• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В столичном Государственном музее-заповеднике "Царицыно" прошел Саммит деловых кругов «Сильная Россия»

Активное участие в работе Саммита приняли ряд сотрудников Института образования НИУ ВШЭ: В.А. Болотов, И.В. Абанкина, О.А. Подольский.

1 июля в в главном дворце ГМЗ "Царицыно" состоялся пятый по счету Саммит деловых кругов «Сильная Россия» - ежегодное международное мероприятие в социально-экономической сфере, направленное на инновационное развитие регионов России, презентацию крупных высокотехнологичных региональных проектов, а также развитие межгосударственного сотрудничества и улучшение инвестиционного климата страны. Организатором Саммита выступает Агенство Стратегических Программ.

В этом году форум традиционно собрал руководителей крупнейших предприятий России и зарубежья, губернаторов, руководителей профильных министерств и ведомств, представителей региональных властей, экспертного сообщества и научных кругов, ведущих общественных организаций России.

В рамках Саммита в диалоговом режиме прошли пять тематических панельных дискуссий, в одной из которых - «Образование для профессий XXI века: глобальные перемены или продолжение традиций?» - приняли участие ряд сотрудников Института образования НИУ ВШЭ: В.А. Болотов, И.В. Абанкина, О.А. Подольский.

Организаторы панельной дискуссии «Образование для профессий XXI: глобальные перемены или продолжение традиций?» пришли к выводу, что определенные факторы, вышедшие сегодня на первый план в жизни страны, а именно: введенные против России санкции и угроза изоляции страны, напряженный бюджет и необходимость срочного развития импортозамещающих отраслей экономики, сложившаяся демографическая ситуация, когда число выпускников школ приближается к числу бюджетных мест в высшей школе, - создают уникальные условия и необходимый уровень напряжения для модернизации многих сфер общественной жизни - и, прежде всего, сферы подготовки кадров для новых профессий и рабочих мест. Эти факторы и предопределили круг вопросов для обсуждения на образовательной панельной дискуссии:

  • Обсуждение презентации АСИ и МШУ «Сколково» версии «Атласа новых профессий».
  • Модельные сценарии преобразования образовательного пространства.
  • Управление иерархическими образовательными организациями и неиерархическими образовательными сетями: конфликт или возможность новой гармонии.
  • Барьеры и необходимые условия (организационно-технические и финансово-материальные) перехода образовательных организаций к подготовке специалистов по новым профессиям.
  • Готовность российских образовательных организаций к формированию тринитарной структуры профессиональных компетенций для новых профессий (надпрофессиональные навыки и умения, кросс-отраслевые и внутриотраслевые специализации): сливать или разделять?
  • Необходимые компетенции и профессиональные качества научно-преподавательского состава (НПС) для подготовки специалистов по новым профессиям.
  • Новые профессии в сфере образования. Кто научит учителя?
  • Особенности формирования системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации НПС для участия в работе по подготовке специалистов по новым профессиям.
  • Научная и общественно-профессиональная аттестация специалистов высшей квалификации – два «крыла» аттестации НПС для новой высшей школы.
  • Научная и общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ – необходимый континуум образовательного контента для подготовки специалистов по новым профессиям.
  • Национальная система реализации «Индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)» – переход от поточно-массового производства усредненных специалистов к формированию индивидуально «заточенных» профессионалов для новых отраслей экономики. 
  • Управление мотивациями человека к обучению и труду.
  • Целеполагание в образовательном процессе и особенности профориентационной деятельности.
  • Трудоустройство студентов.
  • Опыт Центра дистанционного образования Республики Дагестан при участии МГУ имени М.В. Ломоносова в практико-ориентированном обучении кадров отдаленных населенных пунктов.
  • Опыт регионов в практико-ориентированном обучении и подготовке кадров высшей квалификации.  

Одним из ключевых участников дискуссии стала директор Института развития образования И.В. Абанкина. Ее доклад на тему «Финансово-экономические условия перехода образовательных организаций к подготовке по новым профессиям: возможности и ограничения» получил высокую оценку. За личный вклад в успешное проведение форума, профессиональную компетентность и содержательное выступление Ириной Всеволодовной была получена благодарность организаторов форума.

Панельная дискуссия «Образование для профессий XXI века: глобальные перемены или продолжение традиций?»