Программа «SABER-учителя» - комплексная информация о политике работы с учителями
Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ реализует проект по апробации в пилотных регионах России инструментария "SABER-Учителя”.
Программа “SABER-Учителя” является одним из главных компонентов системы SABER (Системный подход к улучшению результатов образования) - проекта, осуществляемого по инициативе Всемирного банка. В рамках программы SABER производится сбор и анализ информации о политике, проводимой образовательными системами различных стран. Программа нацелена на выявление общих проблем и перспективных решений при обеспечении широкой доступности полученной информации. Эти данные могут использоваться странами в качестве основы для принятия решений в области определения направлений и методов инвестиционной поддержки процесса повышения качества образования.
Во всем мире растет заинтересованность в привлечении к работе хороших учителей на длительное время, в их профессиональном развитии и мотивации их труда. Установлено, что достижения учащихся имеют тесную связь с социально-экономическим прогрессом, а учителя играют ключевую роль в обеспечении высоких результатов обучения. Однако построение правильной политики работы с учителями, которая бы обеспечивала наличие в каждом классе компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного на педагогический труд учителя, остается проблемой. Причина кроется в следующих моментах: во-первых, доказательства результативности тех или иных аспектов политики работы с учителями недостаточны и разрозненны; во-вторых, воздействие реформ зависит от конкретных особенностей их структуры; и в-третьих, применение одной и той же политики работы с учителями в конкретных ситуациях на фоне местных условий и образовательной политики может вести к различным результатам. Программа «SABER-Учителя» ставит перед собой задачу заполнения данного пробела путем сбора, анализа, обобщения и распространения комплексной информации о политике работы с учителями в системах начального и среднего образования в различных странах мира.
В рамках компонента SABER-Учителя происходит сбор информации о десяти ключевых аспектах политики работы с учителями:
1. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников.
2. Педагогическая подготовка.
3. Прием на работу и занятость учителей.
4. Педагогическая нагрузка и самостоятельность.
5. Профессиональное развитие.
6. Вознаграждение: заработная плата и дополнительные стимулы.
7. Выход на пенсию и пенсионные выплаты.
8. Мониторинг и оценка качества работы учителя.
9. Представительство и право голоса учителей.
10. Руководство школой.
В Российской Федерации вопрос эффективности работы учителей приобретает особую актуальность в связи с реализацией задач введения эффективного контракта, обеспечивающего привлечение в школы лучших кандидатов, стимулирующего повышение качества преподавания и профессиональное развитие учителей.
В сентябре 2013 года в рамках проекта в Московском представительстве Всемирного Банка проведена видеоконференция с пилотными регионами с участием специалистов Всемирного банка (Д.В. Николаев) и Института образования ВШЭ (С.Г. Косарецкий, М.А. Пинская, П.В. Деркачев, М.Б. Савельева), в ходе которой были обсуждены методологические и организационные вопросы реализации проекта.
В сентябре-декабре 2013 года пилотные регионы собирали информацию, необходимую для ответов на вопросы анкет SABER-Teachers. В течение этого периода Всемирный банк и НИУ ВШЭ оказывали консультационную поддержку представителей пилотных регионов. Было организовано несколько видеоконференций для обсуждения возникающих вопросов. НИУ ВШЭ организовал запросы в органы государственной власти субъектов РФ для получения статистических данных о состоянии региональных систем образования.