• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Закрытый семинар Института Образования "An Avalanche is Coming: Higher Education and the Revolution Ahead» совместно с сэром Майклом Барбером

24 апреля в Институте образования прошел закрытый семинар, на котором состоялась видео-презентация с последующим обсуждением доклада
   "An Avalanche is Coming: Higher Education and the Revolution Ahead". В докладе, подготовленном  для Institute for Public Policy Research группой исследователей под руководством известного эксперта в области образования Майкла  Барбера (Sir Michael Barber, Katelyn Donnelly, Saad Rizvi.), анализируется ряд тенденций, которые могут существенно изменить высшее образование в мире.

24 апреля в Институте образования прошел закрытый семинар, на котором состоялась видео-презентация с последующим обсуждением доклада  " An Avalanche is Coming: Higher Education and the Revolution Ahead». В докладе, подготовленном  для Institute for Public Policy Research группой исследователей под руководством известного эксперта в области образования Майкла  Барбера (Sir Michael Barber, Katelyn Donnelly, Saad Rizvi), анализируется ряд тенденций, которые могут существенно изменить высшее образование в мире. Работа, опубликованная  в марте этого года,  вызвала  широкий резонанс  в кругах мирового образовательного сообщества. Это и неудивительно, поскольку поднимаемая в докладе проблема кризиса системы высшего образования стоит сегодня очень остро во всех странах без исключения.

Майкл Барбер, по праву считаясь  лидером образовательной реформы в Великобритании, является  главным советником по образованию компании «Pearson» и руководителем всемирной программы исследований образовательной политики и ее влияния на академические успехи учащихся, а также  состоит членом  Международного консультативного комитета НИУ ВШЭ. Тем выше интерес нашей аудитории к видению проблемы и путей выхода из нее маститым исследователем, о чем свидетельствовал полный зал.

Обсуждение доклада носило непубличный характер: на семинар были приглашены студенты, изучающие проблемы образования, преподаватели Института образования HИУ ВШЭ и ведущие эксперты образовательной сферы, среди  которых  директор  Центра  университетского  менеджмента  Института  образования НИУ ВШЭ Е.А. Князев,  исполнительный  директор Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржанова,  руководитель проектов по  образованию  Московского представительства Всемирного банка К.Б. Васильев и др.

«Вероятен сход лавины» - таков буквальный перевод названия доклада. По мнению Майкла Барбера, эта метафора красноречиво объясняет  возможное развитие событий в свете кризиса мирового образования  – в случае, если все игроки образовательного поля не перехватят инициативу в свои руки  и не претворят в жизнь необходимые  изменения, соответствующие вызовам и реалиям изменяющегося мира, и прежде всего, его экономической составляющей. Иначе коллапс высшего образования неизбежен  – лавина изменений сметет его с лица земли.

Семинар начался с краткого вступительного слова директора Института образования И.Д. Фрумина. Встреча проходила в режиме онлайн, что позволило участникам напрямую задавать вопросы сэру Барберу, находящемуся в это время на родине в Великобритании, и сразу же получать на них развернутые ответы.  Нельзя не отметить,  что каждый слайд презентации доклада сопровождался подробными и эмоциональными  объяснениями  автора.

В выступлениях дискуссантов, последовавших  после презентации доклада,  явственно прозвучало, что, высоко оценивая выводы и призывы сэра Барбера, отечественные исследователи все-таки  не спешат разделить их всецело. Выступающими  был  поставлен ряд серьезных  вопросов по поводу того, что в области высшего образования не все определяется законами рынка и состоянием экономики, что влияние экономических изменений опосредуется многими факторами, среди которых не последнее место принадлежит роли и заинтересованности государства; традициям семьи и общества; соображениям престижа;  значительному присутствию gift economy в секторе высшего образования, что позволяет  лучшим университетам аккумулировать огромные средства для своего развития, и др.

Справедливости  ради следует припомнить и то,  что западному университету смерть предрекают на протяжении всей  истории его существования, насчитывающей примерно восемьсот лет. Однако та же история университета свидетельствует о его необычайной способности к обновлению и адаптации к новым условиям. Это дает основание смотреть в будущее с оптимизмом.

Развернувшаяся дискуссия показала заинтересованность и готовность молодых ученых открывать новые направления исследований в сфере высшего образования, вносить свой вклад в поиск возможных путей преодоления кризиса в этой области.

Илина Гумерова,

редактор сайта Института образования НИУ ВШЭ