• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Реформу образования в Крыму нужно начать с разъяснений российского законодательства

Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования ВШЭ Татьяна Абанкина приняла участие в круглом столе на тему «Интеграция образовательных программ Крыма в российскую систему образования», который состоялся в пресс-центре «Парламентской газеты».

9 апреля директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования ВШЭ Татьяна Абанкина приняла участие в круглом столе на тему «Интеграция образовательных программ Крыма в российскую систему образования», который состоялся в пресс-центре «Парламентской газеты».

В связи с тем, что в состав России вошли два новых субъекта Федерации – Республика Крым и город Севастополь, - возник вопрос о переводе всех образовательных учреждений, расположенных на их территории, на российские стандарты. Это касается и собственно образовательных стандартов, во многом отличающихся от украинских, и других аспектов работы системы образования. Об этих проблемах на круглом столе также рассуждали депутаты Госдумы из Комитета по образованию Алена Аршинова и Виктор Шудегов.

Перевод системы образования Крыма и Севастополя на российские рельсы, по мнению Татьяны Абанкиной, нужно начать с разъяснения основных положений закона «Об образовании в РФ», вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Высшая школа экономики по заказу Минобрнауки России уже провела семинары по разъяснению нового закона во всех субъектах Федерации, и теперь это необходимо сделать в Крыму. В образовательных учреждениях также необходим «ликбез» и на другие темы, связанные с российским законодательством, - руководители школ и вузов должны знать Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс, другие ключевые законы и прочие нормативные акты, которыми им теперь предстоит руководствоваться в своей работе.

Нужно продумать, как вести работу не только с педагогической, но и с широкой общественностью Крыма, прежде всего с родителями, чтобы создать конструктивную, доброжелательную обстановку и максимально снизить психологические риски.

В Крыму предстоит повышение зарплат работников образования, но одновременно и переход на нормативно-подушевое финансирование, новую систему оплаты труда и прочие финансово-экономические механизмы, которые, как считает Татьяна Абанкина, очень успешно внедрены в России. Хотя Крым участвовал во многих «вроде бы европейских проектах», никакой финансово-хозяйственной и академической самостоятельности образовательных учреждений там нет.

Поскольку в Крыму три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский, система образования полуострова должна адаптировать свои программы с учетом этих особенностей, а также с учетом национальных традиций и культур. В общем образовании можно ориентироваться на законодательство таких национальных республик в составе РФ, как Татарстан или Чувашия, где есть два государственных языка.

Политические отношения России с Украиной по-прежнему остаются сложными, Украина не признала результаты референдума в Крыму, поэтому, по мнению Татьяны Абанкиной, у жителей Крыма, которые учатся в украинских вузах, могут возникнуть проблемы. Нужно предложить им по желанию продолжить обучение в России, и российские университеты должны открыть им двери, даже если кому-то понадобится дополнительный курс русского языка. Примечательно, что большинство русскоязычных студентов на Украине учатся на естественных и математических факультетах, так как на национальном тестировании (аналог нашего ЕГЭ) они выбирали математику, физику, химию и другие точные науки. Даже при склонности к гуманитарным наукам сдавать соответствующие предметы на украинском языке им было сложно.

Татьяна Абанкина также предложила развивать в Крыму образовательный туризм. Круглый год там можно проводить конференции, выездные школы, проектные учебные сессии и даже устраивать специальные тренинги по командной работе, проектной работе и формированию навыков, которые, как показывают международные сравнительные исследования, у наших детей развиты недостаточно. Это, конечно, требует улучшения инфраструктуры, но ее недостатки с лихвой компенсирует гуманитарно-культурный контекст полуострова, тесно связанный с русской культурой, с именами русских писателей, художников и, конечно, с героическими страницами российской истории.

Борис Старцев