Девятнадцатая ежегодная международная конференция «Тенденции развития образования: «Право и свобода в образовании»
Центром общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского организованы два круглых стола в рамках Девятнадцатой ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования: «Право и свобода в образовании», прошедшей 17-19 марта 2022 года в Москве.
Круглый стол «Регулирование свободы школьного выбора: за и против» (модератор – С.И.Заир-Бек) фокусировался на теме эффектов выбора школы и регулирования свободы выбора. Выбор школы является одним из важнейших маркеров постсоветских образовательных реформ. Вместе с тем, невозможно однозначно говорить о том, что предоставление свободы выбора школы стало позитивным фактором изменений.
Участники круглого стола использовали различные способы анализа проблемы школьного выбора. Младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Юлия Дмитриевна Керша представила результаты исследования этой проблематики в контексте влияния социально-экономического статуса домохозяйств (семей). Этот фактор является важнейшим в ряду тех, которые определяют уровень образовательных результатов школы (до 40% различий). В свою очередь, уровень образовательных результатов школы становится одним из определяющих условий выбора школы семьями.
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Михаил Викторович Богуславский провел подробный исторический анализ динамики свободы школьного выбора, начиная с позднесоветского периода, заканчивая современной ситуацией. Он отметил, в том числе, что ограничение свободы школьного выбора невозможно рассматривать однобоко, отмечая только его отрицательные последствия. В советской школе эти ограничения, тем не менее, сохраняли справедливость в отношении доступа к качественному образованию. В современных же условиях, когда этот выбор намного более свободен, снятие проблемы образовательного неравенства в Москве, например, был достигнут за счет создания крупных образовательных комплексов, ухода от системы обязательного микрорайонного прикрепления детей к ближайшей школе.
Галина Анатольевна Чередниченко в своем выступлении обратила внимание участников круглого стола на определяющую роль контекстов (прежде всего, необразовательных) в проблематике школьного выбора. Если в советский период выбор фактически означал отнесение ребенка к той или иной социальной группе, и, чаще всего, к элите, в постсоветский период он имел иную целевую функцию и рассматривается в большей степени в контексте доходов семей и уровня расходов на образование, различий в этих расходах между школами, муниципалитетами, регионами.
Очень важным для понимания проблематики школьного выбора на постсоветском пространстве стало выступление Ульвии Микаиловой, старшего преподавателя Университета АДА (Баку, Азербайджан), члена Сената Университета АДА, члена Общественного Совета при Министерстве образования Азербайджана, члена Правления Сети Центров политики образования (Network of Education Policy Centers, www.nepc.com), члена программного комитета ИССА (www.issa.nl). Во многом, либерализация школьного выбора в Азербайджане стала легализацией сложившейся практики и решением, которое было призвано снизить непрозрачность, коррупционность практик школьного выбора при том, что наиболее обеспеченные родители отдавали своих детей в негосударственные школы, доля которого сегодня в Азербайджане около 5%.
Независимый консультант по образованию Марина Владимировна Моисеева в своем выступлении говорила о такой важной стороне свободы школьного выбора как ответственность за этот выбор, осознанность этого выбора родителями, проблемы, которые встают перед родителями в моменты школьного выбора, факторы, которые этот выбор определяют.
Участники круглого стола отметили его продуктивность и научную открытость, различные ракурсы рассмотрения этой проблематики и необходимость дальнейшего ее обсуждения в контексте выявления и оценки перспективных моделей государственной политики в области либерализации школьного выбора.
https://www.youtube.com/watch?v=6M5tq-Q_wFY 1:45-3:14
В круглом столе «Внешкольное образование в постсоветских странах: регулирование, гарантии и права» (модератор С,Г.Косарецкий, координатор – И.Ю.Иванов) эксперты Центра общего и дополнительного образования им. Пинского и Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, а также приглашенные эксперты из стран бывшего Советского Союза обсудили вопросы регулирования сектора внешкольного образования, которое занимает важное место в национальных образовательных экосистемах. Ключевым докладом круглого стола стало представление кратких результатов обзор законодательной рамки и концептуальных документов внешкольного образования на постсоветском пространстве, которую представили аналитики Лаборатории образовательного права Виолетта Бальжинимаева и Евгений Пучков и полная версия которого выйдет в конце мая в серии «Постсоветское внешкольное образование».
По мнению участников круглого стола, результаты исследования имеют важное значение для изучения внешкольного образования как системы. Будучи не обязательным и негарантированным уровнем или видом образования, внешкольные занятия становятся новым фактором роста образовательного неравенства. Регулирование этой образовательной деятельности на постсоветском пространстве имеет различные направления и степень: от минимальных требований до специальных законов, от практически отказа от государственных гарантий до признания обязанности обеспечения равного доступа к внешкольным занятиям.
Во второй части круглого стола зарубежные эксперты – партнеры Центра – представили страновые кейсы Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Среди участников круглого стола были Ирина Яковлева из Минского государственного дворца детей и молодежи (Республика Беларусь), Гульнара Кусиденова из Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (Казахстан), Замиркуль Молдалиева из Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» (Кыргызской Республики), а также Саидхафиз Шаболов из Республиканского центра учреждений дополнительного образования (Таджикистан).
Эксперты подтвердили, что внешкольное образование в законодательстве постсоветских стран регулируется с разной степенью подробности. Есть страны, которые ограничиваются несколькими упоминаниями, другие, принимают отдельные законы, регулирующие данную сферу. При этом, в целом, типы организации и подходы к регулированию внешкольного образования в постсоветских странах, несмотря на отдельные различия, достаточно унифицированы, стратегические ориентиры зачастую совпадают. Участники круглого стола пришли к общему заключению, что несмотря на то, что внешкольное образование не обеспечивается строгой государственной гарантией в законодательстве постсоветских стран, его упоминание в законодательстве и контекст, в котором оно фигурирует, явно позволяет рассматривать его как общественное благо, а также как инструмент реализации и поддержки прав ребенка.
Круглый стол стал важным этапом проекта Института образования НИУ ВШЭ по изучению институциональной трансформации национальных секторов внешкольного образования на постсоветском пространстве.