• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Публикации

 

 

Публикации в открытом доступе 

  • Dneprov, E. (1994). The Reform of Education in Russia and State Policy in the Educational System: Background, Goals, Principles and Stages of Implementation. Journal of Education Finance, 19(4), 36–45. Retrieved January 21, 2016.
    Читать...  
  • Dneprov, E. D., Levin, E., & Eklof, B. (1986). "Relentlessly Running in Place": The Historiography of Schools and Pedagogical Thought in Medieval Russia (Some Conclusions, Problems, and Perspectives). History of Education Quarterly, 26(4), 537–551. 
    Читать...
  • Rust, V. D., & Dneprov, E. (1992). An Interview with Edward Dneprov: School Reform in the Russian Republic. The Phi Delta Kappan, 73 (5), 375–377.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (1999). Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. Знамя (12).  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2004). Образовательный стандарт — Инструмент обновления содержания общего образования. Вопросы Образования(3), С. 77117.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (23 июня 2005 г.). Эта реформа — акт суицида. Обстоятельства. (А. Шамбурова, Интервьюер).  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2006). Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования (Т. 1, 2). Москва.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2006). Попытка контрреформы среднего женского образования. 1884–1894. Вопросы Образования (2), С. 241–247.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2008). Кризис общего среднего образования в конце XIX в. (по материалам Особого совещания по делам дворянского сословия). Вопросы Образования(4), С. 238255.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2008). Ушинский и современность. Москва, 2008.
    Читать...
  • Днепров, Э. (2011). Новейшая политическая история российского образования: Опыт и уроки. Москва: Мариос. 
    Читать...
  • Днепров, Э. (2014). Гражданские и мировоззренческие истоки творчества К.Д. Ушинского. Проблемы современного образования (2), С. 515.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2015). Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России. Вопросы Образования (2), С. 241–278. 
    Читать...
  • Днепров, Э. (2015). Образовательная политика как предмет исследования. Историко-педагогический журнал (1), С. 2554.  
    Читать...
  • Днепров, Э. (2015). Российская образовательная политика XIX–начала XX в. В зеркале законодательных актов. (Фрагменты из книги Э. Д. Днепрова). Вопросы Образования (2), С. 279288.
    Читать...
  • Днепров, Э., & Болотов, В. (31 октября 2004 г.). Правительство против образования. Родительское Собрание. (К. Ларина, Интервьюер). Эхо Москвы. 
    Читать...
  • Проблемы современного образования. (2011). Эдуарду Дмитриевичу Днепрову 75 лет. Проблемы современного образования (6), С. 98101.
    Читать...
  • Днепров Э.Д. Российское законодательство об образовании XIX – начала XX века. Т. I. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
Читать...

Полный список публикаций

 

 1960 – 1970 

  • «Морской сборник» в освободительном движении периода первой революционной ситуации в России // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1965.
  • Неизвестные документы Н.И. Пирогова // Советская педагогика. 1967. № 2.
  • Общественно-педагогическое движение и русский флот // Советская педагогика. 1969. № 8.
  • Проект устава морского суда и его роль в подготовке судебной реформы (апрель 1860 г.) // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1970.
  • Церковь, самодержавие и народная школа во второй половине XIX века // Вопросы истории педагогики. Сборник научных трудов. М., 1972.
  • Зарубежная школа в оценке К.Д. Ушинского // Советская педагогика. 1973. № 10.
  • 150 лет со дня рождения К.Д. Ушинского // Советская педагогика. 1974. № 2.
  • Мировоззренческие истоки педагогического творчества К.Д. Ушинского // Советская педагогика. 1974. № 4.
  • Школа в России во второй половине XIX в. // Советская педагогика. 1975. № 9.
  • Социальный состав учащихся русской школы // Советская педагогика. 1976. № 10.
  • Лобачевский и народное образование в Казанском учебном округе // Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие.
  • Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. М., 1976.
  • Педагогическое наследие Лобачевского // Там же.
  • Примечания к работам Н.И. Лобачевского // Там же.
  • Отраслевой центр научно-педагогической информации: проблема аналитико-синтетической обработки источников // Совершенствование системы информационного обеспечения потребителей научно-педагогической информации. Сборник научных трудов / Под редакцией Э.Д. Днепрова. М., 1977.
  • Отраслевой центр педагогической научной информации: задачи, основные направления деятельности и перспективы развития // Проблемы совершенствования отраслевой системы научно-педагогической информации. М., 1978.
  • Проблемы истории отечественной школы и педагогики в исследованиях Г.Е. Жураковского // Г.Е. Жураковский. Из истории просвещения в дореволюционной России. / Под редакцией Э.Д. Днепрова. М., 1978.
  • Н.Г. Чернышевский // Курьер ЮНЕСКО. 1978. № 8 (август).
  • Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России (1918-1977). Библиографический указатель. М., 1979.
  • Подготовка рукописи к печати. Методическое пособие. М., 1979 (в соавторстве с Л.А. Ильиной).

