• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Педагогическое лидерство как ресурс повышения эффективности работы школы»

В г. Железнодорожный Московской области прошел семинар, организованный Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

 С 10 по 11 апреля 2014 года в городе Железнодорожный Московской области прошел III Межрегиональный семинар «Педагогическое лидерство как ресурс повышения эффективности работы школы». Семинар был организован Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ при поддержке Министерства образования Московской области и Комитета по образованию городского округа Железнодорожный. Целевую аудиторию составили руководители и специалисты региональных и муниципальных систем образования, институтов, центров и служб, осуществляющих повышение квалификации и методическое сопровождение проекта «Комплексное сопровождение разработки и реализации программ улучшения результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах», руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций участников Проекта. Участниками семинара стали представители пилотных регионов проекта: Ярославской,  Московской областей, Республики Карелия; а также представители регионов, принимавших участие в предыдущих межрегиональных семинарах и выразивших заинтересованность в участии в проекте:  Белгородская, Ивановская, Тверская,Томская, Тамбовская, Новгородская области и Чувашская Республика. Всего в семинаре приняли участие более 70 специалистов.

На пленарном заседании с приветственным словом к участникам семинара обратились С.А Чернуха, первый заместитель Главы Администрации г. о. Железнодорожный; В.С. Запалацкая, советник министра образования Московской области. Председатель комитета по образованию городского округа Железнодорожный А.Н. Зубова познакомила гостей с системой  образования городского округа Железнодорожный.

Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ С.Г. Косарецкий представил доклад по теме «Комплексное сопровождение разработки и реализации программ улучшения результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах». Выступление было посвящено перспективам развития проекта на региональном и муниципальном уровнях и форматам взаимодействия регионов с Институтом образования НИУ ВШЭ по вопросам поддержки школ, работающих со сложным контингентом.

Основными спикерами семинара стали ведущие мировые эксперты в области школьной эффективности и лидерства, известные как  руководители успешных проектов в области школьной эффективности, реализованных в Великобритании и Австралии: приглашенный профессор НИУ ВШЭ Профессор Альма Харрис и приглашенный исследователь НИУ ВШЭ Мишель Джонс (Великобритания). Напомним, что А. Харрис является президентом Всемирной ассоциации изучения эффективных школ (ICSEI), директором Центра образовательного лидерства университета Малайзии, профессором Института образования Лондонского университета, а М. Джонс - заместителем директора Института  образовательного лидерства Университета Малайзии. Иностранные гости провели тренинги и мастерские, вызвавшие большой интерес участников семинара.

На секции для руководителей органов управления образования состоялся разговор о путях, проблемах и перспективах реализации проекта в регионах РФ. Итогом работы первого дня стало заседание круглого стола «Педагогическое лидерство. Каким мы его видим в наших школах сегодня», где присутствующие обсудили вопросы педагогического лидерства в контексте повышения эффективности работы школы. В рамках заседания прозвучали выступления научного сотрудника ЦСЭРШ И.Г. Груничевой, представителей региональных и муниципальных органов управления образованием Ярославской, Московской, Томской областей, Республики Карелия. В ходе дискуссий был затронут широкий круг вопросов, касающихся перспективы межрегионального партнёрства и взаимодействия по разработке и реализации программ поддержки школ, работающих в сложном социальном контексте.

Второй день семинара полностью проходил в МБОУ «СОШ № 12» г. о. Железнодорожного   – пилотной школе проекта от Московской области. Управленческая команда школы представила на обсуждение участникам семинара программу перевода школы в эффективный режим работы, также были показаны шесть открытых уроков и мероприятий, отражающих специфику представленной программы.

Особый интерес участников семинара вызвали мастерские по развитию педагогического лидерства и моделированию  образовательной среды, мотивирующей к обучению. При этом присутствующие пришли к единому выводу, что современный руководитель школы должен быть не только эффективным менеджером, но и эффективным лидером в школьном коллективе.  

В ходе семинара команда проекта также проводила анкетирование и интервьюирование директоров школ с целью дальнейшего использования результатов этих опросов в исследовательской работе.

В заключение состоялась секция «Школьная среда, мотивирующая к обучению», в рамках которой были подведены итоги семинара. Участники поделились своими впечатлениями, отметили актуальность и важность темы, а также четко организованную, продуктивную работу семинара. Основным достижением семинара, по мнению присутствующих, стала возможность обмена опытом по работе образовательных организаций в сложных социальных контекстах, совместного поиска решения вопросов, которые имеются во всех школах, независимо от их местонахождения.  Учитывая остроту проблемы, участники подчеркнули свою крайнюю заинтересованность в обмене мнениями и высказали пожелания дальнейшего сотрудничества. 

По итогам семинара было принято решение о продолжении работы, направленной на развитие школьного лидерства и повышение школьной эффективности. В качестве основной темы следующего межрегионального семинара предложено обсуждение вопроса о роли образовательной среды в достижении высоких образовательных результатов.