• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания

Руководитель проекта: Фрумин И.Д.


Мероприятие 1 "Экспертно-консультативное сопровождение разработки: модели Покровского образовательного квартала, направленной на удовлетворение культурно-образовательных запросов населения соответствующего микрорайона, сценария его создания"
Цели:
Первая цель. Разработать методику определения «стандарта предложений» культурно-образовательных услуг, который должна обеспечивать территория проживания (образовательный квартал) обучающимся и их семьям.

Вторая цель. Осуществить экспертно-консультативное сопровождение разработки модели Покровского образовательного квартала в городе Москве.

Третья цель. Осуществить экспертно-консультативное сопровождение разработки сценариев создания Покровского образовательного квартала в городе Москве.

Задачи, направленные на реализацию первой цели.
1. Разработать концепцию, план и пакет инструментов для проведения социального и психологического обследования территории Покровского квартала, контингента обучающихся и их семей.
2. Провести обследование и определить реальное состояние, трудности и перспективы использования культурно-образовательных возможностей территории Покровский квартал.
3. Провести обследование контингента обучающихся в Покровском образовательном квартале, выявить социально-демографические характеристики обучающихся и их семей, их культурно-образовательные запросы и возможности, реальное использование ими культурно-образовательных возможностей территории Покровского квартала.
4. Провести социальное картирование территории Покровского образовательного квартала, соотнести культурно-образовательные возможности территории и их фактическое использование обучающимися Покровского квартала с учетом социально-демографической специфики самих обучающихся и их семей, их запросов и возможностей.
5. Определить, на основе проведенного обследования, «перечень» запрашиваемых культурно-образовательных услуг от территории проживания разными группами обучающихся, в зависимости от их социально-демографической специфики, возможностей и запросов самих обучающихся и их семей.

Задачи, направленные на реализацию второй цели.
1. Разработать план проведения экспертно-консультативного сопровождения разработки модели Покровского образовательного квартала.
2. Разработать модель Покровского образовательного квартала города Москвы.

Задачи, направленные на реализацию третьей цели:
1. Разработать план проведения экспертно-консультативного сопровождения разработки сценариев создания Покровского образовательного квартала в городе Москве.
2. Разработать сценарии создания Покровского образовательного квартала города Москвы.

Мероприятие 3 "Организация и проведение олимпиады для юношества  по методологии и методике исследовательской деятельности  СТУПЕНИ («Стратегия и тактика успешного передового научного исследования»)"

Цель - повысить интерес старшеклассников к проектам исследовательского типа и выявить контингент одаренных детей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность; заинтересовать широкую педагогическую аудиторию в поддержке самостоятельных исследовательских проектов старшеклассников; пропагандировать научно оправданные новейшие стратегии и тактики исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Создать Положение о проведении многопрофильной двухэтапной (дистанционный и очный этапы) олимпиады нового типа.
2. Разработать формат олимпиады, включающий задания, которые связаны с отбором материала для исследования, планированием исследования, постановкой ключевого вопроса, формулированием гипотезы исследования, технологией проведения эксперимента, составлением выборки и пр. При разработке формата учитывать, что участники имеют постоянный доступ в сеть на всех этапах олимпиады.
3. Организовать широкое оповещение (включая заинтересованных лиц вне московского региона) об олимпиаде путем рассылки Информационного письма и Положения в образовательные организации, размещения информации на порталах олимпиад и в социальных сетях.
4. Подготовить и провести через процедуру экспертизы задания дистанционного и очного этапов по 4-м направлениям: техническому (математика, информатика), социально-гуманитарному (социология, право, экономика, психология, философия), культурно-гуманитарному (история, МХК, литература, лингвистика), естественнонаучному (физика, химия, география, биология). К составлению заданий в рамках разработанного формата привлечь представителей научной общественности, осознающих специфику исследовательской деятельности подростков (объем и характер решаемых ими задач, временные и организационные трудности, возрастные особенности исследователей, пр.).
5. Организовать и провести дистанционный этап олимпиады с последующей публикацией заданий и ответов дистанционного этапа и результатов в сети.
6. Организовать и провести очный этап олимпиады, который проходит с использованием сети.
7. Провести награждение победителей и призеров.
8. Опубликовать в сети отчет об олимпиаде, задания и ответы очного этапа, лучшие работы участников очного тура олимпиады

Мероприятие 4 "Поддержка экспериментальных школ, участвующих в социально-культурном развитии городских территорий (район Некрасовка)"

Цель - развитие потенциала  школ (образовательных комплексов) как самообучающихся организаций и центров социокультурного развития территории (район  «Некрасовка»)

Задачи:

1. Разработка модели развития  столичной школы (образовательного комплекса) как саморазвивающейся организации, решающей задачи  обучения, социализации обучающихся  и социокультурного  развития  территорий;
2. Реализация программы поддержки школ (образовательных комплексов), как саморазвивающихся организаций, способствующей    социокультурному развитию  территории, включая семинары, консультации, вовлечение во внешние конференции и дискуссии;
3. Мониторинг реализации школами (образовательными комплексами) программ, способствующих социокультурному  развитию  территории;
4. Разработка рекомендаций на основе полученного опыта и проведение мероприятий по использованию опыта школ городской территории «Некрасовка» в модернизации столичной системы образования.

