Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания
Руководитель проекта: Фрумин И.Д.
Мероприятие 1 "Экспертно-консультативное сопровождение разработки: модели Покровского образовательного квартала, направленной на удовлетворение культурно-образовательных запросов населения соответствующего микрорайона, сценария его создания"
Цели:
Первая цель. Разработать методику определения «стандарта предложений» культурно-образовательных услуг, который должна обеспечивать территория проживания (образовательный квартал) обучающимся и их семьям.
Вторая цель. Осуществить экспертно-консультативное сопровождение разработки модели Покровского образовательного квартала в городе Москве.
Третья цель. Осуществить экспертно-консультативное сопровождение разработки сценариев создания Покровского образовательного квартала в городе Москве.
Задачи, направленные на реализацию первой цели.
1. Разработать концепцию, план и пакет инструментов для проведения социального и психологического обследования территории Покровского квартала, контингента обучающихся и их семей.
2. Провести обследование и определить реальное состояние, трудности и перспективы использования культурно-образовательных возможностей территории Покровский квартал.
3. Провести обследование контингента обучающихся в Покровском образовательном квартале, выявить социально-демографические характеристики обучающихся и их семей, их культурно-образовательные запросы и возможности, реальное использование ими культурно-образовательных возможностей территории Покровского квартала.
4. Провести социальное картирование территории Покровского образовательного квартала, соотнести культурно-образовательные возможности территории и их фактическое использование обучающимися Покровского квартала с учетом социально-демографической специфики самих обучающихся и их семей, их запросов и возможностей.
5. Определить, на основе проведенного обследования, «перечень» запрашиваемых культурно-образовательных услуг от территории проживания разными группами обучающихся, в зависимости от их социально-демографической специфики, возможностей и запросов самих обучающихся и их семей.
Задачи, направленные на реализацию второй цели.
1. Разработать план проведения экспертно-консультативного сопровождения разработки модели Покровского образовательного квартала.
2. Разработать модель Покровского образовательного квартала города Москвы.
Задачи, направленные на реализацию третьей цели:
1. Разработать план проведения экспертно-консультативного сопровождения разработки сценариев создания Покровского образовательного квартала в городе Москве.
2. Разработать сценарии создания Покровского образовательного квартала города Москвы.
Мероприятие 3 "Организация и проведение олимпиады для юношества по методологии и методике исследовательской деятельности СТУПЕНИ («Стратегия и тактика успешного передового научного исследования»)"
Цель - повысить интерес старшеклассников к проектам исследовательского типа и выявить контингент одаренных детей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность; заинтересовать широкую педагогическую аудиторию в поддержке самостоятельных исследовательских проектов старшеклассников; пропагандировать научно оправданные новейшие стратегии и тактики исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Создать Положение о проведении многопрофильной двухэтапной (дистанционный и очный этапы) олимпиады нового типа.
2. Разработать формат олимпиады, включающий задания, которые связаны с отбором материала для исследования, планированием исследования, постановкой ключевого вопроса, формулированием гипотезы исследования, технологией проведения эксперимента, составлением выборки и пр. При разработке формата учитывать, что участники имеют постоянный доступ в сеть на всех этапах олимпиады.
3. Организовать широкое оповещение (включая заинтересованных лиц вне московского региона) об олимпиаде путем рассылки Информационного письма и Положения в образовательные организации, размещения информации на порталах олимпиад и в социальных сетях.
4. Подготовить и провести через процедуру экспертизы задания дистанционного и очного этапов по 4-м направлениям: техническому (математика, информатика), социально-гуманитарному (социология, право, экономика, психология, философия), культурно-гуманитарному (история, МХК, литература, лингвистика), естественнонаучному (физика, химия, география, биология). К составлению заданий в рамках разработанного формата привлечь представителей научной общественности, осознающих специфику исследовательской деятельности подростков (объем и характер решаемых ими задач, временные и организационные трудности, возрастные особенности исследователей, пр.).
5. Организовать и провести дистанционный этап олимпиады с последующей публикацией заданий и ответов дистанционного этапа и результатов в сети.
6. Организовать и провести очный этап олимпиады, который проходит с использованием сети.
7. Провести награждение победителей и призеров.
