• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифровая трансформация образования в школе: на пути к новой реальности или временная мода?

Сегодня в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему «Цифровизация средней школы: цели, задачи, трудности трансформации», в которой приняли участие эксперты и специалисты Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского, Лаборатории цифровой трансформации образования, СО НКО «Обрсоюз», ООО «Верконт-Сервис».Фактически, пресс-конференция дала возможность обобщить и представить результаты второго этапа большого проекта по мониторингу цифровой трансформации общего образования, реализуемого Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с ООО «Верконт-Сервис» на протяжение двух с половиной лет.

Участниками пресс-конференции стали:

— научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина ДВОРЕЦКАЯ;

— президент СО НКО "Обрсоюз" Наталья БУЛАЕВА;

— ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей ЗАИР-БЕК;

— эксперт Союза профессионалов в сфере образовательных технологий Татьяна ЗАРАЙСКАЯ;

— ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна МЕРЦАЛОВА;

— эксперт ООО "Верконт Сервис" Алексей ГАНЕЕВ.

В рамках второго этапа в мониторинге приняли участие школы из всех регионов Российской Федерации, отобранные по методике, разработанной экспертами Института образования. В состав выборки вошли школы из городов и сел, которые можно назвать типичными для своих регионов.

Мониторинг реализуется по уникальной методике, не имеющей аналогов в международной практике. Методика представляет собой сочетание традиционных инструментов количественного социологического исследования (опросы целевых групп: школьников, педагогов; интервью с директорами школ-участниц мониторинга) и специфических инструментов (невключенное наблюдение и экспертное наблюдение). Это позволило не просто увидеть, в каком состоянии находится цифровая образовательная инфраструктура школы, но и ответить на очень важный вопрос: как эта инфраструктура преобразует образовательный процесс, мышление его участников, саму среду функционирования и развития школы.

Участники пресс-конференции особо отметили, что за период между первым и вторым мониторинговыми срезами в школах произошли существенные изменения, связанные с процессами цифровой трансформации. Школы не просто адаптировались к новым реалиям, они стали активным субъектами преобразований.

Эксперты, которые участвовали в мониторинговых выездах, подробно остановились на проблемах, с которыми пришлось столкнуться школам. Это моральное и физическое устаревание оборудования и материалов, невысокая скорость интернет-соединения, сложности, связанные с недостаточно проработанной нормативной базой цифровизации школ. Есть и проблемы, связанные с региональным финансирование процессов цифровой трансформации. Так, были выявлены случаи, когда школы не могут участвовать в федеральных программах поставок программно-аппаратных средств из-за тяжелого налогового обременения и задолженностей по налогам и сборам.

Участники пресс-конференции также отметили серьезные проблемы, связанные с квалификацией педагогического персонала. Нередко недостаточно высокая мотивация к работе в новых условиях связана с плохим качеством оборудования на местах и недостаточной квалификацией педагогов. Возможно, тут необходимы уже федеральные решения по внесению изменений во ФГОС педагогического образования и ФГОС школьного образования с включением в них важных цифровых компетенций педагогов и школьников.

Особая тема разговора – последствия пандемии коронавируса. Участники пресс-конференции обратили внимание на динамику цифровой трансформации школ под влиянием пандемии, постепенную адаптацию школ к новой реальности. Пандемия ускорила процессы цифровизации, дала возможность понять, что цифровизация – это жизненная необходимость, особенно в условиях форс-мажорных обстоятельств. И в этой связи очень важно не допустить ситуацию возникновения цифрового неравенства, которое ведет к неравенству образовательных возможностей и, в конечном счете, образовательных результатов.

Участники пресс-конференции ответили на вопросы модератора Натальи Владимировны Тюриной, а также вопросы, поступившие из регионов.

Важным стал вопрос о планах развития мониторинга цифровой трансформации общего образования. Татьяна Анатольевна Мерцалова отметила, что в планах Института образования не просто продолжение, а развитие мониторинга цифровой трансформации школьного образования, его сопряжение с другими мониторинговыми исследованиями, в том числе, международного уровня.

 Ссылка на трансляцию: http://pressmia.ru/pressclub/20210618/953250016.html