Мероприятие 5  "Создание инновационной формы взаимодействия государственных общеобразовательных организаций г. Москвы и НИУ ВШЭ (в формате Университетско-школьного кластера) для повышения качества общего образования посредством совершенствования профессиональной компетенции учителей и администраторов образования, а также предметных компетенций учащихся при интеллектуальном, профессиональном и  организационном  сопровождении НИУ ВШЭ"

Цели:

1. создание творческой атмосферы и условий для раскрытия потенциальных возможностей и роста профессионального мастерства школьных управленческих и педагогических кадров; обеспечение поддержки инновационных разработок в области образовательных технологий; совместное  с учительским корпусом формирование у учащихся свойств и компетенций когнитивного мышления, самообучения, саморазвития и самоконтроля при интеллектуальном, профессиональном и организационном сопровождении НИУ ВШЭ.
2. предоставление возможностей профильного обучения в различных предметных, научных и технологических областях в различных районах города, а также  непрерывное профессиональное развитие управленческих и педагогических кадров государственных общеобразовательных учреждений города Москвы.

Задачи:

1. научно-организационное сопровождение инновационного процесса в  школах (членах УШК НИУ ВШЭ) города Москвы;
2. создание системы предоставления образовательных услуг высокого качества на разных уровнях образования, которая обеспечивала бы выпускникам школ-членов УШК НИУ ВШЭ возможность эффективно конкурировать с выпускниками любых других (как Российских, так и зарубежных) образовательных учреждений;
3. предоставление учащимся возможностей профильного обучения в различных предметных областях в разных районах города;
4. обеспечение условий непрерывности  образовательного процесса при переходе  обучающихся  УШК НИУ ВШЭ с одного  уровня  образования  на другой;
5. включение преподавательского состава образовательных учреждений УК в академическое сообщество преподавателей и научных работников Университета, обеспечение возможностей учителей образовательных учреждений УК участвовать в научной деятельности кафедр и исследовательских центов Университета.         

Мероприятие 6 "Разработка и внедрение в школах районов г. Москвы (Басманный, Мещанский, Краносельский, Сокольники) систем анализа достижений  школьников"

Цель - повысить качество образования, предоставляемого школами, для всех групп учащихся  за счёт формирования «культуры  результативности» на основе системного анализа динамики образовательных результатов учащихся.

Задачи:

1. разработать  систему оценки  индивидуальной учебной динамики  и поддержки индивидуального прогресса учащихся на уровне класса;
2. разработать модель и методическое обеспечение  комплексного мониторинга на уровне школы динамики индивидуальных образовательных достижений школьников , а также подходы к использованию результатов этого мониторинга для улучшения работы школы;
3. создать условия для внедрения в школьную практику инструментов системного анализа динамики достижений   школьников, включая обучение учителей и руководителей школ, консультирование в процессе передачи инструментов.

Мероприятие 7 "Разработка и запуск реализации программ взаимодействия образовательных учреждений и культурно-образовательных возможностей прилегающих территорий (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) в трех районах г. Москвы (Красносельский, Мещанский, Можайский)"

Цель - обеспечить максимальное использование потенциала  культурно-образовательных организаций городских территорий г. Москвы (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) в интересах решения образовательных и воспитательных задач территориальных образовательных комплексов через разработку и запуск реализации программ взаимодействия вновь созданных крупных средних общеобразовательных школ и культурно-образовательных организаций (на примере районов Красносельский, Мещанский,  Можайский). Результаты мероприятия будут использованы в системе столичного образования с целью интеграции всех досугово-образовательных возможностей в каждом из районов (Красносельский, Мещанский,  Можайский)., в интересах решения образовательных и воспитательных задач территориальных образовательных комплексов, а также тиражирования программ взаимодействия на другие районы, в том числе на вновь созданные крупные средние общеобразовательные школы и культурно-образовательные организации. 

