«Дистант» не пройдет?
Прошел год с того момента, как прекратились очные занятия. В этих условиях основное внимание общества и государства было сфокусировано на школах и университетах. Экспертные обсуждения также затрагивали, в основном, изменения в базовых программах и их последствия для качества основного образования. Между тем ограничения очень болезненно повлияли на дополнительное образование. Режим дистанта стал вызовом для детей, семей, педагогов, руководителей организаций и органов управления образования.
Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского еще год назад организовал мониторинг ситуации в дополнительном образовании. Мы стремились рассмотреть с разных сторон процесс адаптации к новым условиям.
На семинаре, который состоялся 6 апреля, были представлены основные результаты наших наблюдений и анализа, а также выводы и рекомендации, которые можно вынести из сложившихся обстоятельств.
Наши дисскусанты не только отреагировали на само исследование но и поделились своим опытом, переживаниями и решениями, которые они вынесли из периода пандемии.
Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
С одной стороны, дистант сделал дополнительное образование более доступным, не зависящим от территориальных возможностей. Если занятия перешли в онлайн, то можно выбрать любых педагогов и организации из других городов и даже стран. Платформы дали возможность настраивать ритм, продолжительность занятий, то есть сделали курсы более персонализированными. С другой стороны, такое богатство выбора появилось лишь у наиболее благополучных семей. У них есть деньги для того, чтобы выбирать, а главное – они четко понимают, что ищут.
Семьям с низким уровнем дохода не хватает ни средств, ни технических возможностей, ни мотивации, ни кругозора, чтобы включиться в это «новое» допобразование. «Такая «уберизация» системы может повысить стоимость программ, сделает их более эксклюзивными. Создается риск снижения доступности качественных программ для детей из семей с низким социально-экономическим статусом», – пишут авторы исследования.
Это не единственная опасность. Онлайн грозит снизить мотивацию и интерес детей, потому что целые направления допобразования выглядят не привлекательно без живого общения, соревнований, работы в мастерских и тому подобного. Есть угроза и того, что из-за онлайн-форматов пострадает финансирование сектора – если у государства возникнет иллюзия, что дистанционные программы дешевле. Эксперты опасаются, что пандемия может стать предлогом для экономии, когда часть программ решат оставить в дистанционном формате.