• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование - налог или инвестиция?

В Международной конференции в Санкт-Петербурге приняли участие директор Департамента образовательных программ А.М. Сидоркин  и научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы И.Г. Груничева.

14-16 апреля в 2014 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «School Choice and School Differentiation in Comparative Perspective». 

Конференция стала площадкой для ученых и специалистов, занимающихся механизмами и эффектами выбора школ и социальной дифференциацией в образовании в разных странах. Возможность выбирать школу своему ребенку появилась всего несколько лет назад. Вскоре и ученые стали изучать условия и предпосылки этого выбора. На форуме они получили возможность представить предварительные и окончательные результаты своей работы, обсудить перспективы дальнейших совместных сравнительных исследований по этому направлению. Участниками конференции стали исследователи из Университета Сорбонны (Франция), Технологического Университета Таллина (Эстония), Университета Лондона (Великобритания), Лондонской Высшей школы Экономики и Политических Наук (Великобритания), Университета Вупперталья (Германия), Университета Уппсала (Швеция), Университета Исследований Будущего (Швеция), Университета Хельсинки (Финляндия), НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург, Москва).

Запоминающимся моментом конференции стала лекция директора Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ А.М. Сидоркина “How school choice work: Is schooling a labor tax or consumer good?”. Ученый попытался показать, что посещение школ старшеклассниками является некой формой налога, который на их семьи накладывает государство, но не потреблением услуг или инвестицией в будущее. Он привел данные о том, что в США заработная плата выпускника школы в среднем по стране несущественно выше зарплаты человека, который не окончил полный школьный курс. Таким образом, для бедных слоев населения два дополнительных года в школе – это, скорее, финансовая нагрузка, чем выгодное вложение. По мнению ученого, и российскую систему образования следовало бы реформировать с учетом этого момента.

Научный сотрудник
Центра социально-экономического развития школы Института образования И.Г. Груничева представила результаты исследований Центра по теме «Policy and Politics of School Сhoice in Post-Soviet Russia and Their Impact on Equality of Educational Chances and Opportunities».

С программой конференции можно ознакомиться здесь