• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Конференция исследователей социальных сетей в Израиле

Значительная часть исследований аспиранта Института образования НИУ ВШЭ, младшего научного сотрудника Центра изучения инноваций в образовании Ивана Смирнова связана с анализом социальных сетей. С 15 по 18 января Иван принимал участие в конференции NetSci-X. В этом году она проходила в Тель-Авиве.

В мире существует два сообщества ученых, занимающихся анализом социальных сетей. Одно состоит преимущественно из социологов, а другое – из представителей естественных наук. Наиболее престижная конференция первого сообщества – Sunbelt, а второго NetSci, зимняя версия которого называется NetSci-X.

Ключевыми докладчики конференции 2017 г. стали László Barabási, Alex Pentland и Lada Adamic. Albert-László Barabási – один из самых известных исследователей, занимающихся сетями. Он рассказывал об исследовании, посвященном успехам в научной карьере, которое показывает, что наиболее цитируемая статья может с одинаковой вероятностью быть опубликованной на любом этапе карьеры ученого.

Alex Pentland – ученый, помогавший создавать MIT Media Lab и входящий в семерку наиболее влиятельных data scientists по версии Forbes. Его доклад был посвящен тому, что люди очень плохо предсказывают, кто считает их друзьями, и тому, какие последствия это может иметь для изучения взаимного влияния.

Lada Adamic — руководитель одного из направлений data science в Facebook. Она говорила о распространении мемов в Facebook и об интеграции сообществ иммигрантов в США.

Одним из наиболее интересных для Ивана докладов на конференции стало выступление Sune Lehmann, который рассказывал о Копенгагенском Сетевом Исследовании. В рамках этого проекта 1000 студентов получили телефоны, вся информация с которых, включая географические координаты с разрешением в 5 минут, сохранялась на протяжении года. Помимо данных, полученных с использованием мобильных телефонов, были получены данные о студентах из Facebook, а также проведена серия опросов. Недавно вышла очередная статья по результатам проекта.

Я представлял свое исследование, посвященное сегрегации в цифровом пространстве. Несмотря на то, что в Институте образования активно изучается тема неравенства, до сих пор недостаточно внимания уделяется тем изменениям, которые происходят в связи с распространением цифровых технологий. С одной стороны, благодаря интернету учащиеся больше не ограничены своим ближайшим окружением и имеют дополнительную возможность преодолеть свой социально-экономический бэкграунд. С другой стороны, интернет может способствовать сегрегации и ограничивать социальную мобильность.

Смирнов Иван Борисович
Центр изучения инноваций в образовании: Младший научный сотрудник

Данные из социальной сети ВКонтакте позволили Ивану изучить детальную историю взаимодействия 6580 школьников и студентов на протяжении 42 месяцев. Была обнаружена сильная сегрегация учащихся по академической успеваемости в цифровом пространстве. Также было показано, что эта сегрегация формируется с течением времени за счет того, что учащиеся предпочитают образовывать новые дружеские связи с теми, кто похож на них по академической успеваемости, и разрывать связи с теми, кто не похож.

*****


Аспирантская школа по образованию Института образования ВШЭ - предварительная оценка портфолио онлайн с 1 марта 2017 г. Подробнее тут.