube
15 октября: Что увлекает современных подростков? От научной рефлексии к практическим рекомендациям
Увлечения подростков часто воспринимаются обществом и исследователями как преходящее свойство возраста. Сами по себе увлечения, быстро сменяющие друг друга, редко привлекают внимание ученых. Однако феномены, стоящие за ними, могут многое рассказать о межпоколенческих и социальных проблемах, а также о современных тенденциях развития общества. Это богатое поле для исследований в социологии, антропологии, культурологии.
Пока ученые дискутируют о поколении Альфа, подростковой моде и социальных эффектах, старшее поколение наблюдает появление групп квадроберов, тюбиков, нормисов, анимешников и любителей Genshin Impact. Реакции на эти новые явления в молодежной культуре разнообразны: от искреннего интереса до непонимания и отторжения.В рамках проекта «Микротренды в подростковой среде» мы попытались зафиксировать увлечения подростков в 2024 году и проанализировать их значение, используя подходы теории медиа и поколений.
Проект реализован Центром исследования современного детства ВШЭ совместно с Департаментом образования и науки города Москвы и Московским центром воспитательных практик.
На семинаре мы обсудим:
1. Какие основные тренды наблюдаются в увлечениях современных подростков?
2. Каким образом эти тренды могут быть проанализированы с научной точки зрения?
3. Какое влияние оказывают средства массовой информации на распространение и популяризацию этих трендов?
4. Что необходимо знать о современных подростковых увлечениях педагогам, психологам и родителям?
А еще представим наш новый подкаст «Здравствуй, племя молодое!», где мы рассказываем о необычных увлечениях современных детей.
Докладчики:
Александра Алексеевна Бочавер, директор центра исследований современного детства Институт образования
Виктория Георгиевна Ерофеева, младший научный сотрудник центра исследований современного детства, Институт образования
Оксана Рудольфовна Михайлова, научный сотрудник центра исследований современного детства, Институт образования.
Дискуссанты:
Елена Леонидовна Омельченко, директор Центра молодежных исследований, профессор кафедры социологии НИУ «Высшая школа экономики — Санкт-Петербург»
Евгения Владимировна Надеждина, к. культурологии, доцент кафедры экономической социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Модератор:
Полина Алексеевна Гавриленко, аналитик Центра исследований современного детства, Институт образования
Презентация
Полная видеозапись семинара Youtube / Rutube
В XXI веке мы наблюдаем, как критическое мышление становится краеугольным камнем и наиболее востребованным результатом высшего образования. Однако на данный момент всё ещё остаются открытыми для обсуждения ключевые вопросы, которые определяют стратегию формирования образовательного пути. Среди них: «Какие конкретные аспекты мышления следует развивать?», «Какой подход применять?» и «Как и с помощью каких инструментов оценивать результаты?».
На открытом семинаре обсудим:
— Какие существуют подходы к развитию критического мышления и почему требуется дополнительное сравнительное исследование этих подходов?
— Какие компоненты важно включить в локальную модель критического мышления, создаваемую для разработки стратегии обучения навыкам критического мышления?
— Как построить инструмент оценивания навыков критического мышления, согласующийся с локальной моделью и учитывающий достоинства и недостатки существующих инструментов?
Докладчик:
Мария Солодихина, доцент кафедры гравитации и космологии РУДН, доцент кафедры физики космоса – базовой кафедры ИНАСАН МПГУ, доктор педагогических наук
Дискусанты:
Ксения Тарасова, к.п.н., Директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Константин Кокарев, старший преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН, сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Модератор:
Пащенко Тарас, заведующий лабораторией Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Презентация Критическое мышление (PDF, 8.93 Мб)
Полная видеозапись семинара Youtube / Rutube
Баланс на старте: как влияет работа во время учебы на карьерные перспективы?
Многие студенты в России совмещают учебу с работой. По данным Лаборатории исследований рынка труда, около 53% студентов бакалавриата и специалитета хотя бы месяц работали во время учебы. Это говорит о том, что подход к переходу от учебы к работе меняется: теперь трудоустройство часто начинается еще до получения диплома и становится важным дополнением к образованию.
Однако до сих пор не ясно, приводит ли работа во время учебы к увеличению зарплаты после выпуска. На семинаре представим исследование, которое не только ответит на этот вопрос, но и покажет, как совмещение учебы и работы влияет на карьерные перспективы молодых специалистов.
На семинаре обсудим:
🔸Дает ли работа во время учебы преимущество в начале карьеры?
🔸Кто чаще всего совмещает учебу и работу?
🔸Какие должности занимают студенты?
🔸Может ли обязательная практика заменить совмещение учебы и работы?
Докладчики:
Ксения Рожкова, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда, старший преподаватель Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ
Сергей Рощин, заведующий Лабораторией исследований рынка труда, проректор, доцент Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук
Павел Травкин, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда, заместитель проректора, доцент Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук
Дискуссанты:
Вера Мальцева, директор Центра развития навыков и профессионального образования, доцент Института образования, кандидат экономических наук
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор
Модератор:
Нияз Габдрахманов, заведующий лабораторией «Развитие университетов», доцент Института образования, кандидат географических наук
Презентация Баланс_на_старте (PDF, 709 Кб)
Полная видеозапись семинара youtube / rutube
24 сентября: Что такое качество дошкольного образования? И почему мнения не совпадают
Исследователи решили разобраться, как понимают качественное дошкольное образование те, кто непосредственно с ним связан. Они провели глубинные интервью со всеми участниками образовательного процесса: родителями дошкольников, воспитателями и заведующими детских садов.
Спикеры:
Анастасия Нисская, научный сотрудник центра исследований современного детства Института образования
Яна Михайлова, младший научный сотрудник центра исследований современного детства Института образования
Дискуссанты:
Ольга Шиян, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка института урбанистики и глобального образования, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ
Екатерина Трифонова , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства, Московский педагогический государственный университет
Модератор:
Катерина Поливанова, научный руководитель центра исследований современного детства Института образования
Презентация МЭО по цифровизации дошкольного образования (PPTX, 89 Кб)
Полная видеозапись семинара Youtube / Rutube
ДокОбр: инструкция по применению
Что такое доказательный подход в медицине всем более-менее понятно: двойной слепой метод исследований, конкретные измеряемые прозрачные результаты, систематические обзоры и так далее.
Однако как применить доказательный подход в сфере социальных наук, например, в образовании, где далеко не все измеримо? Налажен ли диалог между исследователями и практиками образования? Могут ли результаты исследований что-то изменить в практике и должны ли исследователи ставить такие задачи? Какие есть возможности и ограничения у доказательного подхода? Об этом и многом другом поговорим на первом в этом сезоне Открытом семинаре НИУ ВШЭ по образованию.
Представители трех исследовательских команд Института — Центра общего и дополнительного образования им. Пинского, Центра социологии высшего образования и Лаборатории образовательного права представят кейсы, когда результаты научного поиска стали основой для изменений на практике. Затем спикеры примут участие в панельной дискуссии, в ходе которой ответят на вопросы модератора и участников семинара.
Модератор:
Семён Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук
Презентация ДокОбр (PPTX, 10.04 Мб)
Полная видеозапись семинара Youtube / Rutube