Международные эксперты обсудили вопросы образовательной бедности в контексте пандемии COVID-19
25 мая Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского провел международный онлайн-семинар «Исследования образовательной бедности: подходы, определения, применение». Пандемия COVID-19 нанесла сильнейший удар по образовательным системам всего мира. Дети оказались лишены возможности посещать школу. Актуализировалась угроза образовательной бедности – ситуации ограниченного и/или полного лишения шансов на получение достойного образования и развитие социальных навыков. Чтобы обсудить эти вопросы, Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского организовали семинар, на который пригласили ведущих экспертов в сфере образования, социологии, экономики и политики. Исследователи обсудили последствия пандемия для систем образования, подходы к определению и измерению образовательной бедности, а также возможные варианты развития событий и дальнейшие шаги работы с последствиями пандемии.
В семинаре приняли участие: приглашенный профессор Института образования НИУ ВШЭ Гер Граус, профессор Гилл Мэйн из Университета Лидса, Жоао Педро Азеведо из Всемирного банка, Дмитрий Куракин из Института образования НИУ ВШЭ и Эмилио Мунаро из бразильской организации «Институт Айртона Сенна». Модерировал семинар и дискуссию профессор Института образования НИУ ВШЭ Андрей Подольский.
После презентации Романа Звягинцева, которая открыла семинар и обозначила основные направления современных исследований образовательной бедности, эксперты рассмотрели различные аспекты проблемы. В частности, профессор Граус отметил, что, оценивая уровни образовательной бедности в разных странах, необходимо помнить о контексте. Ведущий экономист Всемирного банка доктор Азеведо также считает, что измерение образовательной бедности должно быть целесообразным, и нужно понимать, для чего мы это делаем. При этом он заметил, что сравнивать уровни образовательной бедности бедных и богатых стран полезно – это дает понимание масштабов происходящего. Профессор Мэйн заметила, что «привязанность к контексту» может быть достигнута в т. ч., если прислушиваться к экспертам-практикам: родителям и учителям, которые не понаслышке знают, что такое бедность. О необходимости учета социально-эмоциональный аспектов при обсуждении образовательной бедности говорил Эмило Мунаро, вице-президент Института Айртона Сенна.
Все участники дискуссии согласились, что пандемия усилила образовательное неравенство. Конечно, эта проблема существовала и до пандемии. Множество детей по всему миру не посещали школы. Но с пандемией к этим детям прибавились новые, те, кто из-за закрытия школ остался без доступа к обучению. Директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин указал на то, что проблематизация образовательной бедности выводит на уровень подходов к неравенству и бедности в целом, а здесь есть несколько уровней обсуждения – от вопросов доступности, до благополучия, мотивации и культурных паттернов обучения.
Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского продолжает изучать тему образовательной бедности и надеется провести еще ряд экспертных обсуждений этой важной темы.