 

1980 – март 1987  

  • Учащиеся средней школы в революционном движении 1881–1887 гг. (По материалам Департамента полиции) // Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма (малоисследованные проблемы и источники) / Сборник научных трудов / Под редакцией Э.Д. Днепрова. М., 1980.
  • Женское образование в пореформенной России // Э.П. Федосова. Бестужевские курсы – первый женский университет России / Под редакцией Э.Д. Днепрова. М., 1980.
  • Педагогическое наследие прошлого (к выходу серии «Педагогическая библиотека») // Народное образование. 1980. № 8.
  • Советская историография отечественной школы и педагогики (1918-1977). М., 1981.
  • Народное образование. Педагогические науки. Аннотированный указатель отечественных библиографических пособий на русском языке, опубликованных с середины XIX века по 1979 год. М., 1981.
  • Проект словника Библиографического словаря отечественных педагогов и деятелей просвещения. М., 1982.
  • Некоторые проблемы историографии и методологии изучения педагогического наследия Древней Руси // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси (малоисследованные проблемы и источники). Сб. научных трудов. М., 1983.
  • История советской школы и педагогики (Краткий библиографический указатель). М., 1983.
  • Историография школы и педагогической мысли Древней Руси // Советская педагогика. 1984. № 4.
  • Педагогическое наследие и современность // Книги в СССР. 1984. № 2 (на английском, французском и немецком языках).
  • Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. Сборник научных трудов. / Под редакцией Э.Д. Днепрова. М., 1984.
  • Проблемы изучения истории школы и педагогики России периода империализма и буржуазно-демократических революций // Там же.
  • О направлениях дальнейших исследований по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России // Там же.
  • Системный подход в изучении народного образования дореволюционной России // Там же.
  • Школьная политика: содержание понятия и аспекты изучения (на материалах дореволюционной России) // Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг. Сборник научных трудов / Под редакцией Э. Д. Днепрова. М., 1985.
  • О разработке методологических, историографических и источниковедческих проблем истории педагогики // Там же.
  • Направления и тематика исследований по истории отечественной школы и педагогической мысли (продолжение) // Там же.
  • Русская школа и педагогическая мысль первой половины XIX века: советская историография и методологические проблемы изучения // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. Сборник научных трудов. /Под редакцией Э. Д. Днепрова. М., 1986.
  • Направления исследований и тематика публикаций по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России (окончание) // Там же.
  • Народное образование как предмет исследования (по материалам дореволюционной России) // Советская педагогика. 1986. № 1.
  • История педагогики. История педагогики в России // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1999 (корректура и рукопись 1987 г.).
  • Школа пореформенной России в советской литературе // Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. Сборник научных трудов / Под редакцией Э.Д. Днепрова. М., 1987.
  • Советская историография отечественной школы конца XIX - начала XX вв. // Там же.

 

