• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Х конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» на тему «Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя»

12+
Мероприятие завершено

Программа конференции (PDF, 331 Кб) 

Приглашаем всех заинтересованных к участию в программе конференции в качестве вольных слушателей (без оргвзносов) 14 ноября. Программа конференции 14 ноября будет проходить на территории "Точки кипения - Коммуна" на базе НИТУ МИСИС - для пропуска необходимо зарегистрироваться здесь.

История конференции:
I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;

II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;

III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;

IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.

V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.

VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.

VII конференция (2014) обсуждала тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальную при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.

VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.

IX конференция (2018) продолжила вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы. Ее тема стала «Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM образование: новые типы образовательных ситуаций».

Для X конференции (2019) в качестве смысловой фокусировки предложена тема исследовательского краеведения – поддержки и развития исследований учащимися своего родного края, тех локальных природных и культурных мест, которые мало кто может кто из большой науки изучить, а школьники могу охватить все аспекты изучения живой и неживой природы, истории и современности культуры, общества и человека. Участники конференции смогут стать участниками рабочих групп и лаборатории в рамках проектировочной сессии «Исследовательское краеведение в системе дополнительного образования. Перспективы и возможности». Отдельной задачей этой сессии является создание рабочих групп и лаборатории «Региональные центры исследовательского краеведения «Топос» – площадки модельных центров дополнительного образования. Сетевые и потоковые формы организации проектно-исследовательской деятельности.

Программа посвящена обсуждению следующих основных проблем:

  • исследовательское краеведение: современные подходы и методы изучения мира вокруг себя;
  • методики, программы, форматы организации исследовательской краеведческой деятельности в системе дополнительного образования;
  • STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах;
  • исследовательское обучение и развитие ключевых компетенций XXI века;
  • исследование в пространстве урока и во внеурочное время;
  • индивидуальный и/или групповой проект в школе: форматы организации исследовательской деятельности в школе;
  • активные и коммуникативные форматы реализации практики исследовательского обучения: экспедиции, образовательные путешествия, выездные исследовательские школы, научные выставки, конференции;
  • цифровые платформы и сервисы в развитии практики исследовательского подхода в образовании;
  • подготовка педагога к исследовательским методам обучения и руководству исследовательской деятельностью учащихся;
  • роль исследовательской деятельности в развитии инициативности, самостоятельности, рефлексивности и субъектности учащихся;
  • возрастные и социально-нормативные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности от детского сада до вуза;
  • методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях; развитие метапредметных навыков, включая межпредметные; комплексный подход;
  • практика наставничества при организации проектной и исследовательской деятельности;
  • формирование сообщества практиков проектной и исследовательской деятельности; пространство коммуникации и кооперации; уровни сложности организации проектно-исследовательской деятельности.

Общая организационная рамка конференции и проектировочной сессии: 

14 ноября, четверг. Место проведения: Точка кипения на базе НИТУ МИСИС, 2-й Донской проезд, д. 9

9.00 – регистрация участников

10.00 – Пленарное заседание с участием известных ученых и практиков по тематическим направлениям Конференции.

На пленарном заседании перед участниками будут выступать ведущие специалисты, эксперты и представители инициативных групп. В рамках заседания будет возможность непосредственно задать вопросы, организовано живое общение по обмену опыта, контактами, идеями.

14.00 – обед

15.00 – постерная сессия.

Участники и гости вывешивают свои материалы и работы в виде постера. О тематике необходимо указать в заявке. Каждой делегации будет предоставлено место для размещения материалов. При необходимости  размещения каких-либо экспонатов и демонстрационных материалов в заявке необходимо указать особые условия.

Каждый участник, оставивший заявку и подготовивший материалы, будет включен в программу постерной сессии, если тематика его выступления будет соответствовать одной из перечисленных ниже тем. Дополнительные тематики необходимо согласовать со организаторами Конференции.

