• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Детский двор Политехнического музея: концепция открытого образовательного пространства

Политехнический музей (Политех) – один из крупнейших научно-технических музеев мира. В ходе реконструкции исторического здания Музея создается новое пространство – Двор Политеха (Двор), специально ориентированное на самых младших посетителей и их семьи. Двор создается для того, чтобы обеспечить наилучшие условия для популяризации науки в детской и семейной аудитории. Концепция Двора описывает ключевые подходы к организации проекта. Проведение обсуждения Концепции Двора Политеха в профессиональном сообществе было организовано с целью определить возможные стратегии реализации концепции, а также формирования партнерств Двора с ведущими научными и методическими центрами.

Детский двор Политехнического музея: концепция открытого образовательного пространства

16 июня 2021 года в Центре общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ состоялся очередной семинар по актуальным вопросам дополнительного образования детей. С докладом «Концепция Двора Политеха как открытого образовательного пространства, адресованного детям 2-9 лет» выступила Диана Дмитриевна Ракитская-Егорова, соавтор данной концепции, руководитель отдела Двор Политехнического музея. В ответах на вопросы по концепции приняли участие представители большой творческой команды разработчиков программ проекта Двор. 
На семинаре обсуждались разнообразные вопросы, значимые для дальнейшей проработки и реализации концепции Двора: Что в Концепции представляется новым? Что представляется спорным? Что требует апробации и особого внимания? Что в концепции кажется избыточным? Неуместным? Чего не хватает? Какие условия должны быть созданы для того, чтобы увлекать наукой детей дошкольного возраста? Как определить возрастной диапазон целевой аудитории, при условии, что важно вовлечение самых младших посетителей музея; пространство создано для ребёнка и его значимого взрослого; пространство предполагает реализовывать ценность разнообразия участников, в т.ч. ценность участия людей разного возраста? Какие условия необходимо создать для содействия перехода детей от спонтанной исследовательской активности к целенаправленной исследовательской деятельности? Какие специфические преимущества открытому образовательному пространству дает интегрированность в деятельность Политехнического музея? Как организовать реализацию концепции «от простого к сложному» и «от необходимого к идеальному»? Какой должна быть программа при открытии Двора («программа минимум»)? Какой должна быть при выходе на полную мощность проекта («программа максимум»)? В каком смысле можно говорить об инклюзивности как желательной характеристике программ двора? Какой должна быть последовательность шагов для того, чтобы все программы Двора стали инклюзивными? Как сочетать опору на интерес посетителей в формировании образовательного пространства Двора с сохранением ценностей и повестки Политеха? Какие проекты сегодня решают близкие задачи? С какими образовательными проектами Двору Политеха важно и ценно сотрудничать – и в каком ключе? С какими исследовательскими и методическими проектами и институтами важно и ценно сотрудничать Двору Политеха?
В целом концепция Двора Политеха бала поддержана дискутантами – исследователями и практика, специалистами в разных сферах: в организации открытых образовательных пространств и деятельностных моделей образования дошкольников и младших школьников, в музейной педагогике, дополнительной образовании детей. Приглашенные дискутанты: Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», лидер Движения «Школа – Наше дело», Ольга Александровна Шиян, к.пед.н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ; Константин Алексеевич Андреев, руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГ; Екатерина Вячеславовна Трифонова, к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ; Алексей Сергеевич Обухов, к.психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. В дискуссии также активное участие принял Виктор Петрович Голованов, д.п.н., профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ.
Вел семинар – заместитель директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н. Андрей Викторович Павлов.
Семинар прошел в смешанном формате – докладчик, основные дискутанты и большая часть команды Двора Политеха приняли участие в семинаре очно, в Институте образования НИУ ВШЭ, а основная часть слушателей – дистанционно. Всего в семинаре приняло участи около 50 человек – специалистов в сфере дошкольного и начального образования, дополнительного образования детей, музейной педагогики, открытых образовательных пространств.