ИССЛЕДУЕМ
Детство, родительство, среды развития, образовательное пространство
ОБУЧАЕМ
Междисциплинарному подходу к исследованиям взросления в современном обществе родителей и сотрудников образовательных организаций, специалистов по работе с детьми
СОЗДАЕМ
Сообщество исследователей и практиков для распространения научного знания и развития научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей
Тематическая карта наших исследований
-
ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ И ВЗРОСЛЫЕ
Повседневность взросления, современные социальные представления о возрасте и их исторические трансформации, отражение в социокультурных мифологиях (СМИ, популярная культура, обыденное восприятие)
-
БЛАГОПОЛУЧИЕ
Психологическое здоровье, качество жизни, неравенство, риски в образовательной среде (буллинг, стресс, выгорание и прочее)
-
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Поведенческая и личностная автономия, родительские лицензии, возраст освоения разных форм самостоятельности, независимые перемещения, ребенок и подросток в городе
Инструменты для оценки и повышения качества социальной среды современного детства
Использование опросников в практических целях позволяет принимать взвешенные решения на доказательной основе: мониторинг, диагностика, планирование интервенций в сфере образования. Опросники прошли психометрические тесты и могут применяться в исследовательских целях.
Адаптированный опросник выгорания школьников (School Burnout Inventory, SBI)
Адаптация данного опросника открывает новые возможности для изучения опыта учащихся в образовательной среде. С прикладной точки зрения опросник будет полезен для дальнейших исследований и разработки проектов и программ, направленных на профилактику разных форм нарушения детского благополучия в школе и улучшение школьного климата. Инструмент включает три шкалы: «Истощение», «Цинизм», «Чувство несоответствия».
Модифицированный опросник школьного климата School Climate Questionnaire (SCQ)
Представлен новый опросник по измерению школьного климата (SCQ) с точки зрения школьников. Опросник состоит из 22 пунктов. Новый инструмент можно рекомендовать для психологических исследований, связанных с самочувствием школьников, выгоранием, стрессом, школьной адаптацией.
Адаптированный опросник родительского стресса Parental Stress Scale (PSS)
Адаптированный опросник родительского стресса PSS включает 16 пунктов по двум шкалам: родительский стресс и родительская удовлетворенность. Этот инструмент открывает возможности для изучения особенностей родительского стресса в разных социальных контекстах. А также для разработки программ вмешательства, направленных на снижение домашнего насилия, снижение родительского стресса и повышение качества отношений между родителями и детьми.
Опросник учебно-организационной самостоятельности школьников (УОС)
Предлагается созданный инструмент для оценки уровня сформированности умения учиться с точки зрения родителей. Опросник рассчитан на возраст 7-14 лет. Создан на базе ФГОС НОО и ООО, состоит из 20 шкал включает измерение универсальных учебных действий. Опросник может быть полезен учителям, школьным психологам, администрации — для выявления общего портрета класса / школы с точки зрения уровня учебной.
Опросник по измерению самостоятельности в вопросах заботы о здоровье Child self-care autonomy in health (CSAH)
Предлагается отпилотированный новый опросник по измерению степени самостоятельности детей в вопросах заботы о своем физическом и ментальном здоровье с точки зрения родителей. Опросник имеет 11 шкал и прост в использовании. Результаты могут быть использованы для разработки программ по укреплению здоровья школьников.
Наши исследовательские проекты
Зеркальная лаборатория «Автономия и самостоятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Исследование организовано совместно с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Цель проекта — определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.
Самостоятельность детей и подростков в образовании
Становление и развитие самостоятельности школьников; представления об этом процессе у них самих, членов их семей и педагогов; способы контроля и поддержки детской самостоятельности; воздействие СМИ на формирование общественных представлений о детской и подростковой самостоятельности.
При поддержке РНФ, грант № 22-18-00416
Образовательное пространство современных детей и подростков
Доступность и ресурсный потенциал дошкольного, школьного и дополнительного образования, образовательный ландшафт современных детей и подростков. Описываем, как видоизменяется взаимодействие семьи и школы, какие возможности предоставляют Интернет-среда и территория в разных регионах, как родители проектируют образовательное пространство своих детей.
Представления родителей о воспитании детей и поддержка родительских компетенций
Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, как родители сопровождают детей в периоды нормативных возрастных кризисов. Опираясь на полученные данные, разрабатываем и проводим программы повышения родительской компетентности, в том числе воспитания у детей самостоятельности и повышения учебной мотивации.
Благополучие детей и подростков: ресурсы и риски разных сред
Факторы благополучия детей и подростков в школе, городе или интернет-среде, а также связанные с ними риски депрессии, буллинга, кибер-агрессии, девиантного поведения. Мы разрабатываем инструменты для оценки рисков и ресурсного потенциала среды и даем рекомендации по улучшению ее качества.
Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность
Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.
Наши прикладные проекты
Образовательные программы с участием экспертов Центра исследований современного детства
Команда
Научный руководитель
Директор, старший научный сотрудник
Научный сотрудник
Научный сотрудник
Научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Доцент Департамента образовательных программ
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Аспирант
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Публикации
-
Подросток в мегаполисе: Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции 9–10 апреля 2024 года
В сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе» (9–10 апреля 2024 года, Москва) вошли статьи участников, посвященные различным аспектам социализации современных подростков и молодежи. Рассматриваются семейные, образовательные, медицинские контексты психологического развития подростков и молодежи, а также подходы к диагностике, профессиональной поддержке, обучению, профилактике рисков в подростковой и молодежной среде.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.
-
-
Как существующая научная литература может быть использована для разработки практик поддержания благополучия в школе? (на основе систематического литературного обзора)
Благополучие учеников — один из показателей качества школьного образования, однако границы этого понятия остаются весьма размытыми. В статье приведен анализ 50 наиболее цитируемых публикаций по теме благополучия школьников и сделан вывод о том, что среди особенно часто упоминаемых характеристик благополучия — индивидуально-психологические показатели и индикаторы качества отношений. Кроме этого, под благополучием понимают состояние ментального и физического здоровья, качество учебного процесса, объективные социально-экономические показатели.
В кн.: Подросток в мегаполисе: Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции 9–10 апреля 2024 года. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.
-
Новости
Вакансия стажера-исследователя
28 января
-
-
-
Вакансия стажера-исследователя
14 февраля, 2024 г.