8. Опубликовать в сети отчет об олимпиаде, задания и ответы очного этапа, лучшие работы участников очного тура олимпиады
Мероприятие 4 "Поддержка экспериментальных школ, участвующих в социально-культурном развитии городских территорий (район Некрасовка)"
Цель - развитие потенциала школ (образовательных комплексов) как самообучающихся организаций и центров социокультурного развития территории (район «Некрасовка»)
Задачи:
1. Разработка модели развития столичной школы (образовательного комплекса) как саморазвивающейся организации, решающей задачи обучения, социализации обучающихся и социокультурного развития территорий;
2. Реализация программы поддержки школ (образовательных комплексов), как саморазвивающихся организаций, способствующей социокультурному развитию территории, включая семинары, консультации, вовлечение во внешние конференции и дискуссии;
3. Мониторинг реализации школами (образовательными комплексами) программ, способствующих социокультурному развитию территории;
4. Разработка рекомендаций на основе полученного опыта и проведение мероприятий по использованию опыта школ городской территории «Некрасовка» в модернизации столичной системы образования.
Мероприятие 5 "Создание инновационной формы взаимодействия государственных общеобразовательных организаций г. Москвы и НИУ ВШЭ (в формате Университетско-школьного кластера) для повышения качества общего образования посредством совершенствования профессиональной компетенции учителей и администраторов образования, а также предметных компетенций учащихся при интеллектуальном, профессиональном и организационном сопровождении НИУ ВШЭ"
Цели:
1. создание творческой атмосферы и условий для раскрытия потенциальных возможностей и роста профессионального мастерства школьных управленческих и педагогических кадров; обеспечение поддержки инновационных разработок в области образовательных технологий; совместное с учительским корпусом формирование у учащихся свойств и компетенций когнитивного мышления, самообучения, саморазвития и самоконтроля при интеллектуальном, профессиональном и организационном сопровождении НИУ ВШЭ.
2. предоставление возможностей профильного обучения в различных предметных, научных и технологических областях в различных районах города, а также непрерывное профессиональное развитие управленческих и педагогических кадров государственных общеобразовательных учреждений города Москвы.
Задачи:
1. научно-организационное сопровождение инновационного процесса в школах (членах УШК НИУ ВШЭ) города Москвы;
2. создание системы предоставления образовательных услуг высокого качества на разных уровнях образования, которая обеспечивала бы выпускникам школ-членов УШК НИУ ВШЭ возможность эффективно конкурировать с выпускниками любых других (как Российских, так и зарубежных) образовательных учреждений;
3. предоставление учащимся возможностей профильного обучения в различных предметных областях в разных районах города;
4. обеспечение условий непрерывности образовательного процесса при переходе обучающихся УШК НИУ ВШЭ с одного уровня образования на другой;
5. включение преподавательского состава образовательных учреждений УК в академическое сообщество преподавателей и научных работников Университета, обеспечение возможностей учителей образовательных учреждений УК участвовать в научной деятельности кафедр и исследовательских центов Университета.
Мероприятие 6 "Разработка и внедрение в школах районов г. Москвы (Басманный, Мещанский, Краносельский, Сокольники) систем анализа достижений школьников"
Цель - повысить качество образования, предоставляемого школами, для всех групп учащихся за счёт формирования «культуры результативности» на основе системного анализа динамики образовательных результатов учащихся.
Задачи:
1. разработать систему оценки индивидуальной учебной динамики и поддержки индивидуального прогресса учащихся на уровне класса;
2. разработать модель и методическое обеспечение комплексного мониторинга на уровне школы динамики индивидуальных образовательных достижений школьников , а также подходы к использованию результатов этого мониторинга для улучшения работы школы;
3. создать условия для внедрения в школьную практику инструментов системного анализа динамики достижений школьников, включая обучение учителей и руководителей школ, консультирование в процессе передачи инструментов.
Мероприятие 7 "Разработка и запуск реализации программ взаимодействия образовательных учреждений и культурно-образовательных возможностей прилегающих территорий (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) в трех районах г. Москвы (Красносельский, Мещанский, Можайский)"
Цель - обеспечить максимальное использование потенциала культурно-образовательных организаций городских территорий г. Москвы (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) в интересах решения образовательных и воспитательных задач территориальных образовательных комплексов через разработку и запуск реализации программ взаимодействия вновь созданных крупных средних общеобразовательных школ и культурно-образовательных организаций (на примере районов Красносельский, Мещанский, Можайский). Результаты мероприятия будут использованы в системе столичного образования с целью интеграции всех досугово-образовательных возможностей в каждом из районов (Красносельский, Мещанский, Можайский)., в интересах решения образовательных и воспитательных задач территориальных образовательных комплексов, а также тиражирования программ взаимодействия на другие районы, в том числе на вновь созданные крупные средние общеобразовательные школы и культурно-образовательные организации.
