• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Группа "Исследования современного детства"


Группу возглавляет профессор, доктор психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования Катерина Николаевна Поливанова.
Деятельность группы направлена на изучение и анализ современной ситуации развития детей дошкольного и школьного возраста.
Детство стремительно меняется. Сегодня наши дети растут в совершенно новых и не понятных взрослым реалиях. Они меньше общаются с родителями, а взрослые в меньшей степени знают, что делают их дети. Развитие технологий, экономические факторы, социальные характеристики семьи и ближайшего окружения – все это и многое другое приводит к разнообразию траекторий детского развития.
Несмотря на то, что на бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей, фактической информации о состоянии детства в России крайне мало. Мы вынуждены признать, что, в отличие от западных стран, у нас нет надежных данных. Это приводит к тому, что система образования и широкой социализации развивается, имея своим адресатом условного идеального ребенка или подростка.
Осознание этой проблемы привело к необходимости  запуска полидисциплинарной программы исследования современного детства .

ПРОЕКТЫ

Текущие исследования

  • Современное детство: социализация внутри и вне системы образования

Комплексное изучение современного пространства взросления. Основные направления -- исследование  практик семейного воспитания в условиях разнообразия моделей родительства, или родительских культур, а также того, как родители организуют жизнь ребенка в условиях широкого набора возможностей (образовательных, досуговых, возможностей выбора помощников в воспитании ребенка). И комплексное исследование подросткового общения как постороение целостной модели пространства взросления сегодняшних школьников для описания происходящих изменений современного детства. В частности, контекст анализ  нового пространства подросткового общения – социальных сетей в отношении к классическим теориям подросткового возраста.

  • Анализ изменений в доступе к образовательным сервисам второй половины дня обучающихся в связи с организацией ТОК 

Цель проекта -  изучить изменения социальной ситуации развития обучающихся (из семей с различным социально-экономическим и культурным потенциалом) в связи с созданием крупных образовательных комплексов. В том числе, описать возможности организации внеурочной и внешкольной занятости за счет сервисов комплекса и прилежащей территории и изменения в обеспеченности занятиями второй половины дня детей из семей с низким социально-экономическим и культурным потенциалом, детей группы риска.  

 

Реализованные проекты

  • Практики и обыденные воспитательные теории родителей в современном мегаполисе (2014)

Изучение категорий, в которых родители описывают свой повседневный опыт и трудности родительства. Разработка программы образовательных курсов для родителей.

  • Разработка программ взаимодействия образовательных учреждений и культурно-образовательных возможностей прилегающих территорий в трех районах г. Москвы - Красносельском, Мещанском, Можайском (2014)

Исследование пространства взросления детей в новых условиях (исчезновение «естественной» дворовой культуры, трудовая занятость всех членов семьи, небезопасность  городской среды, существенная затратность внешкольных видов занятости и т.д) - внеурочных занятий, освоения города и независимой мобильности детей. Подготовка рекомендаций для образовательных учреждений по использованию культурно-образовательных ресурсов прилегающих территорий.

  • Социальные сети как новая практика развития подростков (2014)

Проект направлен на психолого-педагогическое и социологическое изучение социальных сетей как массового явления среди современных российских подростков. Общение в сети рассматривается как форма замещения и дополнения традиционного интимно- личностного общения подростков. Признавая потенциальные опасности социальных сетей, проект нацелен на обнаружение, с одной стороны, особенностей виртуального общения в отличие от непосредственного, с другой, - на поиск развивающего потенциала этого пространства

 

Гранты и премии:

  •  Социальные сети как новая практика развития подростков. Проект поддержан Российским Гуманитарным Научным Фондом (2014 г).

 

Состав группы:

Поливанова Катерина Николаевна – руководитель группы

Королева Диана Олеговна

Козьмина Яна Яковлевна

Сивак Елизавета Викторовна

Нисская Анастасия Константиновна

Корзун Анна Никитична

Вопилова Ирина Евгеньевна


Партнеры и заказчики:

·     Министерство образования и науки РФ

·     Департамент образования г. Москвы

·     Российский Гуманитарный Научный Фонд

·     Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ

·     НОО "Институт психологии практик развития", Россия, Красноярск


Публикации:

Поливанова К. Н.,Сазонова Е. В., Шакарова М.Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4.

Поливанова К. Н. Изменение практик развития и его последствия. [Б.м.] Феноменология современного детства в 3 частях, Ч. 1, М., ФИРО, 2012 С. 283-287, 2012.

Поливанова К. Н. Методические рекомендации по организации первых дней детей в школе. М.: Центр оценки качества образования, 2010.

Поливанова К. Н. Психология кризиса. [Б.м.] В кн.: Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития. Материалы 16 научно-практической конференции. Красноярск, 22-24 апреля 2009 г., 2009.

Поливанова К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. М.: Эксмо, 2009.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников // В кн.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.                                                       
Королева Д.О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. No 1. C. 28–37. 


 




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!