• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Книги о школах

Книга «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство»

Традиционно считается, что образование в российских школах в сравнении с другими странами отличается высоким качеством. Однако в силу больших социальных и территориальных различий школа не обеспечивает учащимся одинаковые образовательные возможности. Для успешного развития системы образования необходимо понимание внутренних механизмов, определяющих жизнь современных школ, и тех проблем, с которыми они сталкиваются. Опираясь на уникальные данные интервью с директорами, завучами и учителями в разных регионах России, собранные в рамках лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», авторы описывают убеждения агентов образования, отношения и образовательные практики в школах, находящихся в разных социальных контекстах.

В книге авторы рассматривают жизнь современной российской школы под разными углами в попытке объяснить, для чего и как работают образовательные организации и почему одни школы справляются со своими задачами лучше других. Книга развенчивает широко распространенные мифы об обычной общеобразовательной школе в России:

  1. Главная цель любой школы - повышение академических результатов.
  2. Дети, обучающиеся в школах с высококлассными практиками преподавания, имеют одинаковый доступ к качественному образованию.
  3. После 9-го класса из школы уходят наименее способные ученики.
  4. Дифференцированный подход в обучении повышает доступ учащихся к образовательным ресурсам.
  5. Школы со схожими характеристиками, работающие в схожих контекстуальных условиях, достигают одинаковых академических результатов.
Книга будет интересна педагогам, управленцам и исследователям, а также широкому кругу читателей, которых волнуют проблемы современного образования в России.

Успешная школа ― это школа, которую выбирают. Которую выбирают ученики, которую выбирают родители. Если нас выбирают, значит, мы успешны и конкурентоспособны. Хорошая школа — это школа, в которую хочется приходить к учителям, с которыми хочется учиться, с одноклассниками, с которыми хочется дружить. Это школа, которая нужна всем 

Книга «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство» / Под общ. ред.: М. Карной, Г. С. Ларина, В. М. Маркина. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019 – Читать (PDF, 3.19 Мб)

Книга «Поверх барьеров»


В книге собраны истории  тринадцати школ,  работающих в сложных социальных условиях. Некоторым из них удалось справиться с проблемами, обусловленными сложным контингентом и ограниченными ресурсами,   показывать высокие образовательные результаты и жить насыщенной, яркой жизнью. Другие только ищут путь к успеху. Но, в любом случае, этим  школам  приходится  двигаться вперёд «поверх барьеров». В книге читатели познакомятся с  образовательной политикой и  управленческими стратегиями   этих школ, которые делают такое движение возможным. Книга адресована широкому кругу читателей: педагогам и директорам школ, специалистам  управления образованием,  образовательным политикам и всем,  для кого интересна и важна отечественная школа.

«Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях» / Под общей редакцией: М. А. ПинскаяС. Г. Косарецкий, М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019
Читать