Круглый стол «Инклюзия в странах БРИКС»
6 августа 2024 г. в рамках IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей» состоялся онлайн круглый стол «Инклюзивное образование в странах БРИКС: национальная политика, вызовы и перспективы», который объединил экспертов из Бразилии, Индии и России и продолжил линию центра по изучению образования и международному сотрудничеству с исследователями из стран БРИКС.
Профессор Саксена Вандана из Университета Дели представила доклад о тенденциях и политике инклюзивного образования в Индии. Она отметила, что по данным национального исследования 2022 года, доля детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в системе образования выросла на 3,3% по сравнению с 2021 годом. Важными вехами в развитии инклюзивного образования стали Закон о праве детей на бесплатное и обязательное образование (2009) и Национальная политика в области образования (2020), основанная на принципах доступа, справедливости, качества, доступности и подотчетности. Профессор Вандана отметила три основных вызова в реализации инклюзии на национальном уровне: распределение финансирования, ресурсное обеспечение и профессиональная подготовка.
Доктор Джованна Лунарди-Мендес, профессор Университета штата Санта-Катарина и вице-президент Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA), выступила с докладом об инклюзивном образовании в Бразилии. Она обратила внимание, что, несмотря на высокое социально-экономическое неравенство и неравенство возможностей для уязвимых групп детей, с 2000 года достигнуты значительные успехи в доступе детей с инвалидностью к образованию. На сегодняшний день 94,2% детей с инвалидностью обучаются в общеобразовательных школах. Однако процесс инклюзии осложняется нехваткой ресурсов и недостаточной подготовкой педагогов: более 90% учителей не имеют специальной подготовки для работы в инклюзивных классах.
Доктор Вадхва Рашим из Университета Акал (Индия) и Дарья Щеглова из НИУ ВШЭ (Россия) представили доклад об инклюзии в высшем образовании, фокусируясь на студентах первого поколения. Исследование, проведенное в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» ВШЭ, анализировало траектории этих студентов в Индии и России. На выборке из 1000 индийских студентов выявлено влияние социального капитала, гендера и кастовой принадлежности на образовательные траектории, а также наличие финансовых, языковых и локальных барьеров. В России, на выборке из 1140 студентов, обнаружено, что студенты первого поколения часто происходят из семей с низким социально-экономическим статусом, имеют постоянную работу, испытывают недостаток цифровых и лидерских навыков.
Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, представил доклад о политике инклюзивного образования в России. Он отметил глобальные тренды в инклюзивном образовании, включая развитие разнообразия, междисциплинарности и расширение категорий детей, требующих особого внимания. Косарецкий подчеркнул, что в странах бывшего СССР международные принципы инклюзии часто принимаются лишь формально, а традиционные ценности государства влияют на основные понятия инклюзивного образования, где гомогенность предпочитается разнообразию, а мнения педагогов считаются более весомыми, чем мнения учащихся. В завершение эксперт поставил вопрос о текущем состоянии инклюзивного образования в России: продолжается ли реализация глобальных реформ или эти реформы уже были адаптированы к местному контексту и деколонизированы?
Дискуссантом на круглом столе выступила давний партнёр центра доктор Ульвия Микаилова, декан Школы образования Университета ADA (Азербайджан). Она подчеркнула, что основной вызов инклюзии – неоднозначность ее значения и различия в интерпретации понятия в разных национальных и культурных контекстах. На примере Азербайджана она продемонстрировала, как неверное понимание идей инклюзии привело к неудаче одного из первых пилотных проектов, организованного международными организациями. Доктор Микаилова подчеркнула важность обмена опытом между странами в области развития инклюзивного образования для преодоления подобных трудностей и достижения поставленных целей.