Исследователи Института Образования рассказали о резильентности в российских реалиях на конгрессе эффективных школ в Норвегии
В городе фьордов Ставангере прошёл ежегодный международный конгресс эффективных школ – International Congress of School Effectiveness and Improvement (ICSEI). Последние годы президентом конгресса был Энди Харгривс – ведущий учёный в заявленной тематике.
В городе фьордов Ставангере прошёл ежегодный международный конгресс эффективных школ – International Congress of School Effectiveness and Improvement (ICSEI). Последние годы президентом конгресса был Энди Харгривс – ведущий учёный в заявленной тематике.
На конгрессе центр социально-экономического развития школы Института Образования представил два доклада, посвящённых школам, работающим в сложных социальных условиях, находящихся далеко от крупных экономических и культурных центров.
Доклад Марины Пинской был посвящён резильентным школам – тем, которые могут преодолеть экономические и контекстуальные барьеры. Создавая уникальную образовательную среду, школы повышают жизненные шансы учащихся. Преодолевая низкий социально-экономический потенциал семей учащихся через конкретные стратегии, школа помогает им достигать высоких результатов.
Доклад Александры Михайловой был посвящён неуспешным школам – таким, которые не имеют никаких ожиданий по поводу выведения своих учащихся на более высокий академический уровень. Установки директоров и учителей по поводу своих возможностей и способностей учащихся оказывают негативное влияние на школьную культуру в целом.
Похожие исследования с разными ракурсами ведутся в Словении, Шотландии, Норвегии, Нидерланды и др. Несколько стран заинтересовались тематикой российских докладов и сейчас обсуждаются планы дальнейшего сотрудничества.
Конгресс в Норвегии отличался от конференций предыдущих годов привлечением большого количества местных учащихся и учителей. Например, на открытии конференции местные школьники спели известные музыкальные произведения под аккомпанемент и дирижирование учителей, норвежская исполнительница показала песни собственного сочинения на одном из норвежских диалектов, на вечернем приветствии показали танцевальный номер школьники, чей педагог учится в педагогическом колледже Ставангера. Участие местных жителей объяснялось важностью темы для города и необходимостью выстраивать диалог со всеми участниками образовательного процесса для улучшения системы школьного образования. Такой подход, как нам кажется, имеет смысл переносить и в наши исследования.