• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Освоение школьного канона и формирование универсальных навыков: как совместить?

Мероприятие завершено

Участвовать очно
Присоединиться онлайн ВК видео  / Youtube

«Впереди целое лето, несчетное множество дней — чуть не полкалендаря»,  — так Рэй Бредбери описал безмятежное начало каникул двенадцатилетнего Дугласа Сполдинга. Даже становясь взрослыми, мы сохраняем чувство, что летом можно никуда не спешить, отложить дела и заниматься чем-то в свое удовольствие, например, читать «не по программе». В десятый день лета мы приглашаем вас на семинар для разговора о готовящейся к выходу в издательском доме НИУ ВШЭ коллективной монографии «Уроки литературы: школьная словесность в мире».

В этой книге представлены исследования содержания школьного образования по словесности в 9 странах мира: в России, Аргентине, Индии, Южной Корее, Иране, Китае, Франции, Германии, Канаде. На семинаре мы на примере нескольких кейсов рассмотрим мировой опыт поиска компромисса между элитарным и демократическим направлениями в проектировании куррикулума по литературе.

Литературному канону свойственны определенные паттерны существования: выделение образцов прозы, поэзии и драматургии, присвоение им статуса национального достояния, восприятие их как способов отражения национальной идентичности. При соприкосновении с входящими в канон произведениями учащиеся нарабатывают эстетический опыт, учатся азам литературоведческого анализа, знакомятся с историей национальной литературы и культуры. Однако одновременно всеобщее школьное образование на базе уроков словесности должно решать проблему вовлечения и подтягивания «отстающих» учащихся: тех, кому классические произведения неинтересны; тех, у кого в целом низкий уровень читательской грамотности; детей-мигрантов, еще не освоивших язык данной страны в достаточной степени. Рассмотрению того, как разные страны справляются с данной дилеммой, и будет посвящен семинар.

Спикеры:

Надежда Александровна Авдеенко - канд. пед. наук, аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ


Елизавета Михайловна Лысова-Голомзина - аспирант, ведущий аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

 

Дискуссанты:

Ксения Романовна Романенко кандидат наук об образовании, доцент, эксперт Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института Образования НИУ ВШЭ

Михаил Георгиевич Павловец,  д. фил. н., профессор, заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ 

Галина Васильевна Крюкова, ведущий методист ГК «Просвещение»

Модератор:

Виктория Константиновна Пичугина,  д. пед. н., профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