• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования


Мониторинг экономики образования проводится с 2002 года с целью информационной поддержки образовательной политики, обеспечения органов управления образованием России актуальной информацией об экономическом положении системы образования, формирования информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития сферы образования.

                                                                                                                                                                  Подробнее о проекте

В рамках проекта публикуются информационные бюллетени «Мониторинг экономики образования» и выпуски информационно-аналитических материалов по результатам социологических исследований.

В этом разделе сайта представлены материалы, которые были подготовлены с участием сотрудников Института образования.

Информационные бюллетени "Мониторинг экономики образования"

2016 год
 

№ 7 (96)_2016 г., Рощина Я.М., Дудырев Ф.Ф. «Образовательные и трудовые практики преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций в 2014 г.»В результате исследования были получены данные об изменении в 2014 г. позиций преподавателей профессиональных образовательных организаций по следующим направлениям: трудовые стратегии преподавателей и вторичная занятость; академическая активность (преподавательская и научная); оценка ресурсов профессиональных образовательных организаций; контроль знаний студентов; ресурсы преподавателей (время, личные доходы, информация, доходы семьи); оценка распространенности плагиата; отношение к новому закону об образовании. Изменения позиций обучающихся системы среднего профессионального образования были исследованы по следующим направлениям: образовательные стратегии; вторичная занятость; академическая активность; оценка активности студентов; отношение к плагиату; контроль знаний студентов; ресурсы студентов и их семей (время, семейный капитал, доходы семьи).

 № 3 (92)_2016 г., Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В., Филатова Л.М. «Динамика расходов семей на дошкольное образо-вание, присмотр и уход». Рассматриваются вопросы обеспечения доступности качественного образования независимо от места проживания и доходов родителей, что позволяет создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоеви групп населения. Источником информации послужили данные социологического обследования, проведенного НИУ ВШЭ совместнос «Левада-Центром» по заказу Минобрнауки России.

 № 2 (91)_2016 г.  Бысик Н.В., Евстигнеева Н.В., Козина Н.С., Косарецкий С.Г., Пинская М.А. «Директор школы в меняющихся условиях: вызовы и управленческие стратегии»Представлены данные, характеризующие изменения, произошедшие за последние два года в различных областях деятельности образовательных организаций, вызовы, с которыми столкнулись их руководители, и найденные управленческие решения. Приведены показатели, касающиеся следующих тематических направлений: общие сведения о директорах средних общеобразовательных школ, профессиональные приоритеты и обязанности директора, в том числе педагогическое руководство, оценка директором работы учителей, выбор школы родителями. 

 № 1 (90)_2016 г. Козина Н.С., Косарецкий С.Г., Пинская М.А. «Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эффективного контракта».  Представлена информация об изменениях, произошедших за последние два года в социальном статусе учителей, условиях их работы, климате в школьных коллективах. Приведены показатели, характеризующие следующие области: актуальное состояние учительских кадров средних общеобразовательных школ, подготовка и условия труда учителей, структура занятости и заработная плата, мотивация и удовлетворенность работой, профессиональное развитие и профессиональные приоритеты


2015 год

№ 7 (89)_2015 г., Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Мерцалова Т.А., Деркачев П.В., Савельева М.Б. «Политика общеобразовательных учреждений по результатам опроса их руководителей». Рассмотрены основные характеристики общеобразовательных учреждений и их дифференциация, направления финансовой и кадровой политики, включая практики оценки работы учителей, формирование заработной платы и стимулирование, повышение квалификации педагогов, а также актуальные вопросы управления

№ 4 (86)_2015 г., Филиппова Д.С., Косарецкий С.Г, Куприянов Б.В. «Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей». Представлены результаты двух опросов, проведенных в 2013 г.: родителей школьников, посещающих дополнительные занятия, и родителей детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Рассматриваются ожидания родителей в отношении результатов дополнительного образования, их удовлетворенность получаемыми услугами, расходы семей на дополнительное образование детей. Специальное внимание уделено анализу масштаба и характера вовлеченности детей в дополнительное образование, в том числе различиям, обусловленным возрастом детей, уровнем образования, материальной обеспеченности и местом жительства семей.


 № 1 (83)_2015 г., Абанкина И.В., Савельева М.Б. «Мотивации, поведение и стратегии руководителей учреждений дошкольного образования». 
Проанализированы основные результаты иссле­дований в системе дошкольного образования, проведенных в рамках проекта. Рассматривались политика, кадровое и ресурсное обеспечение дошкольных образовательных уч­реждений по результатам опросов их руководителей.


Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований

2016 год 

 

№20_2016 г., Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М. «Формирование ценностей в дошкольном образовании». Представлены результаты опроса родителей и воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования по вопросам формирования целей воспитания в дошкольном образовании и важнейших качеств детей. Основное внимание уделено участию детей в программах дополнительного развивающего обучения в детских садах, предпочтениям родителей относительно направленности таких занятий. Дана оценка затрат семей на эти виды занятий в детском саду и у частных воспитателей. 

 

 №19_2016 г., Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М. «Мотивация педагогических кадров, оплата труда, ожидания педагогов в дошкольном образовании». Представлены результаты опроса воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, о привлекательности работы воспитателей в детском саду, условиях их работы, возможностях смены места работы, заработной плате и ее динамике, а также об ожиданиях на ближайшую перспективу. Основное внимание уделено проблеме неудовлетворенности воспитателей своей работой, анализу вызывающих ее причин и возможностей предотвращения возникающих рисков. 

 

№ 18_2016 г. Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М. «Кадровая политика в дошкольном образовании: возможности перехода на эффективный контракт». Представлены результаты опроса руководителей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, о кадровой политике в дошкольном образовании, структуре кадров, стаже работы и возрасте педагогов. Основное внимание уделено анализу стимулирующей части оплаты труда педагогов как инструмента кадровой политики, а также мерам, которые могли бы способствовать переходу на эффективный контракт в дошкольном образовании. 

2015 год

 № 16_2015 г., Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М «Родительская плата за услуги присмотра и ухода в дошкольных образовательных организациях». Представлены оценки расходов семей за услуги по присмотру и уходу в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования (далее – детских садах), полученные на основе данных Мониторинга экономики образования. Основное внимание уделено сопоставлению размеров родительской платы в государственных (муниципальных) и частных детских садах.

 № 15_2015 г., Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М «Доходы и расходы дошкольных образовательных организаций»Представлены результаты опросов руководителей и воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, о структуре доходов и расходов, их динамике за последние годы. Показана ресурсная обеспеченность дошкольных организаций. Основное внимание уделено анализу проблем, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Это в первую очередь нехватка финансовых средств на ремонт и переоснащение, внедрение информационных технологий, развитие кадрового потенциала дошкольных организаций.  


 № 14_2015 г., Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М. «Доступность дошкольного образования: выбор детского сада, электронная очередь». Представлены результаты опроса родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, о критериях выбора детского сада, приведены оценки доступности дошкольного образования. Основное внимание уделено записи в детский сад и использованию электронной очереди как необходимого инструмента, обеспечивающего доступность дошкольного образования. В выпуске представлены результаты опросов руководителей и воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, о структуре доходов и расходов, их динамике за последние годы. Показана ресурсная обеспеченность дошкольных организаций. Основное внимание уделено анализу проблем, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Это в первую очередь нехватка финансовых средств на ремонт и переоснащение, внедрение информационных технологий, развитие кадрового потенциала дошкольных организаций. 


 № 13_2015 г., Козина Н.С., Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Попова С.А. «Эффективный контракт и изменения в условиях работы учителей». Представлены результаты опроса родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, о критериях выбора детского сада, приведены оценки доступности дошкольного образования. Основное внимание уделено записи в детский сад и использованию электронной очереди как необходимого инструмента, обеспечивающего доступность дошкольного образования.


 № 11_2015 г., Дудырев Ф.Ф. «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях»В выпуске представлены результаты о бследования руководителей, преподавателей и студентов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, которые проводились в 2014 г. 


 № 9_2015 г., Мерцалова Т.А. «Выбор школы». Рассматриваются представления руководителей образовательных организаций о том, как и почему родители, семьи осуществляют выбор учебного заведения для своих детей, что является важной информационной базой для принятия управленческих решений в части стратегии развития школы и тактики выстраивания взаимодействия с окружающим социумом и непосредственно с потенциальными потребителями образовательных услуг. 


 № 8, 2015 г., Козина Н.С. «Влияние роста численности обучающихся на деятельность школы и пути решения проблемы второй смены: опрос руководителей общеобразовательных организаций». Представлены обследования, которые проводились НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады». Выборка включала 1292 директора, из них 886 – бюджетных учреждений, 91 – казенных и 145 – автономных учреждений.


 № 5_2015 г., Козина Н.С. «Информационно-коммуникационные технологии в школе: взгляд учителей и директоров». Представлены данные об использовании учителями информационно-коммуникационных технологий и  оборудования, востребованности соответствующих навыков и знаний для эффективной работы. Результаты обследования свидетельствуют о том, что компьютерная техника стала повседневным инструментом в  работе российского учителя в школах, независимо от статуса и типа поселения. Учителя считают, что дефицит знаний и навыков в  области компьютерных и информационных технологий в наибольшей степени препятствует их эффективной работе и рассматривают освоение ИКТ как приоритет.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!