Задачи:

1. Провести совместно со школами обследование состояния  образовательно-досуговой среды комплекса и прилежащих территорий районов Красносельский, Мещанский,  Можайский;
2. Составить социально-культурную  карту указанных территорий (карту, отражающую возможности организации досуговой деятельности школьников);
3. Совместно с управляющими советами СОШ спланировать и провести добровольный опрос семей и учащихся территориальных комплексов для уточнения  их образовательных запросов;
4. Разработать предложения по организации  взаимодействия ТОК и культурно-образовательных возможностей территории (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) районов Красносельский, Мещанский, Можайский;
5. Совместно с администрацией и педагогическими коллективами СОШ на основе предложений по организации  взаимодействия ТОК и культурно-образовательных возможностей территории (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) для каждого района разработать предложения для каждого конкретного учреждения по совместной деятельности по развитию потенциала  окружающих территорий с целью обеспечения условий полноценного образования и социализации подростков.
6. Разработать материалы и провести цикл  семинаров  по обучению педагогов и управленцев  реализации   программ взаимодействия СОШ и культурно-образовательных возможностей территории, (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) районов Красносельский, Мещанский,  Можайский. 

Мероприятие 8 "Реализация программы технологической и методической поддержки образовательных учреждений, работающих в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования"

Цель - Обеспечить планомерное и интенсивное внедрение идей и технологий новых образовательных стандартов в образовательную систему г. Москвы.

Задачи:

1. Совместно со школами-партнерами  определить трудности и барьеры в практике конкретных школ для перехода на новые ФГОС.
2. Организовать работу школ-партнеров по планированию введения новых стандартов и по реализации этих планов
3. Организовать технологическую (методическую) поддержку административного и преподавательского состава школ-партнеров через
   -проведение цикла обучающих занятий, включая мероприятия по обмену опытом между школами (на занятия помимо исходных школ-партнеров присоединятся дополнительные участники),
   -проведение консультаций по вопросам разработки и внедрения стандартов,
   -проведение экспертизы учебных планов и иных нормативно-методических документов, разрабатываемых школами при введение новых ФГОС,
4. Организовать и провести  промежуточную (по результатам работы консультационной группы и школ-партнеров в первом полугодии 2014-2015 учебного года) научно-практическую конференцию «Трудности и перспективы внедрения новых ФГОС старшей школы» с последующей публикацией материалов. 

Мероприятие 9 "Разработка и апробация подходов и механизмов анализа и поддержки выбора образовательных траекторий учащимися девятых классов, в том числе рекомендаций по выбору образовательных траекторий одаренных детей, на основе лонгитюдного мониторинга образовательных траекторий учащихся школ города Москвы"

Целью проведения мероприятия является формирование современной практики механизмов анализа и поддержки выбора образовательных траекторий учащимися девятых классов, в том числе, практики поддержки образовательного и карьерного выбора одаренных детей на основе данных о типичных профессионально-образовательных траекториях учащихся и выпускников московских школ на основе данных об участниках первой волны исследования (учеников 9 класса в 2012-2013 учебном году).

Московские девятиклассники находятся в сложной ситуации выбора с большими последствиями, в комплексных и непрозрачных условиях современного мегаполиса. Два года назад было проведено уникальное обследование московских девятиклассников на представительной выборке, в котором были получены данные об их объективных характеристиках и карьерных (образовательных) ожиданиях. Вторая волна опроса тех же респондентов должна обеспечить построение карты типичных траекторий московских школьников, которая позволит не только показать сколько выпускников 9 классов выбирает тот или иной вариант продолжения обучения, но и выявить факторы, влияющие на эти решения (социально-демографическое и экономическое положение семей, тип школы, влияние образовательных профилей и др.), а также рассмотреть планы, которые стоят за каждой из типичных траекторий. На этой основе будут предложены механизм работы школ по поддержке выбора образовательных и карьерных траекторий, а также образовательная программа для педагогов и руководителей школ, позволяющая строить и реализовывать эти механизмы.

Задачи:

1. Анализ актуального положения дел, существующих практик в сфере образовательно-карьерного консультирования девятиклассников и старшеклассников, и выявления перспективных направлений развития механизмов сопровождения выбора.

2. Разработка методики и инструментария проведения второй волны лонгитюдного мониторинга учащихся и выпускников московских школ;

3. Проведение второй волны лонгитюдного мониторинга среди участников панели, которые осенью 2014 года могут быть учащимися 11 классов или учреждений профессионального образования.

4. Создание «карты траекторий», т.е. выявление типичных профессионально-образовательных траекторий после окончания 9 класса и факторов, их обуславливающих (влияние профильного обучения, системы консультирования в школе, социально-демографического и экономического статуса семей, миграционного статуса, успеваемости и т.д.).

5. Разработка рекомендаций относительно механизмов анализа и поддержки выбора образовательных траекторий и разработка и реализация обучающей программы для педагогов и управленцев по поддержке образовательного выбора.

6. Апробация рекомендаций и обучающей программы в школах-партнерах.