ИССЛЕДУЕМ

Детство, родительство, среды развития, образовательное пространство

ОБУЧАЕМ

Междисциплинарному подходу к исследованиям взросления в современном обществе родителей и сотрудников образовательных организаций, специалистов по работе с детьми

СОЗДАЕМ

Сообщество исследователей и практиков для распространения научного знания и развития научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей



Тематическая карта наших исследований

  • ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ И ВЗРОСЛЫЕ

    Повседневность взросления, современные социальные представления о возрасте и их исторические трансформации, отражение в социокультурных мифологиях (СМИ, популярная культура, обыденное восприятие)

  • БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Психологическое здоровье, качество жизни, неравенство, риски в образовательной среде (буллинг, стресс, выгорание и прочее)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Поведенческая и личностная автономия, родительские лицензии, возраст освоения разных форм самостоятельности, независимые перемещения, ребенок и подросток в городе

Наши предложения

Инструменты для оценки и повышения качества социальной среды современного детства

Использование опросников в практических целях позволяет принимать взвешенные решения на доказательной основе: мониторинг, диагностика, планирование интервенций в сфере образования. Опросники прошли психометрические тесты и могут применяться в исследовательских целях.


Конструктор тренингов для родителей

Комплекты учебных планов, конспектов занятий, лекционных материалов и банк упражнений, которые легко адаптировать под запрос аудитории. Рассчитаны на родителей детей разного возраста: 0–3 лет, 3–7 лет, 7–10 лет, 11–14 лет, 15–18 лет.

Опросник школьного климата

Анкета для оценки, насколько комфортно и безопасно чувствуют себя дети в школах, центрах дополнительного образования и творчества, других образовательных организациях.

Гайд для качественных иссле­до­ваний социального окружения человека

Набор вопросов для неформализованного интервью, который поможет исследо­вателям проанализировать как социальные отношения учащихся: в том числе разговоры, посещение мероприятий, поддержка — воздействуют на индиви­дуальные образовательные результаты, внеучебное поведение и жизненные взгляды. Подробнее.

Наши исследовательские проекты

Зеркальная лаборатория «Автономия и самостоя­тель­ность детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Исследование организовано совместно с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Цель проекта — определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.

Самостоятельность детей и подростков в образовании

Становление и развитие самостоятельности школьников; представления об этом процессе у них самих, членов их семей и педагогов; способы контроля и поддержки детской самостоятельности; воздействие СМИ на формирование общественных представлений о детской и подростковой самостоятельности.

При поддержке РНФ, грант № 22-18-00416

Образовательное пространство современных детей и подростков

Доступность и ресурсный потенциал дошкольного, школьного и дополнительного образования, образовательный ландшафт современных детей и подростков. Описываем, как видоизменяется взаимодействие семьи и школы, какие возможности предоставляют Интернет-среда и территория в разных регионах, как родители проектируют образовательное пространство своих детей.

Представления родителей о воспитании детей и поддержка родительских компетенций

Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, как родители сопровождают детей в периоды нормативных возрастных кризисов. Опираясь на полученные данные, разрабатываем и проводим программы повышения родительской компетентности, в том числе воспитания у детей самостоятельности и повышения учебной мотивации.

Благополучие детей и подростков: ресурсы и риски разных сред

Факторы благополучия детей и подростков в школе, городе или интернет-среде, а также связанные с ними риски депрессии, буллинга, кибер-агрессии, девиантного поведения. Мы разрабатываем инструменты для оценки рисков и ресурсного потенциала среды и даем рекомендации по улучшению ее качества.

Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность

Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.

Образовательные программы с участием экспертов Центра исследований современ­ного детства

Команда

Бочавер Александра Алексеевна

Директор, старший научный сотрудник

Михайлова (Козьмина) Яна Яковлевна

Младший научный сотрудник

Ахмеджанова Диана Рафаильевна

Доцент Департамента образовательных программ

Гавриленко Полина Алексеевна

Стажер-исследователь

Ерофеева Виктория Георгиевна

Стажер-исследователь

Сухова Елизавета Сергеевна

Стажер-исследователь

Публикации

  • Книга

    Поливанова К. Н., Струкова А. С., Дементьева Ю. О.

    Воспитательные практики отечественной школы. Современная аналитика образования. № 6 (74)

    Воспитание личностных качеств и ценностей — важная задача школы, зафиксиро-
    ванная в стандартах образования. В данной работе рассматриваются подходы к опреде-
    лению понятия воспитания, к тому, что определяет содержание воспитательной работы, и
    приводятся примеры, в каких формах она может быть реализована.
    Материал будет интересен широкому кругу читателей, так как содержит и теоретические
    аспекты, связанные с понятием «воспитание», и практические кейсы живых и
    неформальных воспитательных практик.







    Вып. 6 (74). М.: НИУ ВШЭ, 2023.

  • Опросные исследования межпоколенческой трансмиссии ценностей: обзор зарубежных исследований

    Данная статья представляет собой обзор зарубежного англоязычного поля опросных
    исследований межпоколенческой трансмиссии ценностей (МТЦ). В ходе подобных научных
    изысканий, как правило, опрашиваются группы родственников: родители (отец и / или мать) – передатчики ценностей и получатель ценностей – ребенок, а также учитываются контекстуальные факторы, например период жизни ребенка, композиция семьи и социально- экономическая ситуация в стране. Несмотря на то, что измерение МТЦ является важным инструментом мониторинга процессов социальной динамики, а также способом сглаживания различных форм стигматизации на основе принадлежности к поколению и возрасту, эта методология пока не получила широкого распространения среди российских представителей социальных наук. В этой статье для определения перспектив изучения МТЦ в отечественных опросных исследованиях родителей и их детей систематизируются угрозы надежности и валидности измерения МТЦ на основе анализа зарубежных публикаций с опорой на теоретические представления о критериях качества количественных исследований Э. Дрост. По результатам анализа было установлено, что основные риски при изучении МТЦ представляют: ситуация опроса, выбор вопросника для измерения ценностей, размер и композиция выборки, количество и периодичность замеров ценностей. Проблемы, связанные с конструктной валидностью и надежностью, видятся как более всего поддающиеся исследовательскому контролю и воздействию. Вместе с тем серьезные опасения вызывает валидность статистических выводов, внутренняя и внешняя валидности. Уменьшение их негативного вклада в качество измерения МТЦ представляет собой актуальный методический вызов и на данный момент может препятствовать в расширении использования данной методологии российскими учеными. Статья может быть интересна для исследователей семьи, детства и взросления.



    Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2024.

  • Глава в книге

    Ерофеева В. Г.

    Гендерные различия в переживании аутентичности в интерперсональном контексте в период "становящейся взрослости"

    Изучаются гендерные различия в восприятии других людей при переживании аутентичности в период «становящейся взрослости». Юноши чаще отмечали, что другие помогают или не влияют, а девушки — что другие мешают понять себя и что роль других зависит от качества отношений с ними. Все информанты связывают поддержку и принятие с развитием аутентичности, а осуждение — с отчуждением.

    В кн.: Подросток в мегаполисе: поиск вопросов и ответов. Сборник трудов XVI международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. С. 37-41.

  • Препринт

    Mikhaylova O.

    Meanings Attached to Pets by Young Women with Anorexia: Triggers of Mental Health Problems, Neutral Beings, Sources of Emotional Support, Care-Targets, or Fully Fledged Family Members

    OSF Preprints. OSF. Series, 2022

Все публикации

Наш телеграм-канал