Социальные сети как новая практика развития подростков
Заказчик: Грант Российского гуманитарного научного фонда
Руководитель: Поливанова Катерина Николаевна
Аннотация проекта
Проект направлен на психолого-педагогическое и социологическое изучение социальных сетей как массового явления среди современных российских подростков. Общение в сети рассматривается как форма замещения и дополнения традиционного интимно-личностного общения подростков. Признавая потенциальные опасности социальных сетей, проект нацелен на обнаружение, с одной стороны, особенностей виртуального общения в отличие от непосредственного, с другой, - на поиск развивающего потенциала этого пространства.
Ожидаемые результаты
1. Описание и анализ социальных и психологических особенностей общения подростков в соцсетях. Такое описание является необходимым условием профилактики неблагоприятных (и потенциально опасных) форм поведения и развития подростков.
2. Форсайт путей развития сервисов социальных сетей в целях их развивающего использования (как основание для направленного частно-государственного партнерства в этой сфере);
3. Описание наиболее перспективных положительных примеров педагогического использования социальных сетей. Рекомендации по расширению использования в образовательных целях.
Область практического использования и применения результатов выполнения работ
Изучение возможностей использования потенциала социальных сетей для целей образования и социализации детей. Социальные сети и перенос общения от реального к виртуальному – проблема, с которой мы столкнулись в новом тысячелетии. Понятно, что существуют и обсуждаются основные опасности социальных сетей – буллинг (различные формы агрессии), неподобающий контент и зависимость от соцсетей. Но как реальность жизни современного подростка соцсети могут и должны быть проанализированы и в позитивном ключе – как новая форма общения детей и взрослых. Важно понять, какое влияние оказывает подобное виртуальное общение на детей и подростков, как проявляются в нем межличностные конфликты, психологические проблемы, каким образом это возможно скорректировать, а главное, как организовать социальное партнерство между родителями, школой и детьми в социальных сетях, какие существуют варианты использования потенциала соцсетей для целей образования и социализации.