Задачи:
1. Провести совместно со школами обследование состояния образовательно-досуговой среды комплекса и прилежащих территорий районов Красносельский, Мещанский, Можайский;
2. Составить социально-культурную карту указанных территорий (карту, отражающую возможности организации досуговой деятельности школьников);
3. Совместно с управляющими советами СОШ спланировать и провести добровольный опрос семей и учащихся территориальных комплексов для уточнения их образовательных запросов;
4. Разработать предложения по организации взаимодействия ТОК и культурно-образовательных возможностей территории (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) районов Красносельский, Мещанский, Можайский;
5. Совместно с администрацией и педагогическими коллективами СОШ на основе предложений по организации взаимодействия ТОК и культурно-образовательных возможностей территории (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) для каждого района разработать предложения для каждого конкретного учреждения по совместной деятельности по развитию потенциала окружающих территорий с целью обеспечения условий полноценного образования и социализации подростков.
6. Разработать материалы и провести цикл семинаров по обучению педагогов и управленцев реализации программ взаимодействия СОШ и культурно-образовательных возможностей территории, (включая государственные и негосударственные организации образования, культуры и спорта) районов Красносельский, Мещанский, Можайский.
Мероприятие 8 "Реализация программы технологической и методической поддержки образовательных учреждений, работающих в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования"
Цель - Обеспечить планомерное и интенсивное внедрение идей и технологий новых образовательных стандартов в образовательную систему г. Москвы.
Задачи:
1. Совместно со школами-партнерами определить трудности и барьеры в практике конкретных школ для перехода на новые ФГОС.
2. Организовать работу школ-партнеров по планированию введения новых стандартов и по реализации этих планов
3. Организовать технологическую (методическую) поддержку административного и преподавательского состава школ-партнеров через
-проведение цикла обучающих занятий, включая мероприятия по обмену опытом между школами (на занятия помимо исходных школ-партнеров присоединятся дополнительные участники),
-проведение консультаций по вопросам разработки и внедрения стандартов,
-проведение экспертизы учебных планов и иных нормативно-методических документов, разрабатываемых школами при введение новых ФГОС,
4. Организовать и провести промежуточную (по результатам работы консультационной группы и школ-партнеров в первом полугодии 2014-2015 учебного года) научно-практическую конференцию «Трудности и перспективы внедрения новых ФГОС старшей школы» с последующей публикацией материалов.
Мероприятие 9 "Разработка и апробация подходов и механизмов анализа и поддержки выбора образовательных траекторий учащимися девятых классов, в том числе рекомендаций по выбору образовательных траекторий одаренных детей, на основе лонгитюдного мониторинга образовательных траекторий учащихся школ города Москвы"
Целью проведения мероприятия является формирование современной практики механизмов анализа и поддержки выбора образовательных траекторий учащимися девятых классов, в том числе, практики поддержки образовательного и карьерного выбора одаренных детей на основе данных о типичных профессионально-образовательных траекториях учащихся и выпускников московских школ на основе данных об участниках первой волны исследования (учеников 9 класса в 2012-2013 учебном году).
Московские девятиклассники находятся в сложной ситуации выбора с большими последствиями, в комплексных и непрозрачных условиях современного мегаполиса. Два года назад было проведено уникальное обследование московских девятиклассников на представительной выборке, в котором были получены данные об их объективных характеристиках и карьерных (образовательных) ожиданиях. Вторая волна опроса тех же респондентов должна обеспечить построение карты типичных траекторий московских школьников, которая позволит не только показать сколько выпускников 9 классов выбирает тот или иной вариант продолжения обучения, но и выявить факторы, влияющие на эти решения (социально-демографическое и экономическое положение семей, тип школы, влияние образовательных профилей и др.), а также рассмотреть планы, которые стоят за каждой из типичных траекторий. На этой основе будут предложены механизм работы школ по поддержке выбора образовательных и карьерных траекторий, а также образовательная программа для педагогов и руководителей школ, позволяющая строить и реализовывать эти механизмы.
Задачи:
1. Анализ актуального положения дел, существующих практик в сфере образовательно-карьерного консультирования девятиклассников и старшеклассников, и выявления перспективных направлений развития механизмов сопровождения выбора.
2. Разработка методики и инструментария проведения второй волны лонгитюдного мониторинга учащихся и выпускников московских школ;
3. Проведение второй волны лонгитюдного мониторинга среди участников панели, которые осенью 2014 года могут быть учащимися 11 классов или учреждений профессионального образования.
4. Создание «карты траекторий», т.е. выявление типичных профессионально-образовательных траекторий после окончания 9 класса и факторов, их обуславливающих (влияние профильного обучения, системы консультирования в школе, социально-демографического и экономического статуса семей, миграционного статуса, успеваемости и т.д.).
5. Разработка рекомендаций относительно механизмов анализа и поддержки выбора образовательных траекторий и разработка и реализация обучающей программы для педагогов и управленцев по поддержке образовательного выбора.
6. Апробация рекомендаций и обучающей программы в школах-партнерах.