• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники центра выступили на ведущих международных конференциях в сфере образования

Сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. Пинского в апреле 2021 г. выступили на двух международных конференциях: XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проводимой Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», а также 65-й ежегодной конференции Общества сравнительного и международного образования (CIES), которая является ведущей конференции в сфере образования в мире.

Юлия Керша и Роман Звягинцев представили по одному докладу на каждой из конференций.

Доклад на «Апрельке» был посвящён вопросу связи между агентностью и академической резильентностью. Разбиралось одно из исследований Центра общего и дополнительного образования, в котором по своим личностным характеристикам сравнивались учащиеся резильентных и нерезильентных школ. Дискуссия была посвящена тому, что, видимо, притязания и установки ребёнка на более «высокую» образовательную траекторию более важны для его академического успеха, чем характеристики типа упорства или самодисциплины.

Доклад на CIES касался вопросов стабильности результатов государственных экзаменов разных школ в отдельном регионе РФ. Суть исследования в том, что усреднённые на уровне школы результаты по русскому языку гораздо стабильнее от года к году, чем результаты по математике, а любые результаты школ с высоким СЭС не только выше, но и гораздо стабильнее, чем любые результаты школ с низким СЭС. Дискуссия велась вокруг идей большей зависимости результатов по русскому языку от культурного капитала семей, концентрации определённых детей в определённых школах и о том, что экзамены по математике в целом вообще труднее, чем экзамены по русскому языку.

Отдельно на CIES был представлен доклад, посвящённый тонкостям и «подводным камням» проекта социального воздействия, которые реализуется Институтом образования в Хангаласском улусе Республики Саха. Основная дискуссия развернулась вокруг вопросов мотивации непосредственных участников образовательного процесса «на местах» — как сделать цели проекта общими и важными для всех причастных, а не очередным формальным отчётом. Особый вклад в дискуссию внесли исследователи из MIT, университета Джонса Хопкинса и НКО Brookings, имеющие серьёзный опыт в реализации подобных проектов.

Иван Иванов выступил с предварительными результатами исследования институциональной трансформации сектора внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза.  

В обоих докладах на сессиях были представлены уникальные количественные данные, собранные по основными параметрам охвата и доступности в 12 постсоветских странах. Обсуждение трансформации и развития национальных секторов невозможно без учета советской модели, которая была единой на всей территории огромного государства. Её краткие характеристики были также впервые озвучены зарубежному исследовательскому сообществу. Разговор о внешкольном секторе не ограничивается только организационными или базовыми вопросами системы, но позволяет говорить о фундаментальных причинах трансформации институтов, роли семьи в образовании и государства, как заказчика и «арбитра». В рамках сессии на CIES был затронут важный вопрос о теоретической рамки исследований постсоветского транзита. Привычная «концепция колеи» вызывает у исследователей много вопросов и сомнений, подталкивая их к поискам новых рамок и линз. Эксперты сессии в рамках Апрельской конференции увидели удивительную взаимосвязь высоких показателей охвата внешкольным образованием с либерализацией политики в сфере образования, а также значительным уровне академических достижений в школе. Такие выводы нельзя оценивать однозначно, в то же время неподдельный интерес исследователей к представленным результатам говорит о значении полученных данных для образовательного и академического дискурса, а также универсальности затронутых проблем и поставленных вопросов. Сам доклад на тему внешкольного образования детей оказался, по сути, единственным на всей конференции, что может в определённой мере свидетельствовать об уникальности исследования, которое проводит центр.

                Выступление сотрудников центра продемонстрировало высокий уровень интеграции исследователей центра и Института образования в международную академическую повестку.