Искусственный интеллект, предпринимательское образование и практико-ориентированное обучение стали ключевыми трендами в образовании в 2024 году. Такие выводы сделали эксперты на итоговом Открытом семинаре.
Экспертиза
Школы и местные сообщества могут объединиться для взаимной поддержки в кризис — эта модель называется «флокинг». Она напоминает поведение птичьих стай, которые собираются вместе, чтобы легче справиться с трудностями. Об этом рассказала профессор Лизель Эберсон из Университета Претории (ЮАР) на Открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Многие девятиклассники идут в колледж не потому, что хотят получить профессию, а просто чтобы быстрее закончить школу. Для них колледж — это способ «сбежать» от ЕГЭ, начать работать и стать самостоятельными. Об этом говорят результаты исследования Центра социологии и культуры ВШЭ, которые обсудили на открытом семинаре.
Ученые из ЮАР выяснили, что благополучие студентов, их психическое здоровье и успеваемость тесно связаны между собой. Эти результаты получены в ходе масштабного исследования Университета Претории, в котором приняли участие 55 тысяч студентов. «Мы обнаружили тесную взаимосвязь между этими факторами, но что является причиной, а что следствием — еще предстоит выяснить», — рассказала руководитель исследования Ирма Элофф на открытом семинаре в НИУ ВШЭ по образованию.
Поддержка учителя играет ключевую роль в успехах школьников, выяснили ученые из Сингапура. Они опросили больше двух тысяч учеников и увидели связь между тем, как ученик чувствует эмоциональную поддержку педагога, его интересом к учёбе и отметками.
Цифровые следы студентов, как навигатор GPS, помогают лучше ориентироваться в поведении учащихся и точнее оценить их вовлеченность в учебный процесс. Анализ данных о том, какие видео они смотрят, что комментируют и как проходят тесты, позволяет находить закономерности и делать программы более эффективными и персонализированными. Куда ведут цифровые следы, обсудили на семинаре ВШЭ.
Большинство выпускников российских вузов довольны качеством полученного образования. Однако бывшие студенты ведущих вузов страны чаще оценивают свой образовательный опыт в более негативной тональности, чем выпускники других университетов.
Успешность ребенка складывается из калейдоскопа факторов — особенностей личности, семьи и школы, а не только социально-экономического статуса. Это показало лонгитюдное исследование школьной неуспешности, результаты которого обсудили на открытом семинаре.
Ведущие российские университеты стремительно наращивают свой вклад в науку и по ряду показателей уже догоняют традиционных лидеров — институты РАН. Об этом говорят данные исследования, которые обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.