При подготовке своих комментариев  - основное время вашей блиц-презентации у постера – не более 10 минут, будьте готовы к живому диалогу с коллегами и необходимости ответить на вопросы.

В этом году не планируется проведение докладных секций, а тематика традиционных и новых секций выносится в формат постерной сессии. Она будет включать следующие тематизмы:

  • исследовательское краеведение: изучая мир, вокруг себя;
  • международные программы и проекты в области исследовательского обучения и учения как открытия;
  • научное образование на уроке и за его пределами;
  • активные формы организации исследовательской деятельности учащихся (экспедиции, конкурсы, конференции, исследовательские школы);
  • подготовка педагога к исследовательскому подходу в образовании;
  • психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности; психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся;
  • исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников;
  • исследовательская деятельность учащихся основной и старшей школы;
  • исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях;
  • исследовательская деятельность учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • человек, общество, культура: история и современность; методика организации исследований учащихся в социокультурном и гуманитарном направлениях;
  • живая и неживая природа: методика организации исследований учащихся в естественнонаучном направлении;
  • подходы и методы междисциплинарных исследований с учащимися;
  • исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • цифровые технологии, инструменты и сервисы в практике реализации исследовательской деятельности учащихся.

17.15 – мастер-классы по методикам исследовательского краеведения

19.00 – вечерний кинозал: фильмы о примерах практики реализации исследовательского краеведения в 2019 году

15 ноября, пятница. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, Москва, ул. Волочаевская ул., 38А

10.00 - пленарный доклад по истории краеведения в системе дополнительного образования

10.45 – Круглые столы и лаборатории по актуальным вопросам развития исследовательской деятельности в формате Открытого пространства.

• концепция изучения топоса и хронотопа родного края – модель развития исследовательского краеведения в регионах России. Актуальные вопросы апробации различных моделей в рамках системы дополнительного образования, городского пространства, своего региона;

• международные программы в области исследовательской деятельности и научно-технического творчества; организация региональных туров всероссийских конференций исследовательских работ учащихся («Я-исследователь», «Тропой открытий В.И. Вернадского», «Чтения имени В.И. Вернадского»).

·     Лига проектов и исследований. Рождение и развитие детско-юношеских сообществ

12.30 – 17.00 (с перерывом на обед). Проектная сессия по исследовательскому краеведению (работа в группах по выработке модели поддержки и развития исследований учащимися и студентами своего родного края, тех локальных природных и культурных мест, где юные исследователи могут охватить все аспекты изучения живой и неживой природы, истории и современности культуры, общества и человека).

18.00 – презентация проектов рабочих групп
19.00  – конференция региональных представителей Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»

16 ноября, суббота. Парк усадьбы Трубецких в Хамовниках, Исследовательский центр «Точка варенья» на базе Колледжа 26 КАДР.

10.00 – 14.00. Исследовательский тренинг на территории парка усадьбы Трубецких в Хамовниках на тему «Технология организации рождение замысла исследования на месте»

14.00 – 16.00. Консультация участников конкурса идей исследований на XIII Международной исследовательской школе

Сроки:

проведения – 14-16 ноября 2019 года;

окончания регистрации участников – 31 октября 2019 года

Подача материалов: для участия с постерными докладами на конференции – в момент регистрации; для публикации без доклада – до 20 ноября 2019 года. Материалы будут рассматриваться для публикации в журналах «Исследователь/Researcher» и «Проблемы современного образования», а также в специальном сборнике в рамках библиотеки журнала.

Все материалы необходимо подать вместе с регистрацией на сайте или позже отправить по электронной почте issl@redu.ru с пометкой «Материалы на научно-практическую конференцию»). В случае несоблюдения требований оформления материалы могут быть не приняты к рассмотрению. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения материалов от публикации.

