Х конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» на тему «Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя»
Программа конференции (PDF, 331 Кб)
Приглашаем всех заинтересованных к участию в программе конференции в качестве вольных слушателей (без оргвзносов) 14 ноября. Программа конференции 14 ноября будет проходить на территории "Точки кипения - Коммуна" на базе НИТУ МИСИС - для пропуска необходимо зарегистрироваться здесь.
История конференции:
I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;
II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;
III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;
IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.
V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.
VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.
VII конференция (2014) обсуждала тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальную при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.
VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.
IX конференция (2018) продолжила вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы. Ее тема стала «Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM образование: новые типы образовательных ситуаций».
Для X конференции (2019) в качестве смысловой фокусировки предложена тема исследовательского краеведения – поддержки и развития исследований учащимися своего родного края, тех локальных природных и культурных мест, которые мало кто может кто из большой науки изучить, а школьники могу охватить все аспекты изучения живой и неживой природы, истории и современности культуры, общества и человека. Участники конференции смогут стать участниками рабочих групп и лаборатории в рамках проектировочной сессии «Исследовательское краеведение в системе дополнительного образования. Перспективы и возможности». Отдельной задачей этой сессии является создание рабочих групп и лаборатории «Региональные центры исследовательского краеведения «Топос» – площадки модельных центров дополнительного образования. Сетевые и потоковые формы организации проектно-исследовательской деятельности.
Программа посвящена обсуждению следующих основных проблем:
- исследовательское краеведение: современные подходы и методы изучения мира вокруг себя;
- методики, программы, форматы организации исследовательской краеведческой деятельности в системе дополнительного образования;
- STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах;
- исследовательское обучение и развитие ключевых компетенций XXI века;
- исследование в пространстве урока и во внеурочное время;
- индивидуальный и/или групповой проект в школе: форматы организации исследовательской деятельности в школе;
- активные и коммуникативные форматы реализации практики исследовательского обучения: экспедиции, образовательные путешествия, выездные исследовательские школы, научные выставки, конференции;
- цифровые платформы и сервисы в развитии практики исследовательского подхода в образовании;
- подготовка педагога к исследовательским методам обучения и руководству исследовательской деятельностью учащихся;
- роль исследовательской деятельности в развитии инициативности, самостоятельности, рефлексивности и субъектности учащихся;
- возрастные и социально-нормативные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности от детского сада до вуза;
- методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях; развитие метапредметных навыков, включая межпредметные; комплексный подход;
- практика наставничества при организации проектной и исследовательской деятельности;
- формирование сообщества практиков проектной и исследовательской деятельности; пространство коммуникации и кооперации; уровни сложности организации проектно-исследовательской деятельности.
Общая организационная рамка конференции и проектировочной сессии:
14 ноября, четверг. Место проведения: Точка кипения на базе НИТУ МИСИС, 2-й Донской проезд, д. 9
9.00 – регистрация участников
10.00 – Пленарное заседание с участием известных ученых и практиков по тематическим направлениям Конференции.
На пленарном заседании перед участниками будут выступать ведущие специалисты, эксперты и представители инициативных групп. В рамках заседания будет возможность непосредственно задать вопросы, организовано живое общение по обмену опыта, контактами, идеями.
14.00 – обед
15.00 – постерная сессия.
Участники и гости вывешивают свои материалы и работы в виде постера. О тематике необходимо указать в заявке. Каждой делегации будет предоставлено место для размещения материалов. При необходимости размещения каких-либо экспонатов и демонстрационных материалов в заявке необходимо указать особые условия.
Каждый участник, оставивший заявку и подготовивший материалы, будет включен в программу постерной сессии, если тематика его выступления будет соответствовать одной из перечисленных ниже тем. Дополнительные тематики необходимо согласовать со организаторами Конференции.
При подготовке своих комментариев - основное время вашей блиц-презентации у постера – не более 10 минут, будьте готовы к живому диалогу с коллегами и необходимости ответить на вопросы.
В этом году не планируется проведение докладных секций, а тематика традиционных и новых секций выносится в формат постерной сессии. Она будет включать следующие тематизмы:
- исследовательское краеведение: изучая мир, вокруг себя;
- международные программы и проекты в области исследовательского обучения и учения как открытия;
- научное образование на уроке и за его пределами;
- активные формы организации исследовательской деятельности учащихся (экспедиции, конкурсы, конференции, исследовательские школы);
- подготовка педагога к исследовательскому подходу в образовании;
- психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности; психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся;
- исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников;
- исследовательская деятельность учащихся основной и старшей школы;
- исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях;
- исследовательская деятельность учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- человек, общество, культура: история и современность; методика организации исследований учащихся в социокультурном и гуманитарном направлениях;
- живая и неживая природа: методика организации исследований учащихся в естественнонаучном направлении;
- подходы и методы междисциплинарных исследований с учащимися;
- исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- цифровые технологии, инструменты и сервисы в практике реализации исследовательской деятельности учащихся.
17.15 – мастер-классы по методикам исследовательского краеведения
19.00 – вечерний кинозал: фильмы о примерах практики реализации исследовательского краеведения в 2019 году
15 ноября, пятница. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, Москва, ул. Волочаевская ул., 38А
10.00 - пленарный доклад по истории краеведения в системе дополнительного образования
10.45 – Круглые столы и лаборатории по актуальным вопросам развития исследовательской деятельности в формате Открытого пространства.
• концепция изучения топоса и хронотопа родного края – модель развития исследовательского краеведения в регионах России. Актуальные вопросы апробации различных моделей в рамках системы дополнительного образования, городского пространства, своего региона;
• международные программы в области исследовательской деятельности и научно-технического творчества; организация региональных туров всероссийских конференций исследовательских работ учащихся («Я-исследователь», «Тропой открытий В.И. Вернадского», «Чтения имени В.И. Вернадского»).
· Лига проектов и исследований. Рождение и развитие детско-юношеских сообществ
12.30 – 17.00 (с перерывом на обед). Проектная сессия по исследовательскому краеведению (работа в группах по выработке модели поддержки и развития исследований учащимися и студентами своего родного края, тех локальных природных и культурных мест, где юные исследователи могут охватить все аспекты изучения живой и неживой природы, истории и современности культуры, общества и человека).
18.00 – презентация проектов рабочих групп
19.00 – конференция региональных представителей Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»
16 ноября, суббота. Парк усадьбы Трубецких в Хамовниках, Исследовательский центр «Точка варенья» на базе Колледжа 26 КАДР.
10.00 – 14.00. Исследовательский тренинг на территории парка усадьбы Трубецких в Хамовниках на тему «Технология организации рождение замысла исследования на месте»
14.00 – 16.00. Консультация участников конкурса идей исследований на XIII Международной исследовательской школе
Сроки:
проведения – 14-16 ноября 2019 года;
окончания регистрации участников – 31 октября 2019 года
Подача материалов: для участия с постерными докладами на конференции – в момент регистрации; для публикации без доклада – до 20 ноября 2019 года. Материалы будут рассматриваться для публикации в журналах «Исследователь/Researcher» и «Проблемы современного образования», а также в специальном сборнике в рамках библиотеки журнала.
Все материалы необходимо подать вместе с регистрацией на сайте или позже отправить по электронной почте issl@redu.ru с пометкой «Материалы на научно-практическую конференцию»). В случае несоблюдения требований оформления материалы могут быть не приняты к рассмотрению. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения материалов от публикации.
Рекомендации по оформлению постера
Стендовый доклад представляется в форме постера в специально отведенное время стендовой сессии конференции. Для размещения информации Оргкомитет предоставляет докладчикам щиты размером 1 м×1 м . В верхней части рекомендуется расположить полоску шириной около 105 мм, содержащую тему сообщения шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе — фамилии авторов, учреждение, где выполнена работа, контактные данные. Рекомендуется выполнять текст сообщения кеглем 20 или 22 через 1, 5 интервала; соотношение количества текстовой и графической (фотографии, диаграммы, таблицы, графики) информации — 1:1. Рекомендуется указать тип работы (психолого-педагогическое исследование, концепция, образовательная программа, методическая разработка и т. д.).
Заочное участие в конференции предполагает подачу материалов в сборник по итогам конференции. Заочное участие не предполагает получения сертификата участника конференции. Авторам подаваемых статей также необходимо зарегистрироваться на сайте и представить файл с текстом статьи в соответствии с требованиями к публикациям.
Требования к оформлению статей
Текст в программе Word: размер шрифта – 12, гарнитура – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5, поля – 2 см со всех сторон. Перед заглавием даются индексы УДК и ББК. На русском и английском языке дается: заглавие статьи, сведения об авторе/авторах, аннотация, ключевые слова.
Сведения об авторе/авторах (на русском и английском языках) должны содержать имя, фамилию и отчество (полностью), место работы с указанием подразделения (без сокращений), занимаемую должность, ученое звание или статус, ученую степень, наименование страны, город, адрес электронной почты, контактный телефон.
Аннотация – до 10 предложений, кратко передающих смысл содержания статьи. Ключевые слова – это 5–10 основных терминов, которые использованы в статье. Ключевые слова приводятся в именительном падеже.
Список источников и литературы должен включать в себя все работы, использованные автором. Каждая ссылка должна содержать следующие пункты: автор/авторы, заглавие, место издания, год издания, издательство, общее количество страниц. Между областями описания ставится разделительный знак «точка и тире». Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Ссылки на литературу в тексте отмечаются по мере их появления порядковыми номерами в квадратных скобках. Ссылка на страницу отделяется от ссылки на источник запятой. Если в квадратных скобках одновременно приводятся ссылки на несколько источников, они отделяются друг от друга точкой с запятой (например: [1, с. 25] или [1, с. 26; 5, с. 17]).
Ссылки на Internet-ресурсы приводятся в общем списке литературы по автору или заглавию публикации с обязательным указанием адреса сайта, где эта публикация размещена, и датой ее размещения или датой последней проверки наличия ресурса (например: Васильев, В.В. Неизвестный Юм // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 127– 139 [Электронный ресурс] / В.В. Васильев. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=884&Itemid=52 (дата обращения: 12.06.2019).
Все таблицы в тексте нумеруются и сопровождаются заголовками, в тексте на таблицу дается ссылка, например: (см. табл. 1). Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, диаграммы, карты) следует представлять отдельным файлом и сопровождать подписями. Графические материалы (схемы, диаграммы и т.п.) должны быть представлены в векторном формате (AI, EPS, Excels); рисунки и фотографии – в формате TIF или JPG с разрешением не менее 300 DРI. В тексте должны присутствовать ссылки на иллюстрации, например: (см. рис. 1). Формулы должны быть набраны в редакторе формул программы Word. Перенос формул допускаются на знаках «плюс» и «минус», реже – на знаке «умножение». Эти знаки повторяются в начале и в конце переноса. Формулы следует нумеровать (нумерация сквозная по всей работе арабскими цифрами). Номер формулы заключают в круглые скобки у правого края страницы.
Выступления на конференции предусмотрены в формате постерной сессии. Для представления постерного доклада необходимо дать заявку до 31 октября 2019 года.
Электронная почта: issl@redu.ru
Исполнительный директор – Глазунова Оксана Владимировна, руководитель проектного офиса «Исследовательское краеведение» ФЦДЮТиК Министерства Просвещения РФ, glazunovaov@Yandex.ru, +79160274292
Сайт конференции: www.issl.redu.ru