Центр исследований современного детства

Читать далее  


ИССЛЕДУЕМ

Детство, родительство, среды развития, образовательное пространство

ОБУЧАЕМ

Междисциплинарному подходу к исследованиям взросления в современном обществе родителей и сотрудников образовательных организаций, специалистов по работе с детьми

СОЗДАЕМ

Сообщество исследователей и практиков для распространения научного знания и развития научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей



Тематическая карта наших исследований

  • ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ И ВЗРОСЛЫЕ

    Повседневность взросления, современные социальные представления о возрасте и их исторические трансформации, отражение в социокультурных мифологиях (СМИ, популярная культура, обыденное восприятие)

  • БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Психологическое здоровье, качество жизни, неравенство, риски в образовательной среде (буллинг, стресс, выгорание и прочее)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Поведенческая и личностная автономия, родительские лицензии, возраст освоения разных форм самостоятельности, независимые перемещения, ребенок и подросток в городе

Инструменты для оценки и повышения качества социальной среды современного детства

Использование опросников в практических целях позволяет принимать взвешенные решения на доказательной основе: мониторинг, диагностика, планирование интервенций в сфере образования. Опросники прошли психометрические тесты и могут применяться в исследовательских целях.


Адаптированный опросник выгорания школьников (School Burnout Inventory, SBI)

Адаптация данного опросника открывает новые возможности для изучения опыта учащихся в образовательной среде. С прикладной точки зрения опросник будет полезен для дальнейших исследований и разработки проектов и программ, направленных на профилактику разных форм нарушения детского благополучия в школе и улучшение школьного климата. Инструмент включает три шкалы: «Истощение», «Цинизм», «Чувство несоответствия».

Модифицированный опросник школьного климата School Climate Questionnaire (SCQ)

Представлен новый опросник по измерению школьного климата (SCQ) с точки зрения школьников. Опросник состоит из 22 пунктов. Новый инструмент можно рекомендовать для психологических исследований, связанных с самочувствием школьников, выгоранием, стрессом, школьной адаптацией.

Адаптированный опросник родительского стресса Parental Stress Scale (PSS)

Адаптированный опросник родительского стресса PSS включает 16 пунктов по двум шкалам: родительский стресс и родительская удовлетворенность. Этот инструмент открывает возможности для изучения особенностей родительского стресса в разных социальных контекстах. А также для разработки программ вмешательства, направленных на снижение домашнего насилия, снижение родительского стресса и повышение качества отношений между родителями и детьми.

Опросник учебно-организационной самостоятельности школьников (УОС)

Предлагается созданный инструмент для оценки уровня сформированности умения учиться с точки зрения родителей. Опросник рассчитан на возраст 7-14 лет. Создан на базе ФГОС НОО и ООО, состоит из 20 шкал включает измерение универсальных учебных действий. Опросник может быть полезен учителям, школьным психологам, администрации — для выявления общего портрета класса / школы с точки зрения уровня учебной.

Опросник по измерению самостоятельности в вопросах заботы о здоровье Child self-care autonomy in health (CSAH)

Предлагается отпилотированный новый опросник по измерению степени самостоятельности детей в вопросах заботы о своем физическом и ментальном здоровье с точки зрения родителей. Опросник имеет 11 шкал и прост в использовании. Результаты могут быть использованы для разработки программ по укреплению здоровья школьников.

Наши исследовательские проекты

Зеркальная лаборатория «Автономия и самостоя­тель­ность детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Исследование организовано совместно с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Цель проекта — определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.

Самостоятельность детей и подростков в образовании

Становление и развитие самостоятельности школьников; представления об этом процессе у них самих, членов их семей и педагогов; способы контроля и поддержки детской самостоятельности; воздействие СМИ на формирование общественных представлений о детской и подростковой самостоятельности.

При поддержке РНФ, грант № 22-18-00416

Образовательное пространство современных детей и подростков

Доступность и ресурсный потенциал дошкольного, школьного и дополнительного образования, образовательный ландшафт современных детей и подростков. Описываем, как видоизменяется взаимодействие семьи и школы, какие возможности предоставляют Интернет-среда и территория в разных регионах, как родители проектируют образовательное пространство своих детей.

Представления родителей о воспитании детей и поддержка родительских компетенций

Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, как родители сопровождают детей в периоды нормативных возрастных кризисов. Опираясь на полученные данные, разрабатываем и проводим программы повышения родительской компетентности, в том числе воспитания у детей самостоятельности и повышения учебной мотивации.

Благополучие детей и подростков: ресурсы и риски разных сред

Факторы благополучия детей и подростков в школе, городе или интернет-среде, а также связанные с ними риски депрессии, буллинга, кибер-агрессии, девиантного поведения. Мы разрабатываем инструменты для оценки рисков и ресурсного потенциала среды и даем рекомендации по улучшению ее качества.

Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность

Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.