Апрель 1987 – июль 1990

  • Проверяя себя историей // Учительская газета. 1987. 21 апреля.
  • Верю в учителя. Школе – энергию обновления // Правда. 1987. 1 июня.
  • Перестройку школы – на уровень современных требований. М., 1987 (в соавторстве с А.А. Коробейниковым и В.Д. Шадриковым).
  • Дискуссионный клуб «Позиция» // Литературная газета. 1987. 9 сентября.
  • АПН и ее перестройка //Учительская газета. 1987. 10 сентября.
  • Учиться учить // Советская культура. 1987. 14 ноября.
  • Всеобуч: от иллюзий к реальности // Известия. 1988. 9 января.
  • В плену иллюзий // Комсомольская правда. 1988. 2 февраля.
  • Ведомственное самовластье должно быть исключено в управлении школой // Правда. 1988. 13 февраля.
  • Перестройка и школа. Простор педагогическому творчеству открывают решения Пленума ЦК КПСС // Правда. 1988. 24 февраля.
  • Кому и как перестраивать АПН? // Учительская газета. 1988. 1 марта.
  • Какой быть АПН СССР? // Учительская газета. 1988. 10 марта.
  • Оцепенение. В нем пребывает Академия педагогических наук // Комсомольская правда. 1988. 31 мая.
  • Школа на сегодня, завтра и послезавтра. // Учительская газета. 1988. 14 июня.
  • «Время выбрало нас…» // Советская Кубань. 1988. 31 августа.
  • Концепция общего среднего образования. Проект. М., 1988.
  • Войдем в новую школу // Учительская газета. 1988. 18 октября.
  • Педагогической науке – идеологию обновления. Задачи, принципы организации и структура Академии педагогических наук СССР // Учительская газета. 1988. 22 октября.
  • ВНИК: один рабочий день // Учительская газета. 1988. 2 ноября.
  • Обязательно ли общее среднее. Две точки зрения // Известия. 1988. 14 декабря.
  • Здесь судьба деревни // Советская Россия, 1988, 17 декабря.
  • Выступление Э. Днепрова на Всесоюзном съезде работников народного образования // Учительская газета. 1988. 24 декабря.
  • Новая школа: экономическое обеспечение. Вклад в образование – самая гуманистическая задача экономики // Экономическая газета. 1988, декабрь.
  • Школа на сегодня, завтра и послезавтра. М., 1989.
  • Кому и как перестраивать Академию педагогических наук. М., 1989.
  • Школа и общество // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  • ВНИК «Школа». Библиография основных работ. Под редакцией Э.Д. Днепрова и В.С. Собкина. М., 1989.
  • ВНИК «Школа». Промежуточные результаты работы. М., 1990.
  • На обочине не выжить // Правда. 1990. 20 марта.
  • Разморозить инициативу // Правда. 1990. 28 июня.
  • Четвертая реформа. Полемические заметки по истории современности // Учительская газета. 1990. № 24, 25. Июнь.
  • Выступление на Верховном Совете РСФСР при избрании на должность министра образования России // Советская Россия, 1990, 12 июля. (Печатный и рукописный текст). Выступление на Комитете народного образования и науки ВС РСФСР 30 июня 1988 г.(рукопись).

 

Август 1990 – 1993

  • Не ломать – строить // Учительская газета. 1990. № 34. Август.
  • Сто дней и всю жизнь // Там же.
  • Первоочередные меры по реализации программы переходного периода. М., 1990.
  • Зарплата: слова и действия // Учительская газета. 1990. № 4. Январь.
  • Камо грядеши? // Учительская газета. 1991. 14 апреля.
  • Росcийское образование: программа стабилизации и развития // Советская педагогика. 1991. № 9.
  • Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. Под редакцией Э.Д. Днепрова, В. С. Лазарева, В.С. Собкина. М., 1991 (334 с.).
  • Историческая правота Бориса Ельцина // Демократическая Россия. 1991. № 16(22) (перевод с английского языка).
  • Хроника сопротивления (Российское министерство образования в дни августовского путча 1991 г.) // Учительская газета. № 34-35. 20 августа – 3 сентября) 1991.
  • Обращение министра образования России к деятелям образования зарубежных стран. Разослано 23 августа 1991 г. через иностранных корреспондентов в Москве. Листовка.
  • Интервью министра образования Российской газете // Российская газета, 1991, 29 августа.
  • «Умное государство должно создавать себе конкурента» (о развитии негосударственного образования) // Учительская газета 1991. 3-10 декабря.
  • Письмо министра образования России Эдуарда Днепрова Борису Ельцину // Независимая газета 1992. 6 мая (статья и рукопись).
  • Интервью газете "Аргументы и факты" // Аргументы и факты, 1992, 1 сентября.
  • Министерство будет раскрепощать школы // Независимая газета. 1992. 5 сентября.
  • Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (Исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации. На русском и английском языках). М., 1992.
  • Система образования Российской Федерации. М., 1992.
  • Развитие образования в России. Национальный доклад (на 43 сессии Международной конференции по образованию в Женеве). М., 1992.
  • Человек позиции // Владимир Федорович Матвеев. М., 1992.
  • Трудное право выбора. Выступление на «Радио России» перед референдумом. 1993. 25 марта.

