ИССЛЕДУЕМ

Детство, родительство, среды развития, образовательное пространство

ОБУЧАЕМ

Междисциплинарному подходу к исследованиям взросления в современном обществе родителей и сотрудников образовательных организаций, специалистов по работе с детьми

СОЗДАЕМ

Сообщество исследователей и практиков для распространения научного знания и развития научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей



Тематическая карта наших исследований

  • ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ И ВЗРОСЛЫЕ

    Повседневность взросления, современные социальные представления о возрасте и их исторические трансформации, отражение в социокультурных мифологиях (СМИ, популярная культура, обыденное восприятие)

  • БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Психологическое здоровье, качество жизни, неравенство, риски в образовательной среде (буллинг, стресс, выгорание и прочее)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Поведенческая и личностная автономия, родительские лицензии, возраст освоения разных форм самостоятельности, независимые перемещения, ребенок и подросток в городе

Наши предложения

Инструменты для оценки и повышения качества социальной среды современного детства

Использование опросников в практических целях позволяет принимать взвешенные решения на доказательной основе: мониторинг, диагностика, планирование интервенций в сфере образования. Опросники прошли психометрические тесты и могут применяться в исследовательских целях.


Адаптированный опросник выгорания школьников (School Burnout Inventory, SBI)

Адаптация данного опросника открывает новые возможности для изучения опыта учащихся в образовательной среде. С прикладной точки зрения опросник будет полезен для дальнейших исследований и разработки проектов и программ, направленных на профилактику разных форм нарушения детского благополучия в школе и улучшение школьного климата. Инструмент включает три шкалы: «Истощение», «Цинизм», «Чувство несоответствия».

Модифицированный опросник школьного климата School Climate Questionnaire (SCQ)

Представлен новый опросник по измерению школьного климата (SCQ) с точки зрения школьников. Опросник состоит из 22 пунктов. Новый инструмент можно рекомендовать для психологических исследований, связанных с самочувствием школьников, выгоранием, стрессом, школьной адаптацией.

Адаптированный опросник родительского стресса Parental Stress Scale (PSS)

Адаптированный опросник родительского стресса PSS включает 16 пунктов по двум шкалам: родительский стресс и родительская удовлетворенность. Этот инструмент открывает возможности для изучения особенностей родительского стресса в разных социальных контекстах. А также для разработки программ вмешательства, направленных на снижение домашнего насилия, снижение родительского стресса и повышение качества отношений между родителями и детьми.

Опросник учебно-организационной самостоятельности школьников (УОС)

Предлагается созданный инструмент для оценки уровня сформированности умения учиться с точки зрения родителей. Опросник рассчитан на возраст 7-14 лет. Создан на базе ФГОС НОО и ООО, состоит из 20 шкал включает измерение универсальных учебных действий. Опросник может быть полезен учителям, школьным психологам, администрации — для выявления общего портрета класса / школы с точки зрения уровня учебной.

Опросник по измерению самостоятельности в вопросах заботы о здоровье Child self-care autonomy in health (CSAH)

Предлагается отпилотированный новый опросник по измерению степени самостоятельности детей в вопросах заботы о своем физическом и ментальном здоровье с точки зрения родителей. Опросник имеет 11 шкал и прост в использовании. Результаты могут быть использованы для разработки программ по укреплению здоровья школьников.

Наши исследовательские проекты

Зеркальная лаборатория «Автономия и самостоя­тель­ность детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Исследование организовано совместно с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Цель проекта — определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.

Самостоятельность детей и подростков в образовании

Становление и развитие самостоятельности школьников; представления об этом процессе у них самих, членов их семей и педагогов; способы контроля и поддержки детской самостоятельности; воздействие СМИ на формирование общественных представлений о детской и подростковой самостоятельности.

При поддержке РНФ, грант № 22-18-00416

Образовательное пространство современных детей и подростков

Доступность и ресурсный потенциал дошкольного, школьного и дополнительного образования, образовательный ландшафт современных детей и подростков. Описываем, как видоизменяется взаимодействие семьи и школы, какие возможности предоставляют Интернет-среда и территория в разных регионах, как родители проектируют образовательное пространство своих детей.

Представления родителей о воспитании детей и поддержка родительских компетенций

Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, как родители сопровождают детей в периоды нормативных возрастных кризисов. Опираясь на полученные данные, разрабатываем и проводим программы повышения родительской компетентности, в том числе воспитания у детей самостоятельности и повышения учебной мотивации.

Благополучие детей и подростков: ресурсы и риски разных сред

Факторы благополучия детей и подростков в школе, городе или интернет-среде, а также связанные с ними риски депрессии, буллинга, кибер-агрессии, девиантного поведения. Мы разрабатываем инструменты для оценки рисков и ресурсного потенциала среды и даем рекомендации по улучшению ее качества.

Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность

Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.

Образовательные программы с участием экспертов Центра исследований современ­ного детства

Команда

Бочавер Александра Алексеевна

Директор, старший научный сотрудник

Михайлова (Козьмина) Яна Яковлевна

Младший научный сотрудник

Ахмеджанова Диана Рафаильевна

Доцент Департамента образовательных программ

Гавриленко Полина Алексеевна

Стажер-исследователь

Ерофеева Виктория Георгиевна

Стажер-исследователь

Сухова Елизавета Сергеевна

Стажер-исследователь

Байбурин Рустам Фаильевич

Аспирант

Аверкиева Елизавета Вячеславовна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Азим Симе

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Юрова Дарья Шамилевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь


Публикации

  • Книга

    Поливанова К. Н., Струкова А. С., Дементьева Ю. О.

    Воспитательные практики отечественной школы. Современная аналитика образования. № 6 (74)

    Воспитание личностных качеств и ценностей — важная задача школы, зафиксиро-
    ванная в стандартах образования. В данной работе рассматриваются подходы к опреде-
    лению понятия воспитания, к тому, что определяет содержание воспитательной работы, и
    приводятся примеры, в каких формах она может быть реализована.
    Материал будет интересен широкому кругу читателей, так как содержит и теоретические
    аспекты, связанные с понятием «воспитание», и практические кейсы живых и
    неформальных воспитательных практик.







    Вып. 6 (74). М.: НИУ ВШЭ, 2023.

  • Статья

    Бочавер А. А.

    Буллинг как деструктивный совместный копинг школьного сообщества: новая концептуализация

    Школьный буллинг уже давно является предметом многочисленных эмпирических исследований и прикладных интервенций, что обусловлено его высокой распространенностью и серьезными негативными последствиями. Однако теоретическое осмысление этого явления, его предпосылок и динамики, происходит не так интенсивно. В статье рассматриваются наиболее авторитетные и влиятельные теории, развиваемые отечественными и зарубежными учеными, объясняющие причины и динамику школьного буллинга. Обсуждаются взгляды на буллинг как на результат социального научения и следствие когнитивных представлений, способ повысить статус и достичь популярности, групповой процесс, результат синергии факторов внутри различных социальных систем, а также как на форму адаптации. Эти теории в разной мере используются для разработки антибуллинговых интервенций – профилактических программ, технологий для прекращения буллинга, просветительских мероприятий. В статье с опорой на работы об эффективности различных интервенций проблематизируются вопросы о причинах присоединения к школьной травле детей и взрослых, а также быстрого возвращения в школы буллинга после окончания антибуллинговых мероприятий. Предлагается авторская концепция буллинга как совместной копинг-стратегии школьного сообщества, где отвержение и вытеснение одного или нескольких детей, оказавшихся в роли жертвы, на периферию группы участников образовательного процесса выполняет функции совладания со стрессом и помогает снизить эмоциональное напряжение всем остальным членам сообщества. Представляется, что такой взгляд на школьный буллинг дает ответы на поставленные вопросы о распространении и стабильности буллинга и может быть положен в основу разработки программ, адресованных школьному сообществу.

    Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 3. С. 569-586.

  • Глава в книге

    Струкова А. С.

    Благополучие школьников в теории самодетерминации: обзор теоретических и эмпирических публикаций

    Теория самодетерминированной личности предлагает свой взгляд на благополучие учащихся. Согласно этому взгляду удовлетворение трех универсальных потребностей - автономии (autonomy), компетентности (competence) и сопричастности (relatedness) является условием для благополучия личности. Ряд публикаций, основанных на этой теории, рассматривают вопросы благополучия в школе. Цель работы - провести систематический обзор таких публикаций.  Для обзора будут использованы публикации на основе теории детерминации, касающиеся сферы образования. Исследовательские вопросы: 

    • Каковы теоретические основания благополучия в теории самодетерминации? 

    • Каков спектр исследований школьного благополучия, основанных на теории самодетерминации?

    • Какие интервенции для повышения благополучия предлагает теория самодетерминации?

    • В какой мере они находят подтверждение эффективности в доказательных исследованиях? 

    Публикация будет полезна исследователям в сфере образования - так как предложит обзор существующих исследований и “лакуны” для будущих вопросов - практикам, так как укажет на существующие способы повышения благополучия, опирающиеся на теорию самодетерминированной личности и оценку их эффективности в эмпирических публикациях.

    В кн.: Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. Гл. 1. С. 11-42.

  • Препринт

    Mikhaylova O.

    Mapping Sociology of Mental Health and Illness Articles in American Sociological Review

    OSF, 2024

Все публикации

Наш телеграм-канал