Рекомендации по оформлению постера

Стендовый доклад представляется в форме постера в специально отведенное время стендовой сессии конференции. Для размещения информации Оргкомитет предоставляет докладчикам щиты размером 1 м×1 м . В верхней части рекомендуется расположить полоску шириной около 105 мм, содержащую тему сообщения шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе — фамилии авторов, учреждение, где выполнена работа, контактные данные. Рекомендуется выполнять текст сообщения кеглем 20 или 22 через 1, 5 интервала; соотношение количества текстовой и графической (фотографии, диаграммы, таблицы, графики) информации — 1:1. Рекомендуется указать тип работы (психолого-педагогическое исследование, концепция, образовательная программа, методическая разработка и т. д.).

Заочное участие в конференции предполагает подачу материалов в сборник по итогам конференции. Заочное участие не предполагает получения сертификата участника конференции. Авторам подаваемых статей также необходимо зарегистрироваться на сайте и представить файл с текстом статьи в соответствии с требованиями к публикациям.

Требования к оформлению статей

Текст в программе Word: размер шрифта – 12, гарнитура – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5, поля – 2 см со всех сторон. Перед заглавием даются индексы УДК и ББК. На русском и английском языке дается: заглавие статьи, сведения об авторе/авторах, аннотация, ключевые слова.

Сведения об авторе/авторах (на русском и английском языках) должны содержать имя, фамилию и отчество (полностью), место работы с указанием подразделения (без сокращений), занимаемую должность, ученое звание или статус, ученую степень, наименование страны, город, адрес электронной почты, контактный телефон.

Аннотация – до 10 предложений, кратко передающих смысл содержания статьи. Ключевые слова – это 5–10 основных терминов, которые использованы в статье. Ключевые слова приводятся в именительном падеже.

Список источников и литературы должен включать в себя все работы, использованные автором. Каждая ссылка должна содержать следующие пункты: автор/авторы, заглавие, место издания, год издания, издательство, общее количество страниц. Между областями описания ставится разделительный знак «точка и тире». Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Ссылки на литературу в тексте отмечаются по мере их появления порядковыми номерами в квадратных скобках. Ссылка на страницу отделяется от ссылки на источник запятой. Если в квадратных скобках одновременно приводятся ссылки на несколько источников, они отделяются друг от друга точкой с запятой (например: [1, с. 25] или [1, с. 26; 5, с. 17]).

Ссылки на Internet-ресурсы приводятся в общем списке литературы по автору или заглавию публикации с обязательным указанием адреса сайта, где эта публикация размещена, и датой ее размещения или датой последней проверки наличия ресурса (например: Васильев, В.В. Неизвестный Юм // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 127– 139 [Электронный ресурс] / В.В. Васильев. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=884&Itemid=52 (дата обращения: 12.06.2019).

Все таблицы в тексте нумеруются и сопровождаются заголовками, в тексте на таблицу дается ссылка, например: (см. табл. 1). Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, диаграммы, карты) следует представлять отдельным файлом и сопровождать подписями. Графические материалы (схемы, диаграммы и т.п.) должны быть представлены в векторном формате (AI, EPS, Excels); рисунки и фотографии – в формате TIF или JPG с разрешением не менее 300 DРI. В тексте должны присутствовать ссылки на иллюстрации, например: (см. рис. 1). Формулы должны быть набраны в редакторе формул программы Word. Перенос формул допускаются на знаках «плюс» и «минус», реже – на знаке «умножение». Эти знаки повторяются в начале и в конце переноса. Формулы следует нумеровать (нумерация сквозная по всей работе арабскими цифрами). Номер формулы заключают в круглые скобки у правого края страницы.

Выступления на конференции предусмотрены в формате постерной сессии. Для представления постерного доклада необходимо дать заявку до 31 октября 2019 года.

Электронная почта: issl@redu.ru

Исполнительный директор – Глазунова Оксана Владимировна, руководитель проектного офиса «Исследовательское краеведение» ФЦДЮТиК Министерства Просвещения РФ, glazunovaov@Yandex.ru, +79160274292

Сайт конференции: www.issl.redu.ru