XIV международная научно-практическая конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве"
XIV международная научно-практическая конференция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Москва, 20-22 ноября 2025 г.
Центральная тема конференции 2025 года: «Исследуем и/или проектируем: вместе или порознь?»
Сайт конференцииМосква, 20-22 ноября 2025 г.
Центральная тема конференции 2025 года: «Исследуем и/или проектируем: вместе или порознь?»
Регистрация для участия в конференции
История конференции:
I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;
II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;
III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;
IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.
V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.
VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.
VII конференция (2014) обсуждала тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальную при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.
VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.
IX конференция (2018) продолжила вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы. Ее тема стала «Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM образование: новые типы образовательных ситуаций».
X конференция (2019) центральной темой стало развитие исследовательского краеведения: вовлечение детей и подростков в изучение мира вокруг (топоса и хронотопа) себя с привлечением современных инструментов и технологий.
XI конференция (2021) прошла с ключевой темой «От удивления к увлечению: вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность».
XII конференция (2022) была проведена с ключевой темой «Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное».
XIII конференция (2024) была сфокусирована на теме «Исследование как выход за пределы заданного».
На XIII конференции в 2025 году в качестве лейтмотива была выбрана тема «Исследуем и/или проектируем: вместе или порознь?», то есть как соотносятся или разводятся проектная и исследовательская деятельность учащихся, а также индивидуальные и командные формы ее реализации.
Миссия конференция – объединение единомышленников из различных регионов России и других стран – ученых, методистов, педагогов, наставников, организаторов науки и образования, представляющих различные сферы науки и образовательной практики, нацеленных на развитие теории, методики и практики вовлечения учащихся разных возрастов (от детского сада до вуза) в исследовательскую деятельность.
Программа посвящена обсуждению следующих основных проблем:
• различение, взаимодополнение или разведение проектной и исследовательской деятельности учащихся;
• соотношение индивидуальных и командных форм реализации проектной и/или исследовательской деятельности учащихся;
• исследование как выход за пределы заданного: источники исследовательской инициативности и рождения новых замыслов у учащихся и их наставников;
• возрастные и социально-нормативные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности от детского сада до вуза;
• способы и методы развития метапредметных навыков у учащихся в исследованиях;
• подготовка педагога к исследовательским методам обучения и наставничеству в исследовательской деятельностью учащихся;
• пути формирования и развития детско-взрослых сообществ на основе проектной и исследовательской деятельности: образовательная организация, регион, страна, мир;
• психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности, психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся;
• пути интеграции разных форм образовательной деятельности на основе исследования: урок, кружок, спецкурс, экскурсия, экспедиция;
• исследовательская деятельность и современные тренды: дистанционное образование, природоподобные технологии, искусственный интеллект и др.;
• ресурсное и организационное обеспечение исследовательской деятельности: квалификация педагога, учебные часы, приборы и материалы, сетевое взаимодействие, партнерство школ, вузов, НИИ, корпораций, бизнеса и власти.
Общая организационная рамка конференции:
20 ноября, четверг
Институт образования НИУ ВШЭ (Потаповский переулок, д.16, стр. 10)
9.30 – регистрация участников конференции
10.30 – 12.00 – научный семинар Института образования НИУ ВШЭ. Доклад А.С. Обухова в контексте 50-летия жизни и творчества
12.00 – 12.30 – кофе-брейк
12.30 – 14.00 – круглые столы и рабочие группы по актуальным вопросам развития исследовательской и проектной деятельности учащихся
14.00 – 15.00 – обед
15.00 – 17.00 – круглые столы по актуальным вопросам развития исследовательской и проектной деятельности
17.00 – 17.30 – кофе-брейк
17.30 – 19.00 – рабочая конференция Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», на которую необходимо направить полномочных представителей региональных отделений Движения.
19.00 – 21.00 – вечерний кинозал: фильмы о примерах практики реализации исследовательского обучения в 2024 – 2025 годах
21 ноября, пятница
Центр культур НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, д. 11, стр. 6, подъезд 4)
9.30 – регистрация участников
10.30 – 13.00 – пленарное заседание с участием известных ученых и практиков по тематическим направлениям Конференции.
На пленарном заседании перед участниками будут выступать ведущие специалисты, эксперты и представители инициативных групп. В рамках заседания будет возможность непосредственно задать вопросы, организовано живое общение по обмену опыта, контактами, идеями.
13.00 – 14.00 – обед
14.00 – 18.00 – постерная сессия (центральное событие конференции)
На конференции уже второй год не планируется проведение докладных секций, а разнообразная тематика конференции выносится в формат общей постерной сессии. Участники вывешивают свои материалы и работы в виде постера. О тематике необходимо указать в заявке при регистрации. Каждой делегации будет предоставлено место для размещения материалов. При необходимости размещения каких-либо экспонатов и демонстрационных материалов в заявке необходимо указать особые условия.
Каждый участник конференции, оставивший заявку и подготовивший материалы, будет включен в программу постерной сессии, если тематика его выступления будет соответствовать одной из перечисленных ниже тем или укладываться в рамках общей проблематики конференции. В случае несовпадения тематики заявки проблематике конференции, она может быть не включена в программу.
Постерная сессия предполагает не развернутые доклады, а живой диалог с коллегами, ответам на вопросы с опорой на материалы, размещенный на стенде.
