• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Иокогаме (Япония) состоялся XVIII Международный социологический конгресс

Институт образования на конгрессе представляли директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий и научный сотрудник Центра Ирина Груничева.

Мероприятие подобного масштаба, впервые в его истории проведенное в азиатско-тихоокеанском регионе, было посвящено вопросам социального неравенства. Конгресс прошел под лозунгом Facing the Unequal World. Challenges to Global Sociology.

Представители 183 стран мира обсуждали на конгрессе вопросы социального неравенства сквозь призму всех областей общественной жизни в текущей ситуации и в перспективе ее развития. На сессиях и круглых столах секции «Социология образования» было представлено 145 научных работ по широкому спектру проблем, с которыми связан глобальный рост образовательного неравенства.

Институт образования НИУ ВШЭ с анализом образовательной политики постсоветской России, в контексте ее влияния на ситуацию с образовательным неравенством и интересами социальных групп, представляли директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий и научный сотрудник Центра Ирина Груничева. Данный анализ был выполнен в рамках реализации проекта «Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании», поддерживаемого Программой фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Основные акценты в докладе были сделаны на росте неравенства в общем образовании в постсоветской России под влиянием неолиберальных реформ в образовании, осуществлявшихся в условиях сохранения элементов этакратического уклада советского общества. На фоне значительного количества докладов, посвященных неолиберальным реформам и связанным с ними социальным проблемами, была показана специфика постсоветской России, заключающаяся в том, что в условиях легализации рыночных механизмов взаимодействия образовательных институтов и граждан дифференциация школ и растущее неравенство обусловлено не только открытой конкуренцией и собственными заслугами индивидов, но и связано с внерыночными (теневыми, коррупционными, номенклатурными привилегиями) механизмами доступа к ресурсам.

Лейтмотивом современной повестки, представленной на конгрессе, стал доклад программного координатора секции «Социология образования» Гари Дворкина, профессора Хьюстонского Университета (США), под названием «Neo-Liberal School Accountability Policies and Gaming by School Personnel: Consequence for School, Children, Teachers and Society». В своем выступлении профессор привел доказательства (на примере США и Великобритании) того, как навязывание неолиберальных стандартов - в области образовательных программ, методов преподавания, тестирования, оценки, подготовки учителей, финансирования школ - привело к росту требовательности по отношению к школам в части демонстрации эффективности, которая одновременно должна выражаться как в росте образовательных результатов, так и в сокращении финансовых расходов. Таким образом, по мнению Г. Дворкина, зарождается так называемая «иерархия недоверия», которая провоцирует всех акторов в системе образования ориентироваться скорее не на сами образовательные результаты, а на их видимость. В системе происходит серьёзное смещение ценностей доверия - от доверия «органичного» к доверию «контрактному» (Bryk, Scheider, 2002). Для учителей главным гарантом их профессиональной безопасности становится достижение любой ценой высоких показателей стандартизированных тестов, хотя они ощущают существенный рост недоверия к ним как к самостоятельным звеньям цепи, способным работать на благо своих учеников. Главным в работе становится выработка механизмов профессиональной защиты. Важным результатом такой трансформации «органичного» доверия в доверие «контрактное» стали:

- постоянные попытки всех акторов – администраторов, учителей, учащихся, родителей - «обыграть», «обойти» систему;

- значительный рост степени профессионального выгорания как работников школ, так и управленцев системы на разных уровнях, отвечающих за образовательные результаты.

Сравнительный характер и доказательность результатов подобной трансформации англо-саксонской модели образования дают основания для поиска параллелей в текущей отечественной образовательной политике и оценки перспектив ее влияния на систему образования, как воспроизводящую социальное неравенство и рождающую его новые формы.

В целом представленные на конгрессе доклады продемонстрировали, как в глобальном масштабе формируется мейнстрим современных исследований в области социологии образования.

Исследования Института образования НИУ ВШЭ уже в достаточной степени соотносятся с мировыми трендами, а новые перспективные направления должны найти отражение в программе Института.

Мы на Facebook и ВКонтакте.