 

1994 – 1996   

  • Четвертая школьная реформа (предварительная публикация книги в газете «Первое сентября». 1994. № 3,7,9,12,15,18,21,25,28,31).
  • Проблемы образования, науки, культуры в контексте реализации Договора об общественном согласии. М., 1994.
  • Реформа должна давать видимый результат // Литературная газета, 1994, 6 апреля.
  • Когда надоедает демократия, в школу возвращают консерваторов // Новая газета. 1994. 14 сентября.
  • Пересмотр Закона об образовании: опасности и необходимость. М., 1995. Предварительная публикация в газете «Первое сентября» 1994. № 26,78; 1995. № 45.
  • Пересмотр Закона об образовании: провал выборосовского проекта // Образование в документах. 1995. №7. Июль.
  • Джордж Сорос и российское образование. Почему американский миллионер помогает нашим учителям // Первое сентября. 1995. 21 марта.
  • Частная школа на дыбе эпох // Частная школа. 1995. № 4.
  • Школьная реформа между «вчера» и «завтра» // Первое сентября. 1996. 7 мая (извлечения из одноименной книги).
  • Солянка концептуальная с мозгами по-министерски (Второй раунд борьбы за негосударственное образование) // Частная школа, 1996, № 4.
  • Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика, 1996, № 5.
  • Министр…без лица // Образование в документах 1996. № 1.
  • Не просто хозяйственник, но заботник // Вечерняя Москва, 1996, 14 июня.
  • Спагетология, или Лапша вам на уши (Публикация главы «Ведомственная псевдополитика – основная опасность переходного этапа» из книги «Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996) // Учительская газета, 1996, 21 и 28 мая.
  • Лицо министерства определяет министр // Учительская газета, 1996, 28 мая.
  • Школу готовят к возвращению коммунистов // Известия. 1996. 31 мая.
  • Гуманитарные и социокультурные аспекты процесса реформирования российского общества и формирования нового типа государственности (анализ и оценка состояния, процессов и тенденций в сфере культуры, образования и науки). М., 1996.
  • Победа Ельцина – победа народа. Выступление по «Радио Россия» 15 июля 1996 г.
  • Ведомственное двоевластие: кому выгодно? // Образование в документах, 1996, август, № 15.

 

1997 – 1999 

  • Современная образовательная реформа и развитие российского образования. М., 1997.
  • Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации. М., 1997.
  • Исторический контекст очередного этапа образовательной реформы, его инновационно-технологический характер и основные направления // Первое сентября. 1997. 19 августа.
  • Общественно-педагогическое и инновационное образовательное движение // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.
  • В состоянии боевой тревоги оказалась школа с последними нововведениями // Известия. 1997. 10 октября.
  • Кто защитит школу от собственного ведомства? // Первое сентября. 1997. 6 декабря.
  • Я.А. Коменский в русской и советской историографии: основные этапы и тенденции изучения // Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума к 400-летию со дня рождения Я.А. Коменского. Москва, 1990. М., 1997.
  • Идеология отката. Стратегия и тактика противников вариативного образования // Первое сентября. 1998. 14 марта.
  • Почему очередной этап реформы превратился в политическую авантюру // Первое сентября. 1998. 31 марта.
  • От застоя к регрессу. Образовательная политика объединенного министерства в 1996-1997 годах // Первое сентября. 1998. 28 апреля.
  • Несостоявшийся этап реформы и его уроки // Первое сентября. 1998. 4 июля.
  • Экономика образования: реформировать нельзя оставить все как было. Место запятой в этом предложении, от которой сегодня зависит судьба средней школы, определяется не столько волей правительства, сколько наличием финансовых ресурсов на бюджетных счетах // Первое сентября. 1988. 11 июля.
  • Аттестация школ: идеология тотального контроля возвращается? Ученые и директора московских школ обсуждают в редакции «Первого сентября» законопроект «О государственной аттестации в образовании» // Первое сентября. 1998. 26 сентября.
  • Образование сегодня: нужды реальные и мнимые, или о чем мы забываем в пылу споров и противостояний // Первое сентября. 1998. 10 октября.
  • Ответы на вопросы «Учительской газеты» об итогах и задачах реформы образования // Учительская газета. 1998. 8 декабря.
  • Осторожно: двенадцатилетка. Год, который хотят прибавить школе, надо сначала умножить на миллионы детских судеб // Первое сентября. 1998. 15 апреля.
  • Обнадеживающие шаги… Послесловие к совещанию руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации // Первое сентября. 1998. 22 декабря.
  • Три источника и три составных части нынешнего школьного кризиса. М., 1999 (в сокращенном виде – журнал «Знамя». 1999. № 12).
  • Социально-экономические тупики образовательной политики. М., 1999.
  • Программа объединения «Яблоко» в области образования. М., 1999.
  • Как вырастить Ньютонов. М., 1999.
  • Двенадцатилетка как социально-педагогический макропроект. Осознаем ли мы его сложность и ответственность // Первое сентября. 1999. 2 февраля.
  • Будет ли в образовании социальная и экономическая политика // Первое сентября. 1999. 2 марта.
  • Человек на задворках реформ. Как всегда // Учительская газета. 1999. 9 марта.
  • Образовательная политика – это прежде всего социальная ответственность // Первое сентября. 1999. 13 марта.
  • Где результаты? Об эффективности перемен в отечественных школах // Московские новости. 1999. 6-12 апреля.
  • Муниципальная школа как заложница псевдополитики // Первое сентября 1999. 24 апреля.
  • Школа между кабинетными иллюзиями и реальными проблемами. С ними не удалось справиться и в новой Федеральной программе развития образования: она лишь повторила все ошибки предыдущей… // Первое сентября. 1999. 8 июня.
  • За тысячей долларов не пришел никто // День учителя. 1999. Сентябрь.
  • Школа между прошлым и будущим // Яблоко России. 1999. 9-15 октября.
  • Разговор с министром // День учителя. 1999. Октябрь.
  • «Трудно найти сословие более униженное, чем учительство» // День учителя. 1999. Ноябрь.
  • Против теневой школы // Московские новости. 1999. 14-20 декабря.