Ожидаемые направления для постерных докладов:
· проектная и/или исследовательская деятельность учащихся: общее и отличное;
· индивидуальные и командные формы организации исследования и проектирования и их соотношение;
· исследование в пространстве урока и во внеурочное время;
· исследовательское краеведение (изучение топоса и хронотопа): современные подходы и практики изучения мира вокруг себя;
· практики наставничества при организации проектной и исследовательской деятельности;
· методики организации исследовательской деятельности учащихся в естественно-научных (живая и неживая природа) и технологических областях;
· человек, общество, культура: история и современность; методика организации исследований учащихся в социокультурном и гуманитарном направлениях;
· выездные формы реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся (экспедиции, образовательные путешествия, выездные исследовательские школы, научные выставки);
· конкурсы и конференции исследовательских работ и проектов учащихся;
· гражданская наука и научное волонтерство: смысл и способы вовлечения учащихся и педагогов;
· международные программы и проекты в области исследовательского и проектного обучения, учения как открытия;
· подготовка педагога к исследовательскому подходу и проектному методу в образовании;
· исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников;
· исследовательская и проектная деятельность учащихся основной и старшей школы;
· исследовательская и проектная деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях;
· семейные формы реализации исследований и проектов с детьми и подростками;
· исследовательская и проектная деятельность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования;
· исследовательская и проектная деятельность студентов в вузах; взаимодействии школы и вуза на основе исследовательской или проектной деятельности;
· STEM и STEAM образование как мировая тенденция и практика в разных странах; подходы и методы междисциплинарных исследований и реализации комплексных проектов с учащимися;
· детско-взрослые проекты при взаимодействии с заказчиков с исследовательской составляющей – от замысла до реализации;
· исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
· искусственный интеллекта, цифровые платформы и сервисы, цифровые технологии и инструменты в практике реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Школа №1553 имени В.И. Вернадского (ул. Дербеневская, д. 13, актовый зал)
19.00 – 21.00 – концерт памяти Д.Л. Монахова
22 ноября, суббота. Программы на площадках
Список площадок в процессе согласования.
Сроки:
· начало регистрации участников – 15 января 2025 года;
· окончания регистрации для представления постерного доклада – 20 октября 2025 года;
· окончание регистрации для участия в качестве слушателя – 10 ноября 2025 года;
· проведения – 20-22 ноября 2025 года;
· окончание срока приема публикаций – 30 ноября 2025.
Регистрация по ссылке
Подача материалов: для участия с постерными докладами на конференции – в момент регистрации; подача текста для публикации по итогам конференции – до 30 ноября 2025 года.Материалы будут рассматриваться для публикации в журнале «Исследователь/Researcher».
Окончательная программа конференции будет формироваться на основе поступивших заявок.
Все материалы необходимо подать вместе с регистрацией на сайте или позже отправить по электронной почте aso-issl@yandex.ru с пометкой «Материалы на научно-практическую конференцию»).
В случае несоблюдения требований оформления материалы могут быть не приняты к рассмотрению. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения материалов от публикации.
Рекомендации по оформлению постера
Основная форма участия с докладом в этом году – постерный доклад. Стендовая сессия будет центральным и основным форматом представления и обсуждения наработок докладчиков.
Стендовый доклад представляется в форме постера в специально отведенное время стендовой сессии конференции. Для размещения информации Оргкомитет предоставляет докладчикам щиты размером 1 м×1,5 м (размер постера жестко не ограничен и может немного выходит за указанные пределы). В верхней части рекомендуется расположить полоску шириной около 105 мм, содержащую тему сообщения шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе — фамилии авторов, учреждение, где выполнена работа, контактные данные. Рекомендуется выполнять текст сообщения кеглем 20 или 22 через 1, 5 интервала; соотношение количества текстовой и графической (фотографии, диаграммы, таблицы, графики) информации — 1:1. Рекомендуется указать тип работы (психолого-педагогическое исследование, концепция, образовательная программа, методическая разработка и т. д.). Помимо материалов для стенда возможно размещение дополнительных материалов перед стендом.
Заочное участие в конференции предполагает подачу материалов в сборник по итогам конференции без оргвзносов. Заочное участие не предполагает получения сертификата участника конференции. Авторам подаваемых статей также необходимо зарегистрироваться на сайте и представить файл с текстом статьи в соответствии с требованиями к публикациям.
Требования к оформлению статей размещена на сайте журнала:http://issledovatel-researcher.ru/#rec142896862
Электронная почта: aso-issl@yandex.ru
Сайт конференции: http://issl-konf.ru
Организаторы конференции:
Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET
Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
при участии
Московского государственного психолого-педагогического университета
Московского педагогического государственного университета
Московского городского педагогического университета
Кружкового движения Национальной технологической инициативы
Русского географического общества
Московского общества исследователей природы
Благотворительного фонда социальной поддержки «Мой экватор»
Общественной Малой академии наук «Интеллект будущего»
Мастерской краеведения и социотехники «Топос»
Российского общества Януша Корчака
Школы № 1553 имени В.И. Вернадского
Колледжа «26 КАДР»
Гимназии Святителя Василия Великого
Информационная поддержка
журнал «Исследователь/Researcher» и видеожурнал «Говорю как краевед»,
а также журналы «Вопросы образования», «Проблемы современного образования», «Дополнительное образование и воспитание»;
интернет-сайты www.issl.redu.ru, https://issledovatel.pro, https://ioe.hse.ru
Дата
20 ноября 09:00
Адрес
20 ноября - Институт образования НИУ ВШЭ - Потаповский переулок, д. 16, стр. 10
21 ноября - Центр культур НИУ ВШЭ - Покровский булвар, 11, стр. 6, подъезд 4
В статье упомянуты