Образовательные программы с участием экспертов Центра исследований современ­ного детства

Команда

Бочавер Александра Алексеевна

Директор, старший научный сотрудник

Ахмеджанова Диана Рафаильевна

Доцент Департамента образовательных программ

Ерофеева Виктория Георгиевна

Младший научный сотрудник

Цыганова Екатерина Михайловна

Младший научный сотрудник

Азим Симе

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Юрова Дарья Шамилевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Моисеева Анастасия Алексеевна

Институт образования: Стажер-исследователь

Бритос Леон Элой

Стажер-исследователь

Янис София Олеговна

Стажер-исследователь

Спиридонова Софья Валерьевна

Стажер-исследователь


Публикации

  • Новые подходы к оцениванию: искусственный интеллект как драйвер изменений в образовании

    Искусственный интеллект (ИИ) — удобный инструмент, открывающий новые воз‑ можности в сфере образовательного оценивания. Авторы рассматривают применение ИИ на всех ключевых этапах оценивания: автоматическая разработка заданий, провер‑ ка работ, предоставление персонализированной обратной связи и анализ результатов. Особое внимание уделено этическим вопросам, связанным с прозрачностью, предвзя‑ тостью, конфиденциальностью и ограничениями использования ИИ в оценивании. В выпуске приводятся практические примеры и современные исследования, что делает его полезным ресурсом для специалистов в области образования, психометри‑ ки и цифровых технологий.

    Т. Современная аналитика образования. Вып. № 5 (88). М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2025.

  • Типологии форм просоциального поведения и возможность их применения в контексте образовательных практик

    Контекст и актуальность. Просоциальное поведение, определяемое как
    добровольное поведение в интересах других, рассматривается как ключевой фактор
    адаптации и выживания в условиях неопределенности, способ совладания с
    современными социальными вызовами, такими, как пандемии, стихийные бедствия и
    военные конфликты, а также как предмет воспитательной активности в
    образовательной среде.
    Цель. В статье описаны три доминирующие в научной литературе типологии
    просоциального поведения, разработанные Н. Айзенберг и коллегами, Г. Карло и Б.
    Рэндалл, а также П. Боксером и коллегами. Обсуждаются основания данных
    типологий, исследования, опирающиеся на каждую типологию, а также практические
    приложения этих типологий в образовательной среде.
    Основные выводы. Проведенное теоретическое исследование демонстрирует
    сложность феномена просоциального поведения и многообразие его проявлений,
    характеризует проблемы, связанные с его классификацией и измерением, отражает
    трансформацию взглядов на просоциальное поведение с течением времени, а также
    фиксирует актуальное направление исследований взаимосвязи просоциального и
    агрессивного поведения. Акцентируется важность рефлексивной профессиональной
    позиции, учет сложности мотивов, лежащих за просоциальным поведением, а также
    различение институционализированных и стихийных форм просоциального
    поведения при проектировании интервенций для поддержки просоциального
    поведения среди детей и подростков и формирования позитивной и поддерживающей
    организационной культуры школы.






















    Социальная психология и общество. 2026.

  • Роль академических успехов и родительского благополучия в субъективном благополучии учащихся в начальной школе

    В последние годы усиливается внимание к детскому субъективному благополучию (СБ) в образовании (Поливанова, 2020). Исследования показывают связь между детским СБ и академическими результатами, мотивацией, социально-эмоциональными навыками, самоэффективностью и саморегуляцией (Cespedes et al., 2021; Chu et al., 2020; Kanonire et al., 2020). Характеристики родителей, такие как родительский стресс и удовлетворенность, также могут быть связаны с СБ (Озорнина и др., 2022). Существует дефицит исследований роли детского СБ, а также стресса и удовлетворенности родителей в отношении академических результатов, особенно для детей младшего школьного возраста. Цель исследования – выявить связи между СБ, саморегуляцией, самоэффективностью, а также стрессом и удовлетворенностью родителей с  результатами по математике и чтению у младших школьников в рамках лонгитюдного исследования факторов школьной неуспешности. Метод. Выборку составили 2475 учащихся четвертых классов (49.4% девочек, 50.6% мальчиков), а также 1032 родителя (87% матерей, 13% отцов). Инструменты. СБ измерялось Опросником субъективного благополучия в школе (Kanonire et al., 2020; Канонир и др., 2022), а для оценки самоэффективности использовались две шкалы Опросника самоэффективности в начальной школе (Akhmedjanova, 2024). Саморегуляция измерялась с помощью Опросника саморегуляции обучения в начальной школе (Akhmedjanova & Lizunova, 2024). Для оценки математической и читательской грамотности использовался инструмент “Прогресс” (Федерякин и др., 2021; Бакай и др., 2023). Для измерения стресса и удовлетворенности у родителей использовалась шкала родительского стресса (Bochaver et al., 2023). Для статистического анализа результатов использовался метод множественной регрессии. Выводы. Результаты исследования показали, что родительский стресс и удовлетворенность связаны с детским СБ, и эти связи варьируются в зависимости от пола ребенка. Такие факторы как оценки по математике, самоэффективность по математике и чтению и саморегуляция, положительно связаны с детским СБ в 4 классе. В то же время родительский стресс отрицательно связан с детским благополучием, особенно у девочек. В докладе обсуждаются возможности использования результатов для повышения благополучия у младших школьников. 

    В кн.: Сборник статей X Международного форума по педагогическому образованию IFTE-2024. Ч. 1: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИННОВАЦИЙ. Издательство Казанского университета, 2024. С. 48-54.

  • Препринт

    Mikhaylova O.

    Mapping Sociology of Mental Health and Illness Articles in American Sociological Review

    OSF, 2024

Все публикации

Наш телеграм-канал