Центр исследований современного детства

Читать далее  


ИССЛЕДУЕМ

Детство, родительство, среды развития, образовательное пространство

ОБУЧАЕМ

Междисциплинарному подходу к исследованиям взросления в современном обществе родителей и сотрудников образовательных организаций, специалистов по работе с детьми

СОЗДАЕМ

Сообщество исследователей и практиков для распространения научного знания и развития научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей



Тематическая карта наших исследований

  • ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ И ВЗРОСЛЫЕ

    Повседневность взросления, современные социальные представления о возрасте и их исторические трансформации, отражение в социокультурных мифологиях (СМИ, популярная культура, обыденное восприятие)

  • БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Психологическое здоровье, качество жизни, неравенство, риски в образовательной среде (буллинг, стресс, выгорание и прочее)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Поведенческая и личностная автономия, родительские лицензии, возраст освоения разных форм самостоятельности, независимые перемещения, ребенок и подросток в городе

Инструменты для оценки и повышения качества социальной среды современного детства

Использование опросников в практических целях позволяет принимать взвешенные решения на доказательной основе: мониторинг, диагностика, планирование интервенций в сфере образования. Опросники прошли психометрические тесты и могут применяться в исследовательских целях.


Адаптированный опросник выгорания школьников (School Burnout Inventory, SBI)

Адаптация данного опросника открывает новые возможности для изучения опыта учащихся в образовательной среде. С прикладной точки зрения опросник будет полезен для дальнейших исследований и разработки проектов и программ, направленных на профилактику разных форм нарушения детского благополучия в школе и улучшение школьного климата. Инструмент включает три шкалы: «Истощение», «Цинизм», «Чувство несоответствия».

Модифицированный опросник школьного климата School Climate Questionnaire (SCQ)

Представлен новый опросник по измерению школьного климата (SCQ) с точки зрения школьников. Опросник состоит из 22 пунктов. Новый инструмент можно рекомендовать для психологических исследований, связанных с самочувствием школьников, выгоранием, стрессом, школьной адаптацией.

Адаптированный опросник родительского стресса Parental Stress Scale (PSS)

Адаптированный опросник родительского стресса PSS включает 16 пунктов по двум шкалам: родительский стресс и родительская удовлетворенность. Этот инструмент открывает возможности для изучения особенностей родительского стресса в разных социальных контекстах. А также для разработки программ вмешательства, направленных на снижение домашнего насилия, снижение родительского стресса и повышение качества отношений между родителями и детьми.

Опросник учебно-организационной самостоятельности школьников (УОС)

Предлагается созданный инструмент для оценки уровня сформированности умения учиться с точки зрения родителей. Опросник рассчитан на возраст 7-14 лет. Создан на базе ФГОС НОО и ООО, состоит из 20 шкал включает измерение универсальных учебных действий. Опросник может быть полезен учителям, школьным психологам, администрации — для выявления общего портрета класса / школы с точки зрения уровня учебной.

Опросник по измерению самостоятельности в вопросах заботы о здоровье Child self-care autonomy in health (CSAH)

Предлагается отпилотированный новый опросник по измерению степени самостоятельности детей в вопросах заботы о своем физическом и ментальном здоровье с точки зрения родителей. Опросник имеет 11 шкал и прост в использовании. Результаты могут быть использованы для разработки программ по укреплению здоровья школьников.

Наши исследовательские проекты

Зеркальная лаборатория «Автономия и самостоя­тель­ность детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Исследование организовано совместно с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Цель проекта — определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.

Самостоятельность детей и подростков в образовании

Становление и развитие самостоятельности школьников; представления об этом процессе у них самих, членов их семей и педагогов; способы контроля и поддержки детской самостоятельности; воздействие СМИ на формирование общественных представлений о детской и подростковой самостоятельности.

При поддержке РНФ, грант № 22-18-00416

Образовательное пространство современных детей и подростков

Доступность и ресурсный потенциал дошкольного, школьного и дополнительного образования, образовательный ландшафт современных детей и подростков. Описываем, как видоизменяется взаимодействие семьи и школы, какие возможности предоставляют Интернет-среда и территория в разных регионах, как родители проектируют образовательное пространство своих детей.

Представления родителей о воспитании детей и поддержка родительских компетенций

Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, как родители сопровождают детей в периоды нормативных возрастных кризисов. Опираясь на полученные данные, разрабатываем и проводим программы повышения родительской компетентности, в том числе воспитания у детей самостоятельности и повышения учебной мотивации.

Благополучие детей и подростков: ресурсы и риски разных сред

Факторы благополучия детей и подростков в школе, городе или интернет-среде, а также связанные с ними риски депрессии, буллинга, кибер-агрессии, девиантного поведения. Мы разрабатываем инструменты для оценки рисков и ресурсного потенциала среды и даем рекомендации по улучшению ее качества.

Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность

Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.

Образовательные программы с участием экспертов Центра исследований современ­ного детства

Команда

Бочавер Александра Алексеевна

Директор, старший научный сотрудник

Михайлова (Козьмина) Яна Яковлевна

Младший научный сотрудник

Ахмеджанова Диана Рафаильевна

Доцент Департамента образовательных программ

Гавриленко Полина Алексеевна

Стажер-исследователь

Ерофеева Виктория Георгиевна

Стажер-исследователь

Сухова Елизавета Сергеевна

Стажер-исследователь

Фомичева Елизавета Владимировна

Стажер-исследователь

Байбурин Рустам Фаильевич

Аспирант

Аверкиева Елизавета Вячеславовна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Азим Симе

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Юрова Дарья Шамилевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь


Публикации

  • Книга

    Под редакцией: А. А. Бочавер

    Подросток в мегаполисе: Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции 9–10 апреля 2024 года

    В сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе» (9–10 апреля 2024 года, Москва) вошли статьи участников, посвященные различным аспектам социализации современных подростков и молодежи. Рассматриваются семейные, образовательные, медицинские контексты психологического развития подростков и молодежи, а также подходы к диагностике, профессиональной поддержке, обучению, профилактике рисков в подростковой и молодежной среде.

    М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.

  • Статья

    Mikhaylova O., Zvyagina S.

    Comments on YouTube videos as a source of advice for supporting child autonomy: interpreting autonomy as independence, reflexivity, nature/nurture, and nostalgia for the USSR

    Global Studies of Childhood. 2025.

  • Глава в книге

    Струкова А. С.

    Как существующая научная литература может быть использована для разработки практик поддержания благополучия в школе? (на основе систематического литературного обзора)

    Благополучие учеников — один из показателей качества школьного образования, однако границы этого понятия остаются весьма размытыми. В статье приведен анализ 50 наиболее цитируемых публикаций по теме благополучия школьников и сделан вывод о том, что среди особенно часто упоминаемых характеристик благополучия — индивидуально-психологические показатели и индикаторы качества отношений. Кроме этого, под благополучием понимают состояние ментального и физического здоровья, качество учебного процесса, объективные социально-экономические показатели.

    В кн.: Подросток в мегаполисе: Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции 9–10 апреля 2024 года. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.

  • Препринт

    Mikhaylova O.

    Mapping Sociology of Mental Health and Illness Articles in American Sociological Review

    OSF, 2024

Все публикации

Наш телеграм-канал