Успехи первоклассников в чтении зависят от общения с родителями
Ребенок быстрее учится читать, если семья еще до школы развивает его речевые навыки и языковое чутье, показало исследование сотрудников Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
Исследователи протестировали свыше 2700 детей в начале и в конце первого года обучения. Выяснилось, что чем выше уровень речевого развития ребенка, тем легче ему освоить чтение. При этом важнейший вклад в такое развитие вносит семья. Дети вовлеченных родителей с хорошим культурным багажом учатся читать быстрее. А читательская грамотность, как известно, способствует и успеху в учебе в целом, причем не только в начальной школе.
Механизм обучения прост: для беглого и осмысленного чтения первокласснику нужно иметь хороший словарный запас и фонематическую подготовку. Под этим подразумевается умение соотносить буквы и звуки, устанавливать связь между «видимым и произносимым словом». Чем богаче речь ребенка и чем лучше его фонематические навыки, тем легче ему научиться читать и анализировать текст, отмечают исследователи.
Эти умения во многом формируются в общении с родителями. Если мать и отец вкладывают в занятия с дошкольником много сил и времени, говорят с ним на живом и правильном языке, то в первом классе он читает лучше и демонстрирует больший прогресс в чтении по сравнению с ровесниками.
Особенно полезно читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное, подчеркивают исследователи. Эти так называемые неформальные практики более эффективны, чем формальные, когда детей, как в школе, просто учат буквам и читают с ними азбуку. Это, разумеется, тоже важно – развивать грамотность. И все же совместное погружение родителя и ребенка в текст – более действенная практика. Тут формируется целый комплекс умений. Дошкольник не просто учится быть грамотным, но и расширяет свой словарный запас, учится понимать текст на слух и осмыслять прочитанное.
Ученые подчеркивают: если у ребенка скудный словарь и неразвитый фонематический слух, он будет медленнее продвигаться в чтении, даже если умел читать еще до школы.
Среди факторов, ускоряющих прогресс в чтении, многие исследователи также называют психологические навыки: самоконтроль, умение сосредоточиться (внимательность), самостоятельность, дисциплину и умение общаться.