• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция «Интеллектуальные основания современного образования»

Мыслями о перспективах использования модели либерального образования для разработки новых модулей программ педагогического бакалавриата делится Н.В. Бысик, принявшая участие в форуме.

14 – 16 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция «Интеллектуальные основания современного образования». На форуме обсуждались перспективы развития либерального образования в России и других странах в контексте наиболее значительных явлений и изменений в культурном и интеллектуальном пространстве современности.

Организатором конференции стал Факультет свободных искусств Санкт-Петербургского государственного университета, где реализуется концепция либерального образования. Форум собрал более 200 участников из России, государств СНГ, Европы и США. Они представляли около 40 исследовательских и образовательных учреждений, а также научных и образовательных организаций, профессиональных ассоциаций, которые занимаются изучением и реализацией программ, построенных на принципах либерального образования.

Научный сотрудник Центра лидерства в образовании Н.В. Бысик, присутствующая на конференции, рассказала, что участие в работе форума принимали ректор Московского педагогического государственного университета А.Л. Семенов, представители Казанского и Южного Федерального университетов и других вузов – исполнителей Проекта модернизации педагогического образования, в котором Институт образования НИУ ВШЭ является оператором.  По словам Надежды, в рамках Проекта модель либерального образования является основой для  разработки и апробации новых модулей программ академического педагогического бакалавриата, предполагающего академическую мобильность студентов второго-третьего курсов обучения.

Модель либерального образования характеризуетcя тем, что, вместо заучивания огромного числа отдельных событий, случаев и фактов, отдает предпочтение воспитанию критического мышления и способности решать задачи, которые не описаны в учебниках. Важнейшее преимущество либерального образования -  внимание к  фундаментальным основаниям культуры.  Таким образом, в основе концепции многопрофильного бакалавриата (Liberal Arts) лежит существенное различение профессионального и широкого академического образования, личностно-ориентированного, направленного на формирование "ума" – то есть критического и креативного мышления, системы ценностей и моральных качеств гражданина.  

Несомненное преимущество либерального образования - это возможность сознательного выбора направления профессионализации в оптимальный для этого момент на пути получения высшего образования. Именно эта идея использована при разработке модулей программ педагогического бакалавриата, предполагающего возможность получения студентами первого-второго курсов широкого гуманитарного и естественнонаучного образования и дальнейшую педагогическую специализацию. Это дает педагогическим вузам возможность отбирать студентов, желающих и способных стать педагогами, из числа студентов всех вузов, в том числе и студентов непедагогических направлений подготовки. Расширение траекторий и способов получения педагогического образования, в свою очередь, должно решать задачу преодоления «двойного негативного отбора» на педагогические специальности, который наблюдается последние годы.

Однако, опыт либерального образования интересен не только моделями и траекториями подготовки. Программы Liberal Arts включают курсы по развитию критического мышления, исследовательских умений, формированию гражданской позиции студентов. Либеральное образование отличается преобладанием интерактивных методов и форм. Основа обучения – диалог студентов и преподавателей в рамках небольшой (до 25 человек) академической группы. Это позволяет формировать у студентов  компетенции, соответствующие  действующему ФГОС общего образования и требованиям к подготовке педагогов, способных работать по новому ФГОС. Именно поэтому опыт обучения по программам либерального образования так интересен для подготовки педагогов.

Надежда отметила, что на конференции были представлены две модели обучения: американская, когда подготовка всех бакалавров ведется по программам Liberal Arts, и европейская, использующая программы для элитарных студентов в университетских колледжах. Обе модели имеют и преимущества, и недостатки, но в любом случае модель либерального образования заслуживает внимания.

В 2015 году Центр лидерства в образовании планирует продолжить взаимодействие с Факультетом свободных искусств СПбГУ с целью продвижения элементов модели либерального образования в педагогических вузах.