• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Москве состоялся первый Международный форум вузов стран СНГ «Глобальная конкурентоспособность»

В рамках секции «Проект 5-100-2020»: от «дорожных карт» к реальному повышению конкурентоспособности» директор программы развития Института образования Ирина Карелина представила «Дорожную карту» Высшей школы экономики.

Целью форума, организованного рейтинговым агентством «Эксперт РА» при поддержке Международной экспертной группы IREG Observatory, было обсуждение путей повышения конкурентоспособности вузов стран СНГ на мировом рынке образования.

Основными темами для обсуждения стали: определение стратегических приоритетов для вузов стран СНГ, инструментов для повышения конкурентоспособности университетов и интеграции образовательных систем в международное пространство, а также сравнение подходов к формированию мировых и национальных рейтингов университетов. В форуме приняли участие около 300 представителей ведущих образовательных и экспертных организаций, СМИ,  компаний – лучших работодателей СНГ, а также органов власти. 

В рамках секции «Проект 5-100-2020»: от «дорожных карт» к реальному повышению конкурентоспособности» директор программы развития Института образования Ирина Карелина представила «Дорожную карту» Высшей школы экономики.

Немного подробнее о том, как проходил форум. Пленарная дискуссия началась с интерактивного голосования представителей руководства вузов стран СНГ, нацеленного на выявление ключевых механизмов повышения конкурентоспособности вузов СНГ. В результате определились наиболее популярные ответы на поднимаемые вопросы (выделены жирным шрифтом):  

За что конкурируют российские университеты?

      за абитуриентов  
      за ученых
      за преподавателей
      за деньги
      за мнение работодателей.

Войдут ли 5 российских вузов в мировые рейтинги к 2020 году?

     да, вероятно войдут
     да, войдут, но 1-2 вуза
     войдут, но в некий новый рейтинг, которого сейчас нет
     не войдут, нас не хотят видеть
     мне все равно, это не влияет на работу.

Что мешает российским вузам развивать международную интеграцию?
     не хватает денег
     недостаточное владение иностранными языкамслабая
     известность за рубежомнедоверие к вузам из-за низкой цитируемости научных работ
     консервативность подходов в управлении вузов 
     ничего не мешает, мы интегрируемся.

На достижения каких университетов вы ориентируетесь, разрабатывая стратегию вуза?

     топ-100 иностранных университетов
     университет за пределами топ-100 
     университет СНГ 
     не ориентируетесь ни на что.

«Эксперт РА» представил собственный глобальный рейтинг топ-200, в основу которого лег следующий основной критерий: где готовят кадры для лучших компаний мира? Лучшие компании мира были отобраны по данным шведской компании Universum, регулярно составляющей списки наиболее привлекательных работодателей. В рейтинг вошли семь российских вузов:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – 47 место
  • НИУ «Высшая школа экономики» – 141 место
  • Санкт-Петербургский государственный университет – 168 место
  • Финансовый университет при правительстве РФ – 177 место
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана – 179 место
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова – 180 место
  • Новосибирский государственный университет – 194 место.

По мнению Виктора Садовничего, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, существующие рейтинги не отражают основную миссию университетов, являющихся центрами образования, науки и культуры. Эти рейтинги ориентируются на другую модель  университета - технологического, небольшого размера, оснащенного оборудованием и обладающего эндаунментами. Нужны рейтинги всеобъемлющие, разные, составленные с учетом общественного мнения, имеющие больше точек отображения. Выход из сложившейся ситуации ректор МГУ видит в создании,  совместно с университетами стран СНГ, международно признаваемого рейтинга, основанного на большом количестве критериев.

Виктор Кокшаров, ректор УрФу, считает, что рейтинги необходимы, так как дают материал для сравнения, оказывают влияние на политику в сфере образования. Все больше и больше абитуриентов выбирают университеты других стран на основе рейтингов. России трудно участвовать в англоязычных рейтингах, поэтому необходимо создавать рейтинг совместно со странами СНГ за счет общности имеющихся связей.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, рассказал о первом,  еще не опубликованном глобальном докладе о будущем образования «Образование 2030», где прогнозируются серьезные изменения. В этом году «International Standards Organization» запретила оценивать образовательную деятельность организациям, осуществляющим эту деятельность. До 2020 года система всех трех рейтингов претерпит существенные изменения, поэтому  нельзя ориентироваться на те критерии, которые заявлены в них сейчас. Например, изменится система индексов цитирования как устаревший механизм. В мире происходит образовательная революция, широкое распространение получают онлайновые форматы обучения, которые обеспечивают учащихся оффлайновыми сертификатами. Вследствие этого можно ожидать, что в топ-100 в первой десятке в рейтинге 2020 появятся как минимум два онлайновых университета, чьи дипломы будут так же цениться, как сегодня  ценятся дипломы ведущих университетов. Прогнозируется, что эти учебные заведения, осуществляя сетевую модель сотрудничества с ведущими университетами, будут забирать в России не только лучших студентов, но и лучших школьников. В образовании наступает эпоха образовательных «стартапов». Вузы должны кооперироваться не с теми, кто опирается на капитализацию уже сложившихся брендов, а с теми, кто вкладывается в новые технологии, ценности, бренды. Факты таковы, что ни один из эндаунментов не показал положительной доходности - они убыточны. Сейчас университеты вкладывают инвестиции в те «стартапы», которые создаются внутри них самих. Необходимо ориентироваться на тех, кто работает на прорыв, а не тех, кто держится на бренде.

Участники форума сошлись во мнении о необходимости подобных рейтингов, обсудили их плюсы и минусы, а также возможности создания единого рейтинга для вузов России и стран СНГ.

                                                                                              Подготовлено по материалам Дарьи Миляевой, посетившей мероприятие

 

 

Основными темами для обсуждения стали: определение стратегических приоритетов для вузов стран СНГ, инструментов для повышения конкурентоспособности университетов и интеграции образовательных систем в международное пространство, а также сравнение подходов к формированию мировых и национальных рейтингов университетов. В форуме приняли участие около 300 представителей ведущих образовательных и экспертных организаций, СМИ,  компаний – лучших работодателей СНГ, а также органов власти.