 

2000  2001  

  • Базовые документы образовательного форума: уровень притязаний и уровень исполнения. Статья первая. Доктрина или декларация // Первое сентября. 2000. 29 января.
  • Базовые документы образовательного форума. Статья вторая. За кулисами концепции // Первое сентября. 2000. 5 февраля.
  • Базовые документы образовательного форума. Статья третья, заключительная. История с законопроектом // Там же. 19 февраля.
  • Витязь на распутье, или Современная образовательная политика. М., 2000.
  • Новое осенне-весеннее наступление на Закон РФ «Об образовании». О предстоящем в Госдуме рассмотрении поправок к закону // Первое сентября. 2000. 28 марта.
  • Образовательная политика и перспективы школы. Актуальные тезисы // Первое сентября. 2000. 22 апреля.
  • Двенадцать выводов по двенадцатилетке. Комментарий к парламентским слушаниям // Первое сентября. 2000. 24 июня.
  • «Мы живем – как учимся» // Время новостей. 2000. 14 ноября.
  • Образовательная доктрина как памятник эпохе // Первое сентября. 2000. 18 ноября.
  • Время серых кардиналов // Московские новости. 2000. 28 ноября-12 декабря.
  • На каждого ректора есть досье // Московские новости, 2000, 23 ноября.
  • Законопроект вчерашнего дня // Первое сентября. 2000. 28 ноября.
  • Мертвая, нищая, ненужная // Татьянин день. 2000. № 24, декабрь.
  • Парламентские слушания как развилка на пути российского образования. М., 2002; то же – в газете «Первое сентября» 2 декабря 2000 (О модернизации российского образования).
  • Цель модернизации образования – эффективная школа // Первое сентября. 2001. 12 мая.
  • Основы современной образовательной политики России (стратегические тезисы) // Первое сентября. 2001. 26 июня.
  • Суть образовательной политики и ее ключевая современная задача // Образование – шаг в будущее. Петрозаводск. 2001 (в соавторстве с С.Ю. Степановым и Г.А. Разбивной).
  • Модернизация образования – общенациональная задача. К итогам деятельности рабочей группы Государственного совета РФ // Первое сентября. 2001. 25 августа.
  • Стандарт без выбора. К обсуждению законопроекта «О государственном образовательном стандарте» // Первое сентября. 2001. 13 ноября.
  • Статья К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» // Университет Российской академии образования. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 1. М., 2001.
  • Социальные и научные истоки «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского // Там же. Вып. 2. М., 2001.
  • Учебные книги К.Д. Ушинского – нравственная и педагогическая основа русской начальной школы // Там же. Вып. 5. М., 2001.

 

 2002  2003 

  • Материалы общественного обсуждения и научной экспертизы проекта стандарта общего образования – «Требования к уровню подготовки выпускников» и «Обязательный минимум содержания образования». Ноябрь 2001 – март 2002 гг. М., 2002.
  • «Минимум» ушедшей эпохи // Учительская газета. 2002. 15 января.
  • Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт // Каким должен быть образовательный стандарт. М., 2002 (в соавторстве с А.Г. Аркадьевым).
  • Базовые концептуальные подходы к разработке образовательного стандарта // Там же (в соавторстве с А.Г. Аркадьевым).
  • Десять лет по ложному пути, или Еще раз о разработке образовательных стандартов в России // Первое сентября. 2002. 2 февраля.
  • Техническое задание на разработку проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования. М., 2002.
  • Предисловие к публикациям I и II рабочего вариантов и пояснительная записка к III рабочему варианту проектов стандарта // Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. I. Начальная школа. Основная школа. М., 2002, 1,2 и 3-е издание.
  • Объемные показатели для разработки проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования // Там же, 3-е издание.
  • Предисловие и дополнение к техническому заданию на разработку проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования для старшей школы с профильным обучением // Там же. Ч. 2. Старшая школа, 3-е издание.
  • Тезисы об основной школе. М., 2002.
  • Предварительный анализ общественного обсуждения и профессиональной экспертизы проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования. М., 2002 (в соавторстве с А. Г. Аркадьевым).
  • Концепция с авторитарным профилем // Первое сентября. 2002. 18 мая.
  • Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью // Учительская газета. 2002. 5 ноября.
  • Продукт согласия между обществом и государством // Парламентская газета. 2002. 20 ноября.
  • Большая перемена. Время МН, 2002, 27 ноября.
  • Образовательные стандарты: их истоки, смысл и значение. М., 2002.
  • Образовательный стандарт в контексте обновления содержания образования. М., 2002.
  • Рекомендации парламентских слушаний «Содержание стандарта общего образования». М., 2002.
  • Модернизация российского образования. Документы и материалы. М., 2002.
  • Анализ результатов профессионально-общественного обсуждения проекта федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений. М., 2003 (в соавторстве с А.Г. Аркадьевым и А.В. Баранниковым).
  • Сравнительный анализ содержания общего образования. Временные требования к обязательному минимуму содержания общего образования (1998 г.) и проект федерального компонента государственного стандарта общего образования (2003 г.) / Под редакцией руководителя авторского коллектива Э.Д. Днепрова. М., 2003.
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений. Проект. М., 2003.

 

 2004 – 2005 

  • Школьный стандарт первого поколения // Учительская газета. 2004. 27 января.
  • Образование и наука // Учительская газета.2004.16 марта.
  • Игры бюрократов. Административная реформа обрекает себя на гибель // Политический журнал. № 17. 2004. 24 мая.
  • Агрессивный синдром толпы. Массовость – не доказательность убедительности // Учительская газета. 2004. 29 июня.
  • Новую политику диктует Минфин. Второй исход государства из образования // Учительская газета. 2004. 19 октября.
  • Правительство – против образования // Новая газета. 2004. 25-27 октября.
  • Страсти по стандартам, или Как легко состряпать «сенсацию». Детская болезнь «педагогического авангардизма» // Учительская газета. 2004. 26 октября.
  • Налог на молодость. Новая инициатива Министерства образования: полтора года обязательной трудовой повинности, а потом – в армию // Новая газета. 2004. 4-10 ноября.
  • Карапузы, к доске! // Московский комсомолец, 2004, 5 ноября.
  • Удар, еще удар… Минобрнауки готовит погром школы // Россия. 2004. 11-17 ноября, 18-24 ноября, 25 ноября – 1 декабря.
  • Образование как гостайна. Жизненно важные реформы готовятся за спиной общества // Новая газета. 2004. 15-17 ноября.
  • Горькие плоды просвещения // Независимая газета. 2004. 17 ноября.
  • Научно-образовательный ЖЭК // Новая газета. 2004. 6-12 декабря.
  • Антисоциальная революция // Россия. 2004. 23-31 декабря.
  • Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования. М., 2004.
  • Разрушать – не строить. По сути все идет к выключению нашей страны из конкуренции на мировом интеллектуальном рынке // Независимая газета. 2005. 18 февраля.
  • На зурабовские грабли… // Россия. 2005. 10-16 февраля (То же: Э.Д. Днепров, Е.В. Ткаченко, В.Д. Шадриков. Смена вех образовательной политики // Педагогика. 2005. № 4).
  • Социальный дарвинизм // Россия. 2005. 3-9 марта.
  • «Эта реформа – акт суицида» // Новая газета. 2005. 23-26 июня.
  • Фискальная политика правительства банкротит образование // Родная газета. 2005. 30 июня.
  • Политика образовательного геноцида // Россия. 2005. 14-20 июля.
  • Второй исход // Политический журнал. 2005. № 28. 29 августа.
  • Министры без портфелей. Фурсенко и его Минобрнауки проводят засекреченную реформу против образования // Новая газета. 2005. 5-7 сентября.
  • Манифест Соловейчика «Человек свободный и современная образовательная политика // Первое сентября. 2005. 8 октября.
  • Образование и власть / Пятые Международные Лихачевские чтения. Сборник материалов. СПб., 2005 (корректура).
  • Реформа против образования // Аргументы и факты. 2005. № 41, октябрь.
  • Общество не приняло антисоциальную реформу. За что отвечает этот министр? // Россия. 2005. 27 октября-2 ноября.
  • «Хуже дело обстоит только в Таджикистане» // Газета. Ru. 2005. 12 декабря.
  • «Мы отстаем на две эпохи» // Газета. Ru. 2005. 19 декабря.
  • Образование в жерновах антисоциальной политики. М., 2005.
  • Пути обновления и развития российского образования на современном этапе. М., 2005.
  • Реформа против образования (по материалам СМИ). Составители Э.Д. Днепров, А Г. Аркадьев. М., 2005 (440 с.).
     

 2006 – 2011 

  • Из провала реформу образования пытается вытащить президент // Россия. 2006. 12-18 января.
  • Из провала… Для реализации предложений президента РФ по совершенствованию системы российского образования необходимо деятельное участие всего общества. Модернизация образования как национальный проект // Россия. 2006. 19-25 января.
  • Оттрендились. Госсовет взял свой курс на реформу, минуя предложения Минобрнауки // Россия. 2006. 30 марта-5 апреля.
  • Доклад на Госсовете. О развитии образования в Российской Федерации. М., 2006 (в соавторстве с С.Ю. Степановым).
  • Поражение Фурсенко. Госсовет РФ изменил стратегию развития образования в России // Московские новости. 2006. 31 марта-6 апреля.
  • Ломоносов поднялся «в лифте» // Большая политика. 2006. № 4, апрель.
  • Образование в жерновах антисоциальной политики (по материалам книги Э.Д. Днепрова «Образование в жерновах социальной политики» (М., 2005). // Детский сад. 2006. 12 апреля.
  • Приоритеты образовательной политики в концепции модернизации российского образования и необходимость их коррекции // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 5. Приложение 1. Школа и здоровье.
  • Попытка контрреформы среднего женского образования. 1884-1894 // Вопросы образования. 2006. № 2.
  • Время. Школа. Человек. Пять эпох российского образования (к 70-летию Э.Д. Днепрова). // Первое сентября, 2006, 9 декабря.
  • Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Т. 1, 2. М., 2006.
  • Еще раз о «региональном компоненте». Министерство образования переводит стрелку ответственности за введение ОПК на регионы // НГ-религия. 2007. 7 марта.
  • «Попытки клерикализации образования» // Раздел из книги «Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования». М., 2007.
  • Государственный совет Российской Федерации и стратегия развития отечественного образования // Человеческий фактор: общество и власть. 2007. № 1.
  • 20-летка с правом переписки. Обязательное общее образование – очередная школьная «химера» // Новая газета. 2007. 18-20 июня.
  • В школу будут ходить до 20 лет. Беспомощность и авантюризм нашего образовательного законодательства // Независимая газета. 2007. 26 июня.
  • Кризис общего среднего образования в конце XIX в. (по материалам Особого совещания по делам дворянского сословия // Вопросы образования. 2008. № 4.
  • Ушинский и современность. М., 2007.
  • Женское образование в России. М., 2009.
  • Современная российская школа не преодолела старых проблем // РИА Новости. 2010. Апрель.
  • Новейшая политическая история российского образования: Опыт и уроки / Днепров Э.Д. – Москва : Мариос, 2011.  С. 456.
  • Российское образование в XIX - начале XX в.: Политическая история российского образования / Днепров Э.Д..  Москва : Мариос, 2011.  Т. I . 648 С.
  • Российское образование в XIX - начале XX в.: Становления и развитие российского образования / Днепров Э.Д.. - Москва : Мариос, 2011.  Т. II. 672 С.
  • Судьбы образования  / авт. Днепров Э.Д.. - Москва : Мариос, 2011. 32 С..
  • Идеология педагогического примитивизма // Независимая газета. 2011.16 февраля.
  • Декларация и цифры. Два проекта закона об образовании: «на завтра» и «на вчера». Независимая газета. 2011. 29 июня.
  • Для начала – три шага. Что делать, если образование угрожает национальной безопасности страны. Новая газета. 2011. 29 июня.
  • Социальные и научные истоки «Педагогической Антропологии» К.Д. Ушинского. История, теория и практика образования. Т. 2. История образования и педагогической мысли в России. М.АС. 2012.
  • Стенография выступления на Седьмой национальной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» Историко-педагогический ежегодник. 2012.
  • П.Н. Игнатьев и последняя попытка реформирования профессионального образования. Историко-педагогический ежегодник. 2012.
  • Ничего не убудет, если убрать из закона статью о ЕГЭ. Новая газета. 2012. 15 августа.
  • Проект закона ущемляет права граждан на бесплатное образование. Итоги. 2012. 22 октября.
  • Две эпохи образовательного законодательства// Независимая газета. 2012. 15 ноября.
  • Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы.1987-2012. Ч. 1,Ч. 2. 2013.
  • Гражданские и мировоззренческие истоки творчества К.Д. Ушинского [Журнал] / авт. Днепров Э.Д. // Проблемы современного образования. - 2014. № 2. С. 5-15.
  • Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России [Журнал] / авт. Днепров Э.Д. // Вопросы Образования. - 2015. № 2. С. 241–278.
  • Земские ходатайства по вопросам народного образования. 1865 -1905. М. 2014.
  • Источниковедение истории образования и педагогики дореволюционной России. М. 2014.
  • Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России. М. 2014.
  • Образование и педагогика дореволюционной России: неизученные проблемы. М. 2014.
  • Российская образовательная политика XIX–начала XX в. В зеркале законодательных актов (Фрагменты из книги Э.Д. Днепрова) [Журнал] / авт. Днепров Э.Д. // Вопросы Образования. 2015. № 2. С. 279-288.

 

Работы, изданные за рубежом

  • The Works of Ushinski on Schools in Other Countries / Vergleichende Pedagogic. 1974. № 3.
  • A Short History of the Soviet School and Soviet Pedagogy over Sixty Years (в соавторстве с А.И. Пискуновым, на русском и английском языках) / Soviet Education. February. – March 1978 / Vol. XX, № 4 – 5.
  • V. Lunacearski. Despre Educatie si invatamint (Antologie). (Составители Э.Д. Днепров, К.С. Еринова, Ф.С. Озерская. Комментарии Э.Д. Днепрова). Bukuresti. 1978.
  • A Systems Approach to the Study of Public Education in Prerevolutionary Russia / Soviet Studies in History. Winter 1986-87 / Vol. XXV, № 3.
  • The Autocracy and Public Education in Postreform Russia /Ibid.
  • «Relentlessly Running in Place»: The Historiography of Schools and Pedagogical Thought in Medieval Russia ( Some Conclusions, Problems and Perspectives ) / History of Educational Quarterly. Vol. 26. № 4. Winter 1986.
  • Internatlonal Exehanges in Pedagogucal Sciences: Some Theoretical Aspects // History of International Relation in Education. Vol. 3. Pecs (Hungary). 1987.
  • Я.А. Коменский в русской и советской историографии. Прага, 1987 (на чешском языке).
  • Yeltsin won a victory for change / The Philadelphia Inquirer. 1991. 21 June.
  • Rust V. D. and Dneprov E. An Interview with Edward Dneprov: School Reform in the Russian Republic [Journal] // The Phi Delta Kappan. - 1992. - 5 : Vol. 73. - pp. 375–377.
  • Democracy in the Russian School: The Reform Movement in Education Since 1984 ( edited by Ben Eklof and Edward Dneprov). 1993 by West view Press. Boulder. Sanfrancisco. Oxford.
  • Предисловие Бена Эклофа к вышеназванной книге на английском и русском языках.
  • The Reform of Education in Russia and State Policy in the Educational System: Background, Goals, Principles and Stages of Implementation / The Faces of Education a World View / The Oxford International Round Table on Education Policy/ 1993.
  • Reform of Education in Russia and Government Policy in the Sphere of Education / East / West Education. A Journal of the History of Education in Russia, Other Former Soviet States and Eastern Europe. Volume 14. Spring 1993. № 1.
  • Background to the Reform and New Policies in Education in Russia / Creating and Managing the Democratic School. The Falmer Press. 1995.
  • The Last Ten years of Educational Reform in Russia: an Historical Perspective / Education in Russia, The Independent States and Eastern Europe. Volume 21. № 1. Spring 2003.