Инновационное оформление Института образования НИУ ВШЭ вызвало дискуссию
В «Учительской газете» №4 от 26 января 2016 года была опубликована провокативная статья Михаила Изотова «Конкурс великих: кто следующий?», где речь шла о проекте «Линия жизни» Института образования НИУ ВШЭ. В рамках этого проекта на стенах здания Института в Потаповском переулке размещены цитаты известных ученых-педагогов и их фотографии в разные периоды жизни – в детстве, юности, молодости, зрелости. Статья в «Учительской газете» вызвала живую реакцию в социальных сетях (во многом из-за критических замечаний автора в адрес некоторых великих педагогов). Впервые содержание оформления интерьеров Вышки стало предметом дискуссии, выплеснувшейся за пределы университета.
В качестве обратной связи 09 февраля газета опубликовала статью «Инновационное оформление Института образования НИУ ВШЭ вызвало дискуссию», текст которой мы приводим целиком.
«В статье проект был назван конкурсом, в рамках которого эксперты выстраивали рейтинг ведущих педагогов XX века. Но на самом деле конкурса не было. Сотрудники Института образования просто выбрали пятерку педагогов, портреты которых они хотели бы видеть в коридорах института. К идее конкурса, как и к суждениям автора статьи о замечательных педагогах, Институт образования отношения не имеет.
Проект «Линия жизни» был реализован еще полгода назад в рамках оформления интерьеров здания в Потаповском переулке. Над дизайном всех помещений работала совместная группа Школы дизайна и Института образования Вышки. В этой совместной работе родилось много интересных идей, в том числе идея представить выдающихся людей в разные периоды их жизни.
Фотографии и цитаты пяти замечательных педагогов - Василия Давыдова, Марии Монтессори, Антона Макаренко, Джона Дьюи и Олега Газмана - появились в коридорах института 12 сентября 2015 года. Как и предполагалось, на фотографиях они запечатлены в разном возрасте.
«Суть проекта в том, что, поднимаясь с первого на четвертый этаж, проходя по коридорам нашего института, любой посетитель сможет задуматься над ключевыми вопросами науки об образовании, - говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. - Как развивается человек? Как из ребенка вырастает взрослый? Как ветвится линия жизни? Можем ли мы увидеть в глазах маленького Газмана или молодой Монтессори их великое и трудное будущее?»
Попыток «определить имена ведущих педагогов ХХ века», чтобы увековечить именно их память, не было, идея конкурса выглядела бы как минимум странной, ведь все эти люди замечательны по-своему. На месте, скажем, Антона Макаренко мог оказаться Януш Корчак, Лев Выготский, Георгий Щедровицкий, Константин Ушинский. Конечно, институт хотел бы представить гораздо больше замечательных педагогов из разных стран и разных эпох, но на стенах для этого недостаточно места. Критериев для окончательного выбора было три: идейная близость, представление разных стран, возможность найти детские фотографии.
Статья в «Учительской газете» вызвала живую реакцию в социальных сетях (в том числе из-за критических замечаний автора в адрес некоторых великих педагогов). Пожалуй, впервые содержание оформления интерьеров университета стало предметом дискуссии.
В Институте образования есть еще один проект, связанный с выдающимися педагогами и деятелями образования, - «Именные аудитории».
Как и в проекте «Линия жизни», ученых, чьими именами названы аудитории, сотрудники института выбирали совместно, не пытаясь определить лучших из лучших, руководствуясь собственными научными интересами и ценностями».
Автор статьи – Борис Старцев, обозреватель новостной службы корпоративного портала ВШЭ