• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ

27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».

В рамках секции с разных дисциплинарных позиций обсуждалась широкая палитра эмпирических и теоретических разработок, актуальных повестке исследований НЦМУ. В дискуссию были вовлечены лидеры практического поля развития соответствующих компонентов человеческого потенциала.

Обучение предпринимательству: институциональный ландшафт и педагогические подходы

Сессия «Обучение предпринимательству: институциональный ландшафт и педагогические подходы» предложила сочетание взглядов двух подходов: с одной стороны, позиция практиков, лидеров масштабных инновационных проектов в сфере обучения предпринимательству; с другой, академические исследования институциональной среды и условий реализации обучения предпринимательства в России. В частности, исследование Светланы Черненко и Павла Сорокина было сосредоточено на распаковке обучения предпринимательству в вузах постсоветсткого пространства. Данное исследование включало анализ не только регламентирующих документов на уровне вузов, но и на уровне национальных политик, а также было дополнено обследованием студентов и преподавателей. Исследователи отмечают, что вопреки характеристикам национальных институциональных контекстов, большинство постсовестких стран интегрированы в глобальную «предпринимательскую культуру», хоть и в разной степени. Подробнее читайте в докладе «Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами?».

Также академическую повестку обучения предпринимательству, но уже в неформальном секторе, дополнил доклад Юлии Матюненко и Павла Сорокина. В рамках этого исследования были проанализированы кейсы российских открытых образовательных инициатив (бесплатные, за рамками формального и корпоративного образования). По итогам было показано, что сектор обучения предпринимательству активно развивается, в том числе, с поддержкой государственных игроков. Однако методологическая и педагогическая сторона в большинстве кейсов пока на этапе развития.

Соотнесение теоретических разработок и практических инициатив позволило получить комплексное понимание проблем и перспектив в бурно развивающейся области. Основным результатом обсуждений стало формирование повестки будущих совместных исследований и разработок. Одной из первых задач является уточнение концептуальных подходов к трактовке природы предпринимательства, факторов его поддержки и формирования, эффектов через призму соответствующих выводов для системы образования (как формального, так и неформального) и всей сферы институтов человеческого развития.

Агентность, автономия, резильентность: взгляд через призму образования

Сессия «Агентность, автономия, резильентность: взгляд через призму образования» стартовала с тезиса о том, что взросление человека в системе образования и семье связано с развитием его способности действовать относительно условий и их преобразованием. Обнаружение контекста (тех самых условий), его преодоление или учет могут быть описаны как действия по освобождению, то есть по восстановлению сущностной человеческой природы. В какой мере современная социальная ситуация (система образования, семья, технологические среды) обеспечивает такое развитие – основной вопрос, который обсуждался на данной сессии. В этом контексте важным является вопрос о том, как человек взаимодействует со средой, в частности в образовании. Доклад Павла Сорокина и Паулины Гасс был посвящен анализу понятий в академическом поле по теме образования, которые отражают характер проактивного взаимодействия человека и структур, то есть «агентного» действия. Вопрос проявления агентности в образовании активно обсуждается в экспертном дискурсе, однако в академическом поле существуют только некоторые попытки осмысления и структурирования это поля. Исследование показало, что пока дискуссия об агентности (в разных понятиях) сосредоточена внутри образования и не преломляется в жизненный контекст, а также не связывается с дискуссиями, прямо отражающими проявление агентности (например, обучение предпринимательству).

Формирование ключевых компетентностей как компонентов человеческого потенциала

Сессия «Формирование ключевых компетентностей как компонентов человеческого потенциала» была посвящена обсуждению проблем, связанных с институциональными механизмами и педагогическими подходами к формированию ключевых компетентностей в условиях цифровой экономики. Дискуссия развивалась от анализа институциональных барьеров и вопросов соотношения запросов рынка труда и компетентности выпускников к конкретным практикам формирования компетентностей и соответствующих педагогических условий.

В рамках данной сессии Вера Мальцева представила доклад «Концепция готовности выпускников к работе: критический взгляд из экономики образования и экономики труда» (подробнее с исследованием можно познакомиться в статье).

Также с докладом «Формальное, неформальное и информальное обучение и компетенция «решение задач» у россиян» выступил Илья Алексеевич Коршунов, ведущий научный сотрудник Центра по направлению «непрерывное образование». Навык «решения задач» важен на рабочих местах, связанных с высокотехнологической средой и не-рутинным характером труда. В исследовании утверждается, что такие менеджериальные практики, как степень автономии работника, частота взаимодействия с коллегами и обучение от коллег, а также решение простых и сложных проблем в течение рабочего дня, оказываются значимыми для повышения уровня навыка «решение задач» для респондентов с любым уровнем образования. Россия продемонстрировала низкий уровень навыка «решение задач» по сравнению с достаточно высоким уровнем грамотности и счета. Выдвигается предположение, что такие результаты могут быть связаны с затянувшимся переходом к системе рыночного регулирования, которое сдерживает развитие современных менеджериальных практик на предприятиях.

Измерение человеческого потенциала

Сессия «Измерение человеческого потенциала» освещала тему измерений человеческого потенциала с разных сторон: какие компоненты человеческого потенциала нужно измерять и с какой целью, какие подходы к измерению человеческого потенциала предлагаются в современном мире.

Сессию открыл совместный доклад Веры Мальцевой, Паулины Гасс и Павла Сорокина. Исследователи представили обзор современных мировых практик оценки профессиональных навыков, представленных в трех тематических полях дискуссии и сферах применения: образование и измерение образовательных результатов, оценка квалификации рабочей силы, а также практики в области управления персоналом. Авторы выявили прогресс в области измерений благодаря цифровым технологиям и указали на перспективы в области косвенной фиксации навыков через трекинг активности в продвинутых цифровых профилях.

С материалами остальных докладов секции можно ознакомиться по ссылке.

Помимо указанной секции Институтом образования совместно с  НЦМУ был проведен специальный круглый стол с привлечением международных экспертов «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования», в рамках которого авторским коллективом Института образования был издан доклад «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования».