• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Поддержка образовательных переходов: взгляд детского сада, школы и семьи — открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию

Мероприятие завершено
Термин «переход» используют в образовании все чаще: он отражает не только состояние ребенка, впервые оказавшегося в непривычной для себя ситуации и обстановке садика или школы, но и всю совокупность усилий семьи, педагогов, самого ребенка, а также условий вступления в новый социальный и образовательный контекст. Такие изменения порой даются весьма тяжело. Но если ребенок получит адекватную поддержку, то позитивный опыт адаптации поможет самооценке, высокой вовлеченности в жизнь образовательной организации и общему благополучию.

Особое внимание специалисты уделяют переходу от детского сада к школе. Стала популярна идея непрерывного образования, появились достоверные данные о том, что дошкольные достижения могут «затухнуть» в начальных классах в случае неорганизованного, жесткого перехода и негативного результата адаптации (в то время как положительный результат значительно снизит риск учебной неуспешности). Адаптацию затрудняют слабое взаимодействие между организациями, различия в ожиданиях от детей, разный профессиональный язык педагогов школы и детского сада. В целом можно говорить о том, что благополучие перехода зависит не столько от высоких баллов, которые получит ребенок за тест на готовность к школе, сколько от всего комплекса усилий, предпринимаемых системой образования и семьей.

Анастасия Нисская анализирует разные аспекты организации и поддержки благополучных переходов в дошкольном образовании в России. Разбираем мероприятия по адаптации ребенка, впервые попавшего в детский сад, работу педагогов и других специалистов по подготовке к школе, позицию семьи и согласованность ее усилий с действиями педагогов. Материал подготовлен по результатам опросов воспитателей и родителей дошкольников, проведенных в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 учебном году. Один из важных для обсуждения результатов: у семьи и педагогов общие представления о том, как нужно сопровождать переход, хотя и не всегда оптимальные для самих детей.

Юлия Старостина разберет понятие форсирования развития дошкольника: что это, как сказывается на благополучии детей и их взаимоотношениях с родителями, влияет ли на готовность к школьному обучению. Обсудим представления родителей дошкольников: о возрастных особенностях, времени начала обучения счету, письму, чтению, наиболее авторитетных источниках информации о воспитании ребенка. Поговорим про изменение основных видов деятельности детей дошкольного возраста. Поставим вопросы о том, как это сказывается на образовательных переходах и контакте между семьей, детским садом и школой.

Докладчики:

Анастасия Нисская, Научный сотрудник Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ

Юлия Старостина, кандидат психологических наук, доцент кафедры Возрастной психологии МГУ имени М.В.Ломоносова


Александр Савенков , доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, директор института педагогики и психологии образования МГПУ