В Институте образования ВШЭ прочитал лекции Петр Щедровицкий
14 и 16 мая известный методолог и интеллектуал Петр Щедровицкий прочитал короткий курс лекций студентам магистерской программы «Управление в высшем образовании». Лекции были открыты для других студентов и преподавателей по предварительной регистрации, но накануне ее пришлось прекратить: самая большая аудитория в здании на Милютинском переулке, где размещается Институт образования, не вмещала всех желающих.
Петр Щедровицкий – сын Георгия Щедровицкого, философа и методолога, основателя Московского методологического кружка. Он является консультантом по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров. Его лекции в Вышке, подготовленные в ходе размышлений автора над итогами практического применения идей Московского методологического кружка, были посвящены проблеме подготовки кадров и образования в рамках концепции углубленного разделения труда. «Интеллектуалы и те, кто только стремится пополнить их ряды, присоединяйтесь! Это действительно уникальная возможность и редкое удовольствие!» - написала одна из посетительниц страницы Института образования ВШЭ в Facebook.
«Для нас важно развивать формат открытых для публики сегментов образовательного процесса, - прокомментировал событие директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин. - В этом мы видим и исполнение социальной миссии Вышки, и возможность продвижения наших программ и наших идей, и возможность привлечения самых видных интеллектуальных лидеров нашего времени».
По мнению Александра Сидоркина, Петр Щедровицкий не только знаковая фигура, но и один из самых оригинальных российских мыслителей нашего времени. Наиболее интересной идеей, которую высказал ученый в своей первой лекции, является новый анализ теории Выготского о развитии речи с экономическим понятием разделения труда. Щедровицкий показал, что логика развития речи как включения других людей в свою деятельность аналогична логике разделения труда в производстве. Он также утверждает, что, по существу, любое повышение производительности труда имеет в своей основе ту или иную форму разделения труда. Это очень эвристичные идеи, проливающие свет на возникновение и развитие инноваций, в том числе и в области образования. В целом, соединение теоретических рамок экономики и психологии представляется очень перспективным путем исследования образования.
Нелишне вспомнить в этой связи, что Институт образования и был задуман как междисциплинарная площадка, на которой психологи, социологи, культурологи, экономисты и педагоги получают возможность совместной работы над самыми масштабными проблемами образования, где магистранты и аспиранты включены в реальный исследовательский процесс. Курс открытых лекций Щедровицкого - пример такого взаимодействия, которое потенциально может привести нас как к научным прорывам, так и к созданию нового поколения образовательных программ.
С лекциями Петра Щедровицкого можно ознакомиться на сайте Научного фонда имени Г.П. Щедровицкого и на Youtube.