• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что может дать изучение и сравнение образовательных траекторий в современных обществах?

Во Флоренции прошёл воркшоп в рамках проекта eduLIFE,в котором приняли участие сотрудники Центра культурсоциологии и антропологии образования ИнОбра Дмитрий Куракин и Диана Янбарисова.

22-23 мая 2014 г. во Флоренции прошёл воркшоп в рамках проекта eduLIFE,в котором приняли участие сотрудники Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Диана Янбарисова.

EduLIFE – направленный на изучение и сравнение образовательных траекторий в современных обществах международный сравнительный проект, возглавляемый известным исследователем образования Хансом-Петером Блоссфельдом. В проекте анализируются лонгитюдные данные по образованию в ряде европейских стран: Германии, Италии, Франции, США, Австралии, Дании, Швеции, России и некоторых других. С момента своего старта в 2012 году проект прошел две  фазы: исследование образования для взрослых (2012 г.) и исследование перехода учёба-работа (2013 г.). В 2014 г. началась третья фаза, нацеленная на изучение различий в среднем образовании и их влияния на неравенство возможностей в образовательных системах разных стран. Образовательные системы сильно различаются по странам на уровне среднего образования, к примеру, в части точек разветвления траекторий и возможностей переходов между отдельными треками. В каком возрасте происходит принятие решений, от которых зависит вся будущая карьера; кто и как эти решения принимает, – национальные образовательно-профессиональные ландшафты в существенной степени формируются в зависимости от ответов на эти вопросы. А сравнение позволяет лучше разобраться в устройстве каждого из них.

Анализ образования в России осуществляется на данных национальной панели «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий школьников и студентов», проводимой в Институте образования. Включение данных Мониторинга в такой проект как eduLIFE – это важный шаг к международному признанию, который свидетельствует о высоком уровне и существенном потенциале исследования. В настоящее время на репрезентативной общероссийской выборке, послужившей основой для международных исследований TIMSS-2011 и PISA-2012, проведены уже две волны исследования (первая – в 2011-2012 гг. среди учащихся 9-х классов, вторая – в 2013-2014), в настоящее время идёт сбор данных по третьей волне. 

На состоявшемся воркшопе участники представляли образовательные системы изучаемых стран, базы данных, на которых запланирован анализ, а также первые предварительные результаты. Исследованием образования в России в проекте занимается научная сотрудница eduLIFE, кандидат в PhD в Институте Европейского Университета (European University Institute) Юлия Косякова, директор Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Дмитрий Куракин и младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования Диана Янбарисова.

Перспективным направлением для анализа российских данных представляется исследование так называемой «нетипичной» траектории: перехода из среднего профессионального образования к высшему. Данные лонгитюдного исследования говорят о том, что в СПО уходят многие из тех, кто в итоге рассчитывает получить высшее образование. Этот «непрямой» путь к высшему образованию явно заслуживает более пристального изучения, в ходе которого можно узнать и о системных трансформациях в сфере образования, и о логике принятия важнейших жизненных решений индивидами и их семьями.

На следующем воркшопе, который пройдёт во Флоренции осенью 2014 г., будут представлены финальные результаты исследования. Предполагается опубликовать их в качестве отдельной главы в книге по результатам третьей фазы проекта, выпуск которой запланирован на 2015